Апокалипсис
АПОКАЛИПСИС.
Всё созидается лишь ценой соответствующего разрушения. П. де Шарден.
Последнюю книгу Нового завета, «Откровения святого Иоанна Богослова», часто называют ещё «Апокалипсис», что в переводе с греческого и означает откровение. Её содержание обычно трактуется как описание конца света. Попробуем дать ей другое, может быть, более современное объяснение. Для этого вначале расставим основные акценты.
• Книга начинается (гл. 1, п.п.8, 10 и 17) и заканчивается (гл. 21, п. 6; гл. 22, п.13) провозглашением, что Господь есть «Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».
• Между этими главами идёт описание событий по уничтожению мерзостей человеческих на земле. Даже из качественной характеристики этой расправы над грешниками видно, что она носит характер циклоиды, которая начинается с какого-то устойчивого состояния и таким же, но новым устойчивым состоянием заканчивается.
• Основные точки этой «циклоиды» определяются событиями, связанными с числом 7.
Опуская детали, зафиксируем наше внимание на началах главных апокалиптических действий.
Агнец последовательно снимал семь печатей (конечно, не сургучных, а печатей как запретов). После снятия каждой печати Иоанн Богослов видел следующее:
1. …и вот, конь белый и на нём всадник, … он как победоносный, и чтобы победить.
2. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
3. … и вот конь вороной, и на нём всадник; имеющий меру в руке своей.
4. … и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним …
5. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных, за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
6. И когда Он снял шестую печать, …произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.
( п.п. 1 –6 из гл.6).
7. И кода Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. (Гл. 8).
Далее в «дело» вступили 7 Ангелов, имеющие 7 труб. По трубным сигналам первых 6 Ангелов происходили страшные катаклизмы. Но вот:
– И седьмый Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира содеялось Царством Господа нашего и Христа Его, и будут царствовать во веки веков» (гл.11, п.15).
Можно сказать, что закончилось глобальное сражение между Добром и Злом и Добро победило:
– … ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших,… (гл. 12, п. 10).
Потом происходили ещё события по окончательному искоренению зла. И, наконец, «циклоида» заканчивается. Возник новый мир – царство Божие. (См. гл.21):
1. И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. (П.1).
2. И отрёт бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. (П.4).
3. И сказал Сидящий на престоле: сё, творю всё новое. (П.5).
4. И сказал мне: совершилось ! Я есьм Альфа и Омега, начало и конец; …(п. 6).
Теперь обратимся к знаменитому труду Мари-Жозефа Пьера Тейяра де Шардена «Феномен человека» [55]. Сегодня его идеи приобретают как бы второе дыхание, поскольку современная наука вплотную подошла к разработке так называемой «третьей» линии (наряду с идеализмом и материализмом) – соединения науки и религии. Кроме того, исключительно актуален и мощный пафос всей книги П. Шардена – показать перерастание феномена человека в феномен человечества. Достаточно обратить внимание на деятельность ООН, современные тенденции глобализма, создание коммуникационной паутины интернета, и т.д.
П. Шарден ввёл в науку понятие универсума как бесконечной и неуничтожимой основы мира и привязал «ткань универсума» к начальной и конечной точкам, назвав их соответственно альфа и омега.
Первая отождествляется со своеобразным центром, к которому «привязаны» радиусы расширяющихся сфер, олицетворяющих меняющиеся уровни организации универсума.
Точка омега – это некий символ будущего единства мира, та целостность, которая «генетически» заложена в сегодняшнем и которая определяет всё развитие ткани универсума.
Альфа обозначает начальную целостность, омега – целостность конечную. Первая разрушается, создавая «строительный материал» для второй. Конечно, альфу и омегу не следует представлять себе как геометрические точки. Это образы состояний универсума.
Чтобы их понять, полезно обратиться к известной из школьных курсов физики и химии диаграмме, показывающей соотношение воды, пара и льда при различных значениях давления и температуры.
На этом графике каждое поле между линиями, разделяющими фазы, характеризуется двумя степенями свободы. Это означает, что на каждом из этих полей и давление (Р), и температура (Т) могут изменяться одновременно и такое изменение не влияет на сохранность фазы: вода в своём поле останется водой, лёд — льдом, а пар — паром.
На самих линиях картина уже другая. Независимой переменной будет только одна координата: либо Р, либо Т. Какую-то из них мы можем изменять произвольно, но чтобы удержаться на линии, теперь мы уже вынуждены соответствующим образом изменить и вторую координату.
Если этот факт перевести на формальный язык, то следует говорить, что каждая линия описывается неким уравнением с переменными Р и Т при условии фазового равновесия, т.е. условии, когда переход одной фазы в другую компенсируется обратным процессом, например, вод ; пар, вода ; лёд.
Для нашей темы на диаграмме Р-Т интересна самая верхняя точка – С, обладающая уникальными свойствами. Начиная с этой точки, вода и пар неразличимы. Принято говорить, что в ней и после неё вода обладает свойствами пара, а пар — свойствами воды. Иными словами, это область, где границы вода–пар нет или, что в данном случае одно и то же, граница находится везде.
Уравнение, описывающее граничную линию Р-Т в точке С, перестаёт «работать». Его решения как бы взрываются. Вместо того, чтобы для одного значения величины Т получить одно и только одно значение другой координаты Р (или наоборот), мы почему-то должны получать бесконечное множество значений второй переменной.
Заметим, что точка С (она называется критической) получена экспериментально. Таким образом, природа по неизвестным нам причинам вдруг отменяет нашу начальную конвенцию, она не хочет более сотрудничать с нами по нашим правилам, она предлагает нам свои. Возможно, в этом частном случае природа нам показывает общий феномен – существование точек альфа и омега.
Чтобы построения П. Шардена не показались вам чем-то мистическим, дадим небольшую справку о нём.
Он родился 1 мая 1881 г. в фермерской семье в Оверни (горная страна в центре Франции). По материнской линии являлся прямым потомком родной сестры Вольтера. Это мы всё к тому, что в жизни человека место рождения играет важную роль, да и генетическая канва тоже. П. Шарден заканчивает иезуитский коллеж и становится членом ордена иезуитов. Затем он продолжает образование в иезуитской семинарии и преподаёт физику и химию тоже в иезуитском коллеже, но уже в Каире.
Его научные интересы формируются в основном в области естественных наук и особенно в направлении геологии и палеонтологии. В 1920 г. он защищает в Сорбонне докторскую диссертацию по млекопитающим нижнего эоцена Франции и становится профессором кафедры геологии в Католическом университете в Париже. Христианские основы в образовании и воспитании, привязанность к ордену и зависимость от него во многом определили трагичность судьбы П. Шардена как учёного естественника. У него не было того «иммунитета» к консерватизму католического образования, которым обладали, скажем, Эрнест Ренан, автор вольнодумной и столь же знаменитой книги «Жизнь Иисуса» и Анатоль Франс – также воспитанников католических школ. К слову сказать, и Чарльз Дарвин заканчивал богословский факультет университета, готовясь стать священником.
П. Шардену, может быть больше, чем другим был присущ внутренний конфликт между верой и разумом. Во всяком случае, предписания старших по ордену, он выполнял смиренно, без какого-либо открытого протеста. Запрет преподавать на французском языке заставил его покинуть Францию и по большей части жить и работать в Китае. К счастью, он попал как раз в ту экспедицию, которая открыла синантропа. Но зато с публикацией его научных трудов дело обстояло весьма скверно. Да и сложившаяся при жизни П. Шардена система запретов на открытое обсуждение его идей, по существу, создавало атмосферу их замалчивания. Орден считал, что в трудах учёного различие между человеком и животным показано таким, что делает вмешательство бога в генезис человеческой души ненужным. Это был главный грех П. Шардена перед церковью. Для ортодоксальных же материалистов его грех состоял, наверное, в том, что он, по их мнению, слишком настойчиво обсуждал мир духовный.
Пьер Шарден смог вернуться во Францию лишь в 1946 г. С собой он привёз готовую своего главного труда «Феномен человека». Но получить разрешение на публикацию оказалось делом безнадёжным. Пытаясь преодолеть запрет, он несколько раз переделывает первый вариант, пытается опубликовать хотя бы фрагменты, посещает Рим, но всё тщетно. Больше того, ему вторично запрещают выступать по философским проблемам, а затем даже ездить в Париж. Всё это побудило его в 1951 г. принять предложение из США по руководству археологическими раскопками в Африке. Но он уже мало что сумел сделать.
Компания замалчивания и неприятия его трудов сделала своё дело – состояние его было тяжёлым. Он умер 10 апреля 1955 г. в Нью-Йорке. Но и посмертная публикация трудов П. Шардена навлекла на него новые осуждения, сопровождавшиеся даже изъятием его книг из библиотек семинарий и других католических учреждений. Как пророчество самому себе в его дневнике за год до смерти записаны слова писателя Ж. Бернаноса: «Все приключения в области духа – это Голгофа».
Таким образом, мы видим, что П. Шарден, безусловно, хорошо знал Библию и, конечно, глубоко понимал смысл слов «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». В то же время его научные интересы и исследования в области естествознания давали ему возможность работать на стыке науки и христианства. Именно это обстоятельство, с одной стороны, определило его трагическую судьбу как исследователя, а с другой позволило на полвека опередить развитие стратегического мышления в мировой науке.
В подтверждение моих слов приведу слова самого П. Шардена:
– Исходя из ложно понятых евангельских принципов часто полагают, что делают честь христианству, низводя его до уровня слащавой филантропии. Не видеть в нём самую реалистичную и самую космическую из всех вер и надежд, значит ничего не понимать в его «тайнах». (Выделено мной).
В своём обращении к читателю П. Шарден пишет, что его труд (Феномен человека) «следует рассматривать не как метафизический и тем более не как теологический трактат, а как единственно и исключительно как научную работу».
Если попытаться как-то наложить базовую структуру «Феномена человека» на схему Апокалипсиса, то мы придём к неизбежному выводу, что все события Апокалипсиса заключены между точками альфа и омега. Иными словами, получается, что Апокалипсис символически описывает не события, ожидающие нас в грядущем, а эволюционное развитие человечества и нашу современную жизнь. Другими словами
МЫ ЖИВЁМ В АПОКАЛИПСИСЕ.
Пожалуй, будет интересным гипотетически связать открытие Агнцем печатей, описанное Иоанном Богословом, с историческими эпохами развития человечества.
История называет три «века» в раннем развитии человеческого общества: каменный, бронзовый и железный. То, что мы знаем о них, довольно хорошо согласуется с открытием Агнцем первых трёх печатей. Напомним их:
1. Конь белый и всадник победоносный, чтобы победить. Формируется человеческое общество, которому предстоит победить Природу и Мир.
2. Конь рыжий и всадник, чтобы взять мир и открыть эру братоубийства и покорения.
3. Конь вороной и всадник на нём, имеющий меру. В эту эпоху разрушительная деятельность человека приближается к границе экологического равновесия между техногенезом и Природой. Был момент задуматься. В науке появилось слово «экология» (Эрнст Геккель, 1869 г.).
Далее человечество вступает в век атомный, а затем, довольно быстро в век космический. А вот так обстоит дело с печатями Агнца:
4. Конь бледный и всадник на нём смерть. Всё это мы с вами застали и, наверное, здесь, как говорят, комментарии излишни.
5. Пятая печать скрывала под жертвенником души убиенных. Становится актуальной вероятность космических войн, а значит и разрушений космического масштаба. Возникает ситуация, когда человечество должно переосмыслить свою историю, как историю войн. Человечество осознаёт реальную возможность военного самоуничтожения.
Сегодня на фоне атомных и космических «достижений» мы входим в век экологический и видим впереди век ноосферный. И снова обнаруживаем, что в открытии печатей Агнца оба века просматриваются довольно отчётливо:
6. Иоанн Богослов увидел великое землетрясение, закрытие Солнца и Луны. Здесь не следует, как и ранее, всё воспринимать буквально, хотя антиприродная деятельность человечества в принципе может «закрыть» небо, приведя к деградации полюсов как основных холодильников Земли и создав планетарный смог. Но дело здесь в другом. Человечество уже перешло грань дозволенного. Оно разрушает Природу быстрее, чем та может реанимировать саму себя. Мы можем войти в экологический «штопор», из которого не сможем выйти.
7. Снятие седьмой печати вскрыло безмолвие. Видимо, понимать это следует как конец. И остаётся уже недолго. Но Апокалипсис открывает нам и надежду – точку омега.
Вообще говоря, точка омега, как символ новой целостности должен привести человечество к новому для него состоянию к ноосфере.
Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. французским философом и математиком Эдмондом Ле Руа. В буквальном смысле оно обозначает сферу разума планеты Земля.
На мой взгляд, в трудах по ноосфере довольно чётко просматриваются две стороны. Одну можно назвать внешней, другую – внутренней. Первая наиболее популярна и чаще всего именно её имеют в виду, когда говорят о ноосфере Вернадского. В ней заложено оптимистическое начало – разум это последний продукт эволюции биосферы в геологической истории нашей планеты. Эволюция это закон развития всего сущего, это движение вперёд. От этого не уйти и это хорошо. В последней прижизненной публикации, статье «Несколько слов о ноосфере» ;1944 г.; он писал: «Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. ... идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере».
