Просто дай шанс

Если ты будешь ходить с опущенной головой,
То не сможешь увидеть солнце.
               

В застекленную веранду не проникали дождевые капли, холодный ветер, и от этого появлялось чувство безопасности.  Царила атмосфера какого-то спокойствия и тишины, прерываемой только мурчанием кота, мирно лежавшего у меня на коленях. На мои плечи был накинут теплый бежевый кардиган...Так как было немного прохладно. Я гладила кота по серой шерсти, погруженная в свои мысли, которые унесли меня далеко от сюда... Я вздрогнула от неожиданного вопля и от того, что что-то упало на пол. 
-Если не умеете писать книги, так уж лучше не пишите!- в гневе и досаде крикнула Леся, моя десятилетняя племянница, приехавшая на лето отдыхать, и с силой бросила книгу на пол.
Кот от испуга проснулся. Я сняла его с колен, поспешно встала и подобрала книгу с пола.
-Леся, так нельзя с книгами обращаться.
-Можно, она ужасна!
-Нет, плохих книг не бывает,- я взглянула на название и на пару секунд смолкла.
Этель Лилиан Войнич "Овод".
-Она ужасна! Разве нельзя делать книжки с хорошими концами?!Разве нельзя писать хорошие книжки?!- моя племянница неистовала.
Я горько усмехнулась.
-Лесь, не бывает плохих книг, как и не бывает хороших.
-В смысле?
-В прямом. Книжки они как люди, и это действительно так. Разве бывают плохие люди? А бывают хорошие?
-Бывают. Есть же люди которые кричат на тебя, обзывают, делают больно и предают...- она не договорила.
-Это не значит что они плохие,- я улыбалась.
-Смысле?! Я не понимаю тебя!
Я замолкла и подойдя к стеклу стала смотреть на разбушевавшийся дождь.
-Книги как люди. ,- нарушила молчание я, - Нет ни плохих, ни хороших. Ни умных, ни глупых. Есть только те, которые ты понимаешь, и те которые ты не понимаешь. Ты считаешь, что люди которые кричат на тебя, обзывают, делают больно и предают, люди плохие и ужасные. Нельзя так считать. Ты же не знаешь почему они так поступают. Ты же не пыталась понять почему...Поэтому права говорить, что они ужасны ты не имеешь. Книги как люди...Знаешь, вот читаешь ты книгу, проводишь отлично время, а потом книга заканчивается, ты гладишь ее по корешку и ставишь на полку. Есть много дальнейших развитий, ты можешь потом вообще никогда не взять ее в руки, ты можешь через несколько лет с ней вновь  столкнуться, а может эта книга станет твоей верной спутницей в жизни.
-Как маленький синий потрепанный сборник Цветаевой у тебя в рюкзаке?
Я засмеялась.
-Да, как маленький синий потрепанный сборник Цветаевой у меня в рюкзаке. Так же и с людьми. С одними ты пообщаешься и больше никогда не столкнешься, с другими судьба столкнет тебя снова, а некоторые останутся с тобой навсегда. Вот ты говоришь что книжка ужасна? Может потому что ты видишь в ней только плохое? Ты просто ее не поняла. Нет, не правильно, ты не захотела ее понять. Эта книга действительно прекрасна. Да и вообще любая книга прекрасна. Как и прекрасен любой человек. И называть кого-то ужасным и плохим, только потому что ты не понял его, или потому что даже не пытался понять, а просто сделал выводы, бесчеловечно, Леся. Какая бы книжка тебе не встретилась, пытайся ее понять. Как и пытайся понять любого человека... Попробуй читать снова, и ты обязательно найдешь что-то новое, что не открылось тебе сразу. Ведь так и появляются друзья. Через время, через мучения... Когда ты узнаешь его, привыкаешь к недостаткам, к его поведению, к его мыслям... Так же и книги... Все разные. И все прекрасны. Главное видеть в них это. Хотеть видеть в них это. Многие считают, что вторые шансы людям давать нельзя. Я так не считаю. Да, люди не меняются, как и не меняется текст книги, когда ты вновь ее перечитываешь. Да. Совершенно, остается таким же. Абсолютно... Но, меняется восприятие...Все же у нас в голове и в сердце, Лесь. Книги как люди чувствуют взаимность и отвечают тем же. Если ты полюбишь их, если попытаешься понимать каждую, каждой давать шанс, они будут открывать для тебя свои чудесные миры, давать знания и мысли, заключенные в них. В каждой книге, как и в каждом человеке, есть что-то  волшебное, главное хотеть увидеть в них это...
-А ты это видишь?
-Я стараюсь.
-А твои враги?
-у меня нет врагов, Леся.
-Как нет?!Они есть у всех.
-У меня нет... Возможно, и даже не возможно а точно есть люди которым я не нравлюсь, но людей которые не нравятся мне у меня теперь нет. Я принимаю абсолютно всех. Люди для меня теперь как книги, и я даю им шанс, и пытаюсь изучать их, понимать их и брать что-то для себя.
-Поэтому вокруг тебя так много совершенно разных людей?
-Да, наверное. Я и книги читаю совершенно разные, от научных, до фэнтази. Каждой даю шанс. И каждая становится мне другом, хоть на время, но другом.  Она оставляет во мне след, как и я оставляю в ней. В каждой живу я. Вот открою я Хоббита. И вспомню себя четырнадцатилетней девчушкой которые лежала к верху ногами и упоенно читала про то как Бильбо с гномами пытались спастись от пауков... В каждой воспоминания. В каждой есть я. И не это ли есть волшебство?
-Ну а как их понимать… Это же сложно.
-Да. Гораздо проще сказать о том прохожем что у него ужасно старые и не модные ботинки, чем приглядеться и заметить, что у него безумно красивый цвет глаз. Не так ли?
Леся согласна закивала головой. Я, подойдя обратно к дивану, уселась рядом с племяшкой. Кот повинуясь изменившейся ситуации залез в щель между нами и прикрыл глаза. Теперь мы обе сидели, поглаживая его. А в нашу застекленную веранду не проникали дождевые капли, холодный ветер, и от этого появлялось чувство безопасности… Мы молча смотрели как дождь барабанит по стеклу. Мы затихли,  и каждая думала о чем-то своем…


Рецензии