В. Р. Ваврик. Галицкая Русь жива
На Лычаковском кладбище во Львове расположен мемориал с черным гранитным обелиском, белым трехраменным крестом и надписью: Жертвам Талергофа. 1914-1918. Галицкая Русь.
***
822. Ваврик Василий Романович, р. 21/3 1889 в с. Яснище (Броды), студент, Манаев (Зборов), арест. 17/8 1914; при аресте была произведена ревизия с участием начальника волости Ивана Секатовскогно и писаря Ивана Кецко, причем был конфискован кроме корреспонденции мешок русской литературы (в том числе и «Война и мир» Л.Н. Толстого). Арестант был закован и отставлен в зборовскую тюрьму, затем в львовские «Бригидки» и отправлен в Терезин и из Терезина в Талергоф. Призван из Талергофа в армию, очутился в штрафном батальоне на итальянском фронте и перешедши фронт, из Италии через Францию и Англию переехал в Россию как раз в самом начале Октябрьской революции. В Ростове на Дону поступил в карпато-русский отряд и после неудачного похода в надежде освобождения Карпатской Руси переехал в Закарпатье. Закончив Пражский Карлов университет, получил степень доктора филологических наук и, принимая некоторое время участие в общественной жизни Закарпатья, переехал затем во Львов, занимаясь писательским трудом. (В львовском университете нострификовался как доктор филол. наук.). Получил должность секретаря Ставропигийского Института, которую занимал вплоть до прекращения деятельности Института в 1939 году. При советской власти состоял вначале преподавателем русского языка в львовском университете, после же гитлеровской оккупации работал как ст. научный сотрудник исторического музея. Получил степень кандидата филологических наук за изданные им раньше научные и литературные труды. Прошедши геенну Терезина и Талергофа писал много об ужасах австро-мадьярской военщины и справедливо заслужил название «барда и певца Талергофа». Сотрудничал тоже при редактировании «Талергофского Альманаха». В 1933 году перешел на пенсию и умер во Львове 5/7 1970 г. ЦГИА 1 с. 108 – 28/8 1914 транспорт в Терезин. ТА П, 14, 63, 76-78, 78-81, 108-109, 126-133, 134-138; Ш, Предисловие; 14, 87-89 (снимок). Альб. Гл., Кв. Км. Временник на 1936/1937, с. 130-131 (член Ставропигийского Братства с 23/2 1927 и последний его секретарь. Член и секретарь Галицко-Русской Матицы и других центральных галицко-русских обществ. Автор научных трудов о Головацком, Русской троице, о львовской Ставропигии. Автор многих поэтических произведений, повестей, очерков, драматических картин. Автобиографические воспоминания «На закате гаснущих дней» в рукописи).
Ваврик: В кольце штыков (в газ. «Русь Голос» 1928 н.280-281) и «На склоне гаснущих дней», рукоп.
Ваврик: Наши мученики (в Календаре Лемко-Союза на 1960 год, с.101-105).
Р.Д. Мирович. Алфавитный указатель жертв австро-мадьярского террора во время первой мировой войны 1914 – 1918 гг. на землях Галицкой и Буковинской Руси, в пяти книгах. Третья, значительно пополненная редакция (9047 душ). Львов, 1971
http://personalhistory.ru/papers/talergof.txt
В.Р. Ваврик. Галицкая Русь жива
Мы получили из Галичины нижеследующее Слово, которое было произнесено в 1968г. на кладбище во Львове д-ром В.Р. Вавриком, культурным деятелем Галицкой Руси.
Редакция
Слово у Талергофского памятника во Львове (28.IV.1968)
Христос Воскресе!
Дорогие соотечественники! Дорогие друзья!
Год тому назад у этого народного памятника „Галицкая Русь — жертвам Талергофа" мы отдали должное светлой памяти мучеников нашей Родины в первую мировую войну.
Сегодня подобает нам задать себе вопрос: за что они мучились, за что претерпели насильственную смерть от беспощадного, свирепого врага? Ответ на этот мучительный вопрос заложен в сокровенных недрах нашей родной земли, в глубине души нашего народа.
Горе в том, что нашей ближайшей Родине у Карпат суждено занять участок между Востоком и Западом. Вследствие этого тут должны
были возникнуть две идеологии и две ориентации: восточная и западная.
Прежде, чем пояснить их суть, нужна маленькая оговорка. Идеология — это вера, это убеждение человека в своей правде. Ориентация — это умение разобраться в обстановке и обстоятельствах, в вопросе политики прежде всего.
