За риск шампанское награда...

   ПЕРЕД ГЛАЗАМИ...ЗАКОН

  (О работе в системе специального образования ( The Special Education)

- Бывает так,- говорил великий писатель Антон Чехов,- что на горизонте мелькнут журавли, слабый ветер донесет их жалобный крик, а через минуту, с какой жадностью ни вглядывайся в синюю даль, не увидишь ни точки, не услышишь ни звука - так точно люди с их лицами и речами мелькают в жизни и утопают в нашем прошлом,  не оставляя ничего больше, кроме ничтожных следов памяти.

    Мистер David Valadez стоял в полной растерянности и не знал, что предпринять. За годы службы в военной полиции ему пришлось побывать в различных переделках. Встречаться с различной категорией нарушителей закона. Но такое с ним, как я думаю,было в первый раз в его новом качестве учителя.Студентам в классе педагога David Valades было лет по шестнадцать – семнадцать. Половина из них была с четко выраженным синдромом Дауна. Запомнился постоянно скучный симпатичный парень по имени Брайн (Brian), который был очень похож на боксера Мухамеда Али. Высокий, широкоплечий,он ходил,словно перекатывался с ноги на ногу.

   Шел четвертый день моей работы на новом месте - в школе Independence High School, куда меня перевели на летнее время. Обычно утро начиналось на стадионе. Одни ребята любили бег, другие - ходьбу, а кто-то просто стоял и любовался  голубым небом. На стадионе всё всем всегда нравилось.Учитель рассказывал о себе:
 
  - Я много читал о детях с нарушением развития.Было очень жаль их.Своих пока не было, решил пойти учиться в Университет города Сан - Хосе.Не было проблемой найти работу с дипломом в руках.Мне тут же предложили место в одной из школ Santa Clara County Office of Education (Управление Образованием Округа Санта Клара).

    В это время подошел широкоплечий парень,который что-то мастерил и у него, видимо,не получалось.Он что-то мычал себе под нос и нервничал.
 
   -Джейкоб,тебе помочь?- спросил учитель.
 
     Вдруг он, как боксер,выпустил для удара правую, затем и левую руку. Я,как щит, выставил вперед правую руку, приняв тяжелые удары. Я знал и раньше,что аутизм у детейиной раз ассоциирован с агрессией и приступами гнева.Но в такой форме - видел в первый раз.

— Беда!— вздыхает мама.—
Я так удручена,
Что вырастила сына я
Такого драчуна!
А.Барто

     В юности я занимался боксом, поэтому в любом случае мог бы за себя постоять. Но передо мной был человек умственно отсталый,а перед глазами -  закон, где было четко сказано, что ученика пальцем касаться нельзя.Иначе - позорное увольнение, а потом,кто знает, куда может повернуть дознаватель. Тут и до тюрьмы уже недалеко.

     Это хорошо знал и бывший сотрудник военной полиции. Он начал как-то успокаивать "боксера".Но это не подействовало.Вдруг он сам успокоился.Встал,как солдат,по стойке смирно,
 
  - Из-ви-ни- те,- тихо пробурчал.
 
  - У нас были случаи, когда в таких сложных ситуациях, работники допускали ошибки.Но вы вели себя образцово,- сказала директор школы Нэнси Герреро(Nancy Guerrero).
 
    Но я считаю, что вся вина лежит на директоре школы с большим стажем работы Hancy Guerrero и молодом учителе David Valadez.Они должны были предупредить,что среди учеников есть агрессивный парень,который нуждается в особом внимании.И еще.В таком случае обычно с ним  должен был работать ассистент по системе "один на один".
 
   - Не расстраивайтесь, могло быть куда хуже,-успокаивал меня доктор Том Петцолдт (Том Petzoldt).-Через пару месяцев сможете встать в строй.А пока мой совет -надо отвлечься.У каждого есть,что вспомнить.Вот,хотя бы в вашей далеко нелегкой работе.Пока учитесь держать ложку и писать левой рукой.Каждый день напишите хотя бы одну страничку.

    Интересная история доктора Тома Петцольдт.Его отец доктор Ричарда Petzoldt   в 1975 году основал первый центр для лечения рук в Сан-Хосе( Калифорния).После его смерти супруга Гауанна создала мемориальный центр по лечению рук и спины Сейчас Том продолжает семейное дело.
      