Однако, известно, что эволюция имеет две ветви: прогрессивную и регрессивную. Мир асимметричен и, когда в одной его части порядка становится больше, в другой настолько же больше становится беспорядка.
Ноосфера формируется в недрах биосферы и из неё. Это – новообразование, это – структура высочайшей сложности в сравнении со всеми предшествующими структурами Природы. Понятно, что она формируется не из ничего, а за счёт чего-то. Это что-то и есть, в первую очередь, биосфера и, конечно, другие косные и биокосные составляющие Земли. В.И.Вернадский это прекрасно понимал, поскольку вначале рассматривал человеческую деятельность как процесс, наложенный на биосферу и чуждый ей по своему существу. Он видел то, что теперь мы называем техногенезом. Но, вероятно, восхищение достижениями научной мысли, бурное развитие которой происходило на его глазах, заставило поверить в то, что, в конечном счёте, человеческий разум призван творить доброе и вечное.
Человеку трудно допустить, что он может уничтожить сам себя, если он этого не захочет. Человечество, по мнению каждого человека, не похоже на самоубийцу. Он верит, что разум победит даже стихию геологического развития. Такая идея позволяет спокойней жить и думать, что всё как-то обойдётся. Человек верит в свою ноосферу.
Ноосферный оптимизм В.И.Вернадского чётко просматривается в подходе к оценке современных экологических проблем. Достаточно, в качестве примера, привести название, скажем, VII международной дискуссии: «Экобудущее: путь к катастрофе или ноосфере?» или такие названия статей – «Как создать ноосферу», «Экологический кризис и ноосфера» и т.п. Чувствуете, о чём идёт речь? Ноосфера способна исключить экологическую катастрофу. Наш разум нас спасёт, надо только срочно придумать какой-то выход, какую-то сильную идею и реализовать её на практике. Ведь человеку так многое уже удавалось. Неужели теперь не получится, когда ситуация в принципе понятна?
Но что такое человечество и может ли оно остановиться само, ... , по существу, остановиться в своём развитии? Разве оно может не потреблять? Это ведь тоже смерть.
Я не верю во всемогущество ноосферы как царства только разума, потому что не вижу доказательств, что разум всемогущ настолько, что может обуздать сам себя. Пока есть основания лишь констатировать его разрушительную деятельность в отношении той природы, которая его породила. Сегодня об этом говориться так много, что любой пример окажется повторением уже сказанного, написанного или увиденного. Ясно одно: за что бы разум не взялся, он всё портит и уничтожает. Разум нашёл электроэнергию, придумал и создал гидроэлектростанции. Результат – исковеркал реки, затопил плодородные земли, леса, пастбища, загубил рыбные богатства и т.д. Построил тепловые электростанции – завалил золо-шлакоотвалами землю, отравил атмосферу. Открыл радиоактивность – получилась атомная бомба. Примерам нет числа. Где же спасительные функции разума? Человек даже не способен прогнозировать и контролировать результаты своих открытий и изобретений. Рано или поздно он обращает их во зло самому себе. Так что, навряд ли, ноосфера в том понимании, которое в неё вкладывал В. И. Вернадский, спасёт мир.
В феномене ноосферы надо разбираться глубже. Маловероятно, чтобы она исчерпывалась только разумом. По-видимому, это ещё и сфера духа.
Ближе всего к пониманию духовного содержания ноосферы подошёл, пожалуй, опять же П. Шарден. Его универсум объединяет внешнюю и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. На этом понятии он строит всю историю феномена человека. Им подробно рассматривается преджизнь, появление жизни, возникновение мысли и, наконец, сверхжизнь как завершающий этап развития Земли. Универсум П. Шардена имеет начало – точку альфа и вершину – центр омега. Весь процесс развития универсума строится на ясном и простом тезисе: «Ничто в мире не может вдруг объявиться в конце, после ряда совершаемых эволюцией переходов (хотя бы и самых резких), если оно незаметно не присутствовало в начале». Иначе говоря, из ничего может быть только ничего. П. Шарден показывает как после металлической барисферы, силикатной литосферы, гидросферы и атмосферы на Земле намечаются очертания особой оболочки – зоны полимеризации, в которой «плавают освещаемые солнечными лучами вода, аммиак, углекислота». В этой, вначале примитивной, плёнке концентрируется «внутреннее Земли». Что Пьер Шарден имеет в виду?:
– Этим выражением ... я обозначаю «психическую» сторону той порции космической ткани, которая с самого начала оказалась ограниченной скромными размерами молодой Земли. В этом обособившемся лоскуте звёздного вещества, как и везде в универсуме внешняя сторона вещей неизбежно сопровождается соответствующим внутренним миром. ... с самого начала в земной материи была замкнута некоторая масса элементарного сознания. (Выделено мной).