Восточная идеология
Восточная идеология — это песенка, которую нам напевала родная мать, когда мы еще в колыбели лежали; это заветная, сердечная, духовная коленопреклоненная молитва, которой нас учила та же добрая мать; это нежное, умное, здоровое наставление родного отца; это тепло родного очага в кругу братьев и сестер; это обояние родного села, тонущего в вишнях, черешнях, яблонях, грушах, липах, ясенях, окаймленного игривым потоком, лугом, полем; это песнопение, которое мы услышали впервые в церковке и слезинку утирали, держась за руку матери.
Восточная идеология — это отзвук глубокой старины „откуда пошла есть земля Русская"; это отклик упорной и напряженной борьбы наших предков; это клич князя Игоря Святославича: Русичи! братья и дружина! хочу вместе с вами свое копье переломить и голову сложить за землю Русскую! Это все то, что добыли, закрепили и оставили нам кн. Володарь и Василько на Сяне, Ярослав Осмомысл и Роман Мстиславич на Днепре, Даниил Романович и Лев Данилович на Буге. Это вещее слово Петра Ратенского, Иоанна Вишненского, Стефана Яворского, Дениса Зубрицкого, русской троицы: Маркиана Шашкевича, Якова Головацкого, Ивана Вагилевича, Николая Устиановича, Антония Петрушевича, Иоанна Наумовича, Богдана Дедицкого, Исидора Шараневича, Василя Залозецкого, Осипа Мончаловского, Владимира Хиляка, Юлиана Яворского, Дмитрия Вергуна, Николая Глебовицкого, Мариана Глушкевича, Семена Бендасюка и многих других.
Восточная идеология — это благотворное дыхание на Галич гениальных художников русской мысли: Ломоносова, Державина, Жуковского, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Толстого, Чехова, Горького. Это трепет победных знамен Минина и Пожарского, Богдана Хмельницкого, Петра Великого, Суворова, Кутузова, Брусилова. Это великая Русь, могучая Русь, единство Руси, в вере, языке, заветах, этнографии и истории, единство от Карпат до Тихого океана.
За эту восточную идеологию претерпел наш народ неизреченные мучения, издевательства, пытки, произвольные убийства, расстрелы, вешания, заключения в подвалах, изгнания из родных гнезд, дикие издевательства в Терезине и Талергофе. По одну сторону барьера пьяный крик, хохот, топот, разгул, постыдный разврат австрийской военщины. По другую сторону барьера — тени в грязи уставших от далекой дороги несчастных сынов и дочерей Галицкой Руси, голодных, с разбитыми головами, окровавленными ногами, жертвы разбоя, тифа, холеры и других эпидемий.
Западная идеология
Западная идеология — это чужая, наброшенная нашему народу ловушка польских владык, польского духовенства, польской шляхты. Болеслав стремился завладеть Киевом, Казимир захватил Перемышль, Львов, Галич и всю Червоную Pусь. Польское духовенство при содействии папы Иннокентия III старалось поймать кн. Романа, при поддержке Иннокентия IV, силилось прибрать к своим рукам Даниила Романовича. Оно опутало паутиной все юго-западное дворянство, придумало унию, ограбило русские церкви и монастыри, завело инквизицию. Польские магнаты и шляхтычи, захватив русские земли, угнетали русское население, притесняли его налогами и панщиной, грабили русские города и села при помощи лихварей-евреев.
Западная идеология — это ужасная, беспощадная расправа панов с русским крестьянством и козачеством. Польские помещики считали русский народ скотиной. Особенно жестоко обходились польские шляхтычи, военные начальники с козаками; им обрезывали уши, рвали ноздри, вырывали языки, ломали руки и ноги вешали, сажали на колья, жарили в медных котлах, мучили немилосердно. Рост гнета вызывал массовые бунты и восстания, из которых народное восстание гетмана Богдана Хмельницкого подорвало основы Речи-Посполитой, и вскоре она совсем распалась. Галицкая Русь очутилась в пределах Австрии.
Западная идеология значительно расширилась в период австрийской оккупации, которую Галицкая Русь встретила с радостью. Русины приобрели славу „восточных тирольцев". Против Кошута, задумавшего оторвать Мадьярщину от Австрии, выступили добровольцами „русские стрелки", для которых будто бы сама архикнягиня София Габсбург вышивала флаг. Вскоре, однако, пришло горькое разочарование. Австрийское правительство примирилось с польскими магнатами, отдало всю власть над Галицкой Русью полякам, разбило русское единство, повело курс против русской идеологии. Пользуясь интригами, ловко и подло жонглируя рутенами т.е. ренегатами Руси, Вена делала все возможное, чтобы заглушить, подавить и убить русское сознание в душе русского народа, внушить ему ненависть и злобу к Руси.
В начале с оглядкой и стыдом, затем смелее начинают появляться „мягкие", уступчивые русины, за ними русины-украинцы, потом глашатаи „новой эры", наконец неистовые отрицатели Руси, ее единства. Пошли обыски аресты, политические процессы, из коих процесс свящ. Иоанна Наумовича в 1882 году и процесс Семена Юрьевича Бендасюка в 1914 году нашли отклик во всех частях мира.