     За пятнадцать лет работы в системе специального образования( The Special Education) мне было,что вспомнить.

  - Память человека,-писал Кузьма Прутков,- есть лист белой бумаги:иногда напишется хорошо,а иногда дурно.

ВСТРЕЧА НА СТАДИОНЕ

Так как же всё же поступить?
Всем рисковать, или не надо?
Я слышал, люди говорят,
За риск шампанское награда.
Эх, ма, была и не была.
Риск – благородное решенье.
Чтоб в жизни что-то получить,
Шагни вперёд, отбрось сомненья.
Игорь Тихоненко
 
       В один из прекрасных солнечных дней пришел на стадион городского колледжа.На беговой дорожке тренировались пятеро молодых людей. У всех лица,как на подбор,очень похожи, словно одна мать родила.

       Подошел к молодому тренеру:

     - Смотрю, ребята с синдромом Дауна, а бегают отлично. Да и техника старта, и финиша верная.

    -  Они студенты-аутисты. Волнуются, готовятся к забегу на 200 метров. Проходит олимпиада округа среди подростков с нарушением развития,-сказал он.-Вы  пришли за нас поболеть?

     - К сожалению, нет. В Америке недавно. Я педагог, но работаю в ресторане. Другой работы пока нет. На беговых дорожках оставляю свой стресс.

    - Вы знаете, требуется ассистент учителя в системе специального образования.  Если хотите,дам адрес отдела кадров.

      На минуту задумался:я хорошо разбирался в области педагогики, физической культуры и спорта,истории и журналистики.За плечами высшее педагогическое и журналистское образование, большой опыт работы.Но про аутистов мало что слышал.  Риск- благородное дело. Да, всю свою жизнь любил рисковать.

     Это было, когда сделал первый шаг в науку.

     Это было,когда стал работать в популярном общественно-политического журнале.

     Это было, когда стал работать в отделе общественных наук Министерства высшего и среднего специального образования Узбекской ССР.

     Это было, когда стал доцентом и начал преподавать в институте.

     Так почему же и сейчас не остаться верным своему принципу? Почему не рискнуть в новом  деле? Может быть и здесь смелость города возьмет.
 
Поверь в себя!В мечту! И в свои силы!
Ты можешь все!Все будет хорошо!
Подобное к подобному. Закон гласит старинный.
Ты только верь! Верь в счастье всей душой!
Айгуль Ше
 
     Новая область была мне абсолютно не знакома. Но это была государственная работа с хорошими бенефитами. Надо попробывать. Никто за это не убьет. Да и за спрос денег не берут.
 
      КТО ОНИ - АУТИСТЫ?

      Вот такие стихи написала Соня Шаталова, девочка с аутизмом.

Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
"Пусти нас, Соня, в мир пусти!"
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу -
И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю... И вот
В конце концов и умирают.
Чтоб им жить,
Их надо в мир вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, и мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними - и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит.

    - Да,у нас есть ребенок с определенными проблемами, но с любым человеком в любой момент может случиться что-то страшное… Никто не застрахован. Жить в страданиях и унынии – это неправильно.

      Эти слова Светланы Бондарчук, супруги одного из самых влиятельных режиссеров России,о своей 18-летней дочери Варваре,«солнечном ребенке» с синдромом Дауна.Большую часть времени девушка проводит за границей – там для «особенных» детей лучше условия.

     И Светлана совершенно права.Только в округе Санта-Клара на одного студента с нарушением развития годовые затраты почти пятьдесят тысяч долларов. Соотношения учеников к педагогам составляет 5:1.

      США. Начало 19 века. Дети,которых считали «слабоумными» или «душевнобольными» получили возможность учиться в школе. Сегодня их называют детьми с нарушениями умственного и эмоционального развития или социального поведения.

      Раньше таких детей помещали в специальные учреждения, чтобы защитить их от опасностей окружающего мира. Ныне они получают полный спектр образовательных услуг. Многие дети полностью включены в образовательный процесс в обычных классах.

     ... Утром уже был в библиотеке. Обложил себя книгами. Решил узнать, что это за  проблема - аутизм.