Точнее и проще сказать трудно. Поэтому мы и воспользовались цитатой.
Внешнее и внутреннее устройство как явление целостного – вот та нить Ариадны, которую постоянно держит в руках П. Шарден. Морфологические особенности эволюции скрывают развитие сознания. Внутреннее прячется за внешним. Парадокс человека как раз и состоит в том, что в ряду антропоидов, мало выделяясь анатомически, он оказался резко обособленным по своей психики. Таким образом, можно говорить, что к вершине биологического ряда подошли многие, но последний принципальный шаг удалось сделать только Homo sapiens. Именно на его долю выпал тот квант энергии и вещества космоса, который формы психики поднял до уровня разума.
П. Шарден показывает, что любая зоологическая группа окружает себя определённой психологической оболочкой в виде тех или иных инстинктов. И человек здесь не является исключением. Человеческая фила (ветвь) внутри своей оболочки обладает чрезвычайной силой слияния, которая, в конечном счёте, создаёт конвергенцию духа, определяющую неизбежность центра омега как конца филы и высшего её достижения.
Ноосферу он называет то «мыслящим пластом» вне биосферы и над ней, то сам ноогенез рассматривает как развитие духа. Он пишет, что с появлением человека ... «Земля «меняет кожу»» ... и, даже ... «Более того, обретает душу».
Таким образом, в соответствии с теорией П. Шардена ноосфера появляется как высшая форма психики, как оболочка разума. Но в ней присутствует и духовная составляющая. Именно она и определяет развитие ноосферы, именно она и должна привести её к центру омега как миру духовному.
Разум приведёт нас в духовный мир. Это финиш, им и завершится ноосфера. Своё спасение человек должен видеть не в разуме, а в собственном духе, в тех духовных началах, которые заложены и развиваются в ноосфере.
Совершенно независимо от П.Шардена это направление было реализовано Шри Ауробиндо – величайшим мыслителем нашего времени. Глубоко изучив западную культуру и индуизм, он смог найти точку, где западный и восточный миры сходятся. Его постоянная сотрудница и последовательница, Мать, позже назвала это третьим состоянием. Уже после смерти Ш. Ауробиндо (1950 г.) французский писатель и исследователь их учения доверенное лицо Матери, Сатпрем (это имя было дано Матерью), издаёт в 13 томах беседы с ней под названием «Легенда Матери. Хроника супраментального воздействия на Землю», а позже – трилогию о Матери: 1. «Божественный материализм», 2. «Новый вид», 3. «Мутация смерти». В последней своей работе «Разум клеток» он оформляет суть открытия Матери как явления изменения генетической программы и в связи с этим иное видение смерти. Мы сознательно привели названия главных работ Сатпрема, в которых развиты философские взгляды Шри Ауробиндо, потому что они говорят сами за себя может быть больше, чем дало бы их толкование и чужая интерпретация.
В учении Шри Ауробиндо нет прямых разговоров о ноосфере. Термин ноосфера – это западное изобретение. Но, что, пожалуй, важнее и намного глубже, в нём исследуется эволюция Разума:
– Человек – это переходное существо, его становление не закончено ... Шаг от человека к сверхчеловеку станет новым свершением в земной эволюции. Это неизбежно, поскольку это одновременно и стремление внутреннего Духа, и логика природного процесса.
По Ш. Ауробиндо ноосфера породит нового человека и им будет тот, кто остро осознает ужасную нехватку чего-то такого, что не смогут заполнить ни наука, ни церкви, ни наслаждения. Человека нельзя безнаказанно лишать его тайн.
Тайна человека внутри него. Она и составляет суть ноосферы. Ноосфера – это тайна взаимодействия разума и духа.
Ноосфера связана с человеком и человечеством, это сфера его разума и духа. Люди приходят и уходят, а созданная ими ноосфера остаётся и развивается как атрибут человечества.
НООСФЕРА – ЭТО НАДЕЖДА, НАШЕ БУДУЩЕЕ,
ЭТО КОНЕЦ АПОКАЛИПСИСА.
Свидетельство о публикации №217012501877