Случайный взгляд - 1

                СЛУЧАЙНЫЙ  ВЗЛЯД

     Ещё в те далёкие семидесятые годы, когда наша семья приехала с Украины в Сибирский город, со мною случился весьма странный случай. У моего мужа были знакомые в этом городе, я же приехала из села и, что греха таить, мне трудно было привыкать к новым условиям жизни. Я с маленьким сынишкой обычно сидела в квартире, а в выходной день муж знакомил меня с городом и с земляками, уже много лет живущими в этом городе. Вот, однажды, мы пришли в гости, (в те годы это было делом обычным), к людям, которые по возрасту были даже старше моих родителей. Я, как мать, повела ребёнка в туалет. Через какое-то время, когда я оправляла одежду на сыне, мальчик нахмурился и показал пальчиком на что-то позади меня. Я оглянулась, и у порога увидела довольно большого паука из тех, которые живут на чердаке или под потолком в хлеву. Выходца из села трудно чем-либо удивить, тем более домашним пауком. Я всего лишь топнула ногой, чтоб он уступил нам дорогу. Паук тут же скрылся в тень за мусорное ведро, а я открыла дверь. Меня удивило то, что из туалетной комнаты встречали нас чем-то встревоженные хозяева.
     - Ты убила его? – с тревогой в голосе спросила хозяйка.
     - Кого? Тут же никого не было… - растерянно ответила я.
     Хозяева переглянулись и пропустили мимо меня с сыном. Тут же обое вошли в туалетную комнату. Я оглянулась, пытаясь сообразить: что случилось? Через минуту они вышли и, приветливо улыбаясь, открыли нам дверь в ванную комнату. Мы вымыли руки и настороженно оглядываясь, направились в комнату.
     - Мы просто забыли предупредить…
     Оказывается, эти старики считали домашнего паука, вроде кошки в доме. Конечно, его не погладишь, но «всё что-то живое бегает…», «есть же не просит…» Я только пожала плечами, а немного освоившись в чужом доме, осмелела, и объяснила тёте Дусе, что мой дедушка учил своих внуков любить всё живое. «Всё по Божьей милости рождается на свет  и не нам судить: кому жить, а кого казнить…» Даже змей и гадюк в нашем селе не спешили убивать, а родители учили детей уступать всякой твари дорогу. «Не пугай, не зли никого, - говорила мне мама. – Сойди с дороги и пережди. У змеи своя жизнь, а у тебя своя…» Клопов и тараканов в нашем селе отродясь не было, а на пауков мы и внимания не обращали. Поэтому убивать паука, да ещё в чужом доме, где я нахожусь в гостях, мне бы и в голову такое не пришло.
     После моих объяснений, мы на долгие годы подружились со стариками, а потом ещё долго скучали, когда они уехали назад, на Украину.

                ***
     Давно известно, что идеальных людей нет. У каждого человека есть свои плюсы и минусы, каждый человек знает или хотя бы догадывается, что и у него так же, кто как может борется со своими минусами. На мой взгляд, мой минус, (слабая память на лица, ориентирование на местности и запоминание населённых пунктов и прочих названий), и эта прореха в памяти меня больше всего подводит. Если по какой-то причине не запишу в блокнот, то надежды на то, что я когда-то вспомню название всего-то через полчаса – ни-ка-кой. Я уже свыклась с этим и, чаще всего, просто не «заморачиваюсь» на эту тему. Тем более – возраст наступает на пятки. Ну и ладно.
     Всего-то пару лет назад, ехала я на детском автобусе вместе с классом на экскурсию. Меня пригласили в качестве поощрения, за то, что часто проводила лекции на самые  разные темы. Одним словом – стала в классе своим человеком. Вот, в конце учебного года школа и организовала нам такую поездку. Едем. Куда едем, я уже и не спрашиваю. (Главное – назад домой привезут). В каком-то месте дорога пролегала по берегу реки. Дети тихо разговаривали между собой, а того больше смотрели в окно. Вдруг ребятишки привстали и прильнули к окнам. Я тоже посмотрела в ту сторону, особо не надеясь, что при моём слабом зрении что-то там сумею рассмотреть.
     В тихой заводи, на поверхности воды, шевелился как живой, некий разноцветный ковёр. Даже что-то там на нём поблескивало… Дