Дядя Андрей

Бог даровал мне встречи с удивительными людьми. Один из них – дядя Андрей. Высокий. Даже большой. И, как все большие люди, немного неуклюжий. Но главное – очень добрый. Качество во все времена – редкое. Дяде Андрею оно было свойственно в полной мере. Временами он сильно заикался, но мне всегда, с самого детства, нравилось как он говорил. И сколько всего он знал! Мальчишкой мне даже казалось, что он знает обо всем: от непонятных мне тонкостей и нюансов физики, до польских крылатых гусар. А еще он очень любил Жизнь и Путешествия. Я помню его сызмальства – с мамой мы приезжали к нему в гости в московскую квартиру, и он мне показывал свою надувную лодку, а я, в нашем семейном альбоме, рассматривал, порою, фотографии с путешествий дяди Андрея – по Воле и Оке. Мне не довелось с ним попутешествовать, но в памяти навсегда останется, как мы бродили вдвоем по нашим деревенским полям и лугам.
Когда-то, в мои школьные годы, он брал меня с собой кататься на велосипеде. Летними вечерами. Теплыми. На закате. Катались мы долго. Ездил он, как мне казалось, необычно: поднимал сиденье выше руля и его тело принимало практически параллельное земле положение. Говорил, что ему так просто удобнее. И всегда – это был словно ритуал – мы заезжали купаться на Проню. Давным-давно он, с женой и дочерью, и еще с морской свинкой Арабеллой, не раз гостил у деда Степана в Асниках. Тогда я непременно старался побывать у них. Дед Степан раскочегаривал печку, и чуть ли не полдня мы готовили яблочный пирог. Огромный. Месили тесто, мыли и резали яблоки. Вы когда-нибудь пробовали приготовленный в печке пирог? В те вечера, во многом благодаря дяде Андрею, его немного заикающемуся голосу, интересным рассказам, вообще создаваемому им антуражу, мне, ребенку, удавалось ощутить Жизнь во всей ее полноте! Впрочем, это я понимаю сейчас, в суете да спешке мегаполиса, считая набитые, с годами, синяки. А тогда, теплыми летними вечерами, на террасе деда Степанова дома мы смеялись, если пирог и пили чай с мятой – к слову, именно дядя Андрей посоветовал мне пить чай без сахара, говорил – так вкуснее.
Этим летом, после очень долгого перерыва, мне довелось целых три раза побывать в родной деревне, из них два – нас с мамой привозил на своей машине дядя Андрей. Мы объезди все что только можно. Уже накатавшись, мы с мамой робко намекали дяде Андрею, что неплохо бы ехать обедать. Но каждый раз он непременно заезжал на Проню и подолгу купался в ней.  А еще мы много гуляли с ним вдвоем, собирали чабрец – дядя Андрей планировал его насушить и пить зимой с ним чай; он показал мне деревню Осаново – нашу, если можно так сказать, прародину. Каждое лето своего детства я проводил в родном селе Никитино, но в соседнее с ним Осаново попал только сейчас. Благодаря дяде Андрею. Он много мне рассказывал разных семейных преданий и историй, когда мы ехали обратно – я записал некоторые из них: http://www.proza.ru/2016/08/15/1141. В этот раз мы побывали на давно уже заросших бурьяном развалинах деда Степанова дома, вспомнили чай на терраске, с яблочным пирогом, то по-настоящему счастливое время. По дороге дядя Андрей говорил мне, как победил рак, хотя несколько лет назад приезжал в деревню прощаться. Но тогда все обошлось. Он мечтал купить домик на берегу Оки, чтобы заглядывать в него по дороге в Никитино и, как он мечтал: «Просто попить чайку». Никто тогда из нас не думал, что страшная болезнь вернется к дяде Андрею. И в августе ушедшего года состоялась его последняя поездка на родину
Последняя… Но только на его земном пути. Сегодня утром дядя Андрей отправился в свое самое главное Путешествие. Теплым летним вечером, наступившим именно для него. Вот он, молодой и полный сил – каким я его очень хорошо помню, – достает из нашего сарая давно уже заждавшийся его зеленый велосипед, с сидением выше руля, который я почему-то в детстве считал гоночным, садится на него и, в лучах заходящего солнца, крутит педали. Он никуда не спешит, потому что наступивший для него вечер, с освещающим столь любимые им луга и поля закатом, отныне для него будет  Всегда, а дорога – никогда уже не закончится. А мне остается только сказать: «В добрый Путь! И пусть Ваше нескончаемое отныне Путешествие окажется столь же добрым, каковой была и Ваша земная жизнь!»
24 января 2017 года. Чкаловский.


Рецензии