     Вот,что я узнал:

     Это неизлечимый вид шизофрении,который  медикаментозному лечению не поддаётся. У многих аутистов есть природная склонность к зрительному анализу. Они обладают высокоразвитым логическим мышлением, а также хорошими аналитическими способностями. Зачастую такие люди способны к серьезной концентрации на какой-то одной проблеме. Как герой известного голливудского фильма "Человек дождя", они имеют фотографическую память и выдающиеся математические способности.

     Неслучайно,что одно из секретных подразделений израильской армии,«отряд 9900» электронной разведки, набирает… молодых аутистов.Эти солдаты проводят много времени перед экранами компьютеров, изучая снимки со спутников и беспилотников.

     В Германии фирма Auticon принимает на работу только аутистов.Она работает в сфере IT-технологий и занимается тестированием программного обеспечения.В силу своих особенностей люди с синдромом Аспергера(одна из форм аутизма) способны обнаружить даже мельчайшие недочеты в программном обеспечении.
 
                ПРОФЕССОР  ЖОЗЕФИНА
 
    Дома поделился новыми знаниями.

    И вдруг слышу:

  - Папа, вспомни,с молодыми аутистами,- сказал Константин,- ты встречался в реальной жизни.

  - В Майями, у профессора Жозефины ,- напомнила мне и жена Юля.

    Да,как я мог забыть!Правда, неприятные воспоминания быстро улетучиваются.

... Штат Флорида,город Майями.Мы только приехали.Кто-то подсказал,что надо связаться с одной организацией,где помогут с работой.Константину было тогда только восемнадцать лет. Он уже начал работать и учиться в колледже.Со дня его рождения мама,бабушка и дедушка говорили с ним только по–английски,"дали" ему отличный язык и сейчас он был моим наставником.

    Доехали на автобусе до места.В офисе было много людей.Большинство из них были с четко выраженным синдромом Дауна и синдром Аспергера. Одни тут работали,другие же пришли,как и я,на сдачу теста.Сын заполнил за меня какие-то анкеты с сотнями вопросов и передал в руки профессора по имени Жозефина,как у жены Наполеона.Она была уже далеко не молода. У нее был огромный горб. Создалось впечатление,что она в детстве выпала из детской кроватки.

    Видя,что у меня английский чуть лучше, чем у младенца,почему-то на высокой скорости стала задавать вопросы.Я ее так же понимал,если бы она говорила со мной на китайском или японском языках. 

    Профессор проверяла мой интеллект на предмет, какая работа мне лучше подойдет ...  дворника или уборщика.

   - К четырем яблокам прибавить еще два.Сколько всего фруктов?

   - Два умножить на 20.Сколько будет?

  -  Было сорок пассажиров в автобусе.15 сошли на остановке.Сколько осталось?

   - На небе зажглись двадцать пять звезд.Десять потом потухли.Сколько осталось?

     Потом дала маленький по размеру американский флаг и показала на большую картину с таким же флагом. Что с ним делать? Она внимательно следила за тем, чтобы никто не подсказывал. Думаю, что многие из них и сами не знали,что с этим флажком делать.Дала три длинные ленты красного, синего и желтого цвета.А с ними что делать?

      Вечером пришла за мной жена.

  -  Ваш муж решил математические задачи.Но вот не смог справиться с лентами.Их всего- то было три и надо было сплести в одну косичку.Не догадался приставить маленький флажек к большому, чтобы определить,который из них крупнее.Не смог сдать тест –остался без работы,- сказала профессор.

    Получилось прямо,как в популярной французской песне «Всё хорошо,прекрасная маркиза».

    Всё хорошо, прекрасная маркиза,
    Дела идут и жизнь легка,
    Ни одного печального сюрприза,
    За исключением пустяка:

    Сгорел ваш дом с конюшней вместе
    Когда пылало всё поместье
    А в остальном, прекрасная маркиза
    Всё хорошо, всё хорошо.


Рецензии
Всё верно! Написано хорошо и интересно!

Борис Готман   12.02.2017 11:08     Заявить о нарушении
Добрый вечер,Борис!

Большое спасибо!

С уважением,

Борис Гольдин   12.02.2017 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.