И вот тебе, тиролец востока, за твою верность, — плевок в лицо, камень в грудь, штык в сердце, приклад в живот, цепи на руки, веревка на шею, тюрьмы, изгнание из родной земли в Терезин и Талергоф со всеми приемами, на какие только способен furror teutonicus, вплоть до планомерного, продуманного массового физического истребления ни в чем неповинных русинов.
Восточная ориентация
Восточная ориентация — это острие намагниченной стрелки в компасе Галицкой Руси, которое в продолжение ее исторического бытия всегда указывало на Восток. Это руль национальной и политической линии к ее объединению с родным русским народом. Это равнение на Россию, это тоска и молитва: не имаме иной надежды, не имаме иной помощи, кроме тебя, Россия!
Не однажды отправлялись в Москву братчики львовского Ставропигийского Братства за духовной и материальной поддержкой. Челами били они во всех святынях Кремля, припадали к мощам в пещерах Киевской лавры. Уроженец Борчи возле Перемьштля, Иов Борецкий, митрополит киевский и галицкий, неутомимый защитник восточного благочестия, оставил гетману Богдану Хмельницкому вспаханную почву, вполне обработанную к воссоединению Малой Руси с Великой Русью.
Горячей любовью к России было проникнуто все галицко-русское население. В столицы великого государства, в Киев, Москву и Петроград отбывали частые делегации на всякого рода торжества в честь русских гениев. Многочисленные паломничества совершали божьи странники в Почаев и Киев. Лучшие народные вожди: Адольф Иванович Добрянский, свящ. Иван Григорьевич Наумович, Владимир Феофилович Дудыкевич и Дмитрий Андреевич Марков словом и трудом прокладывали путь на Восток.
Можно не удивляться, что на эту восточную ориентацию в хаосе войны набросились все темные силы, все черные духи, все враги Руси, все…жандармы, все до зубов вооруженные мародеры. Раны тела, стоны сердца, вопли души, слезы отчаяния припечатал железным сапогом kaiserlich-konigliches Intorniertanlager in Thalerhof.
Западная ориентация
Западная ориентация — это ничто другое, как "Projekt nа zniszczenie Rusi", это хитрый иезуитско-шляхетский маневр, чтобы "puscic Rusina nа Rusina". Таким образом разбить единый фронт русинов; это обман русинов при помощи высокопарных кличей "za nasza i waaza wolnоsc", при помощи лживой „Золотой грамоты". Из русских рядов уходили рабы, которые привыкли обивать панские пороги, лизать панам руки, падать к их ногам в ожидании милостей. Покидали свой народ малодушные, которые стыдились своего русского происхождения, изменяли вере своих отцов и дедов, забывали родной язык, принимали польские имена и прозвища, женились на польках, заводили у себя польские обычаи и увлекались Краковом, Варшавой, Веной, Берлином, Римом.
Западная ориентация пожрала всю верхушку нашего народа: бояр, все дворянство еще при польских королях. В период австрийского режима она вырвала из состава русского народа много, очень много культурных деятелей.
В польском море утонули; Иван Вагилевич, Дмитрий Зыбликевич, Иван Константинович, Платон Костецкий, Евсевий Чернявский, Михаил Коссак, Александр Нападиевич, Емельян Чирнянский, Анатолий Левицкий, Иссиф Третьяк, Евгений Барвинскнй, Юрий Курылович. Вместе с ними потонули все русские мещане и ремесленники.
Короче говоря, западная ориентация — это отрицание Руси под разными видами и названиями, дробление Руси на куски, открытие ворот и путей каждому агрессору на Русскую Землю. Из числа ее сторонников, последователей и вдохновителей набирались хамелеоны, беспринципно, из соображений выгоды и мелких побуждений, меняющие свои мнения, выводились лютейшие гонители своего народа.
Если в талергофском пекле немец фон Штадлер был Люцифером, то роль Веелзевула исполнял в нем галицкий украинец-попович Чировский.
История двух идеологий и двух ориентаций
Талергоф — терновый венец Галицкой Руси. За то, что солнце всходит с Востока, и наши отцы и деды верили, что ex Oriente lux, что крестились и молились на Восток, поклонялись солнцу от Востока, за то, что строили свои храмы-святыни с алтарями на Восток, что 600 лет лелеяли веру и надежду на Восток и напевали
песенку:
Повiй вiтре, повiй буйний, вiд всходу,
вiд исходу,
Неси волю на Карпаты русскому народу
- за все ото их насильствешю погнали с Востока на Запад Bajonett auf В Терезин и Талергоф. Крестьянский поэт Иван Федоров Федоричка правдиво изобразил этот марш по цесарским дорогам и этапам в стихах:
Пiд багнетом rpixiв кайся,
Пiд багнетом eins, zwei, drai,
Пiд багнетом cповiдайся,
Пiд багнетом умирай!..
Тяжелое наказание несли мученики в Талергофе за все прегрешения своих предков: за крамолы князей, буйные бунты бояр, ссоры, драки, гнет народа вельможными дворянами, роскошь владык и негодных душпастырей, блуд интеллигенции, ошибку отцов, вражду братьев, две идеологии и две ориентации наро да, которые на радость врагам Руси взаимно вели братоубийственную борьбу. Через горнило талергофского ада прошло более 30.000 галичан и буковинцев восточной идеологии и ориентации. Цвет народа в цесарских униформах под кличкой „сiчевих стрiльцiв" погиб на полях сражений, как жертва западной идеологии и ориентации ad majorem Austriae gloriam.
Вопрос: которая из этих двух идеологий и ориентации нашего народа была истинной, правильной, жизненной? Ныне можем придти к заключению, что восточная идеология и ориентация оказалась победоносной во всех ее ожиданиях и чаяниях: к чему стремились, то и случилось, ибо все Прикарпатье, кроме Лемковской и Холмской Руси, навеки объединились с великим русским материком. Напротив, западная идеология и ориентация потерпела полное крушение. Жалкие остатки последователей ее рассеялись по всему миру и, оторванные от родной почвы, они скоро исчезнут совершенно.
Мы низко преклоняемся перед светлой памятью наших страдальцев. Нас глубоко волнуют их вера в Русь, их борьба, за ее единство и свободу. Верим, что придет время, когда появится художник-талант, который могучей кистью нарисует три картины:
1) Первая картина: Изгиб Сяна. На площади Перемышля гора изрубленных, окровавленных крестьян. Среди них 16-летняя Мария Игнатьевна Мохнацкая с выражением отчаяния на лице, вопиющая: Мати Божья, спаси нас!..
Она, эта светлая девочка — воплощение Галицкой Руси в 1914 году.
2) Вторая картина: Гребень Карпат. Стена Горлицкой тюрьмы - символ Западной Руси. У стены о. Максим Тимофеевич Сандович с крестом на груди. Напротив него три австрийских солдата с винтовками, направленными на грудь арестанта. Ротмистр Дитрих с револьвером в руке дает приказ стрелять. Торжественно о. Максим провозглашает последние слова: Да здравствует Русь и святая православная вера! Он, этот уроженец самой западной окраины Руси — воплощение героя Галицкой Руси в 1914 году.
У этого памятника нельзя не упомянуть героев Галицкой Руси во время второй мировой войны: братьев Панчаков, братьев Яворских, Юлиана Кондратьевича Дзямбу, организовавших во Львове конспиративный кружок. Все они погибли в боях с немцами. Нельзя не упомянуть мучеников в застенках гестапо: студента Ивана Онуфрьевича Ромця, учительниц Александру Алексеевну Вислоцкую и Надежду Михайловну Русиняк, брата Александры, Ярослава Алексеевича Выслоцкого, крестьян Владимира Ивановича Ткача, Григория Водзика, Емельяна Мучку, Даниила Поруцидло, Анну Васильевну Турковскую, инж. Сергея Ивановича Дуркота, который в зверский способ вместе с женой и двумя девочками, в лесу за Потиличем, Рава Русского района,убили члены украинской полиции, т.е. родные братья.
3) Третья картина: Гора Ключ у Русской Мисцовой. На вершине черный высокий крест. У креста женщина вся в черном – символ Карпатской Руси. Склонив голову на крест, она смотрит на кровавое побоище карпато-русских партизан. Две слезинки струятся по ее грустному лицу. В одной слезе отражается безграничное горе: столько крови, сколько жертв! Во второй слезе мучительный вопрос: где же свобода? И тут же завет грядущим поколениям:
Нет, не брошу я тебя,
Поле, поле роковое,
Но на страже дальше стоя,
Горячей еще любя,
Время подожду другое.
Дорогие земляки! Надо верить, что настанет время, и народный певец с лирой в руках споет трогательную думу о борцах и героях Карпатской Руси, и эта дума потом перейдет из поколения в поколение.
Христос воскресе! Да воскреснет Русь, и расточатся враги ее!
В.Р. Ваврик
В.Р. Ваврик. Галицкая Русь жива. Свободное Слово Карпатской Руси. 1972(11-12). с.5-8 (От Наташи Гаттас)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_736.htm
В.Р. Ваврик. Червонная Русь
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_474.htm
Василий Романович Ваврик
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_276.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm
Свидетельство о публикации №217012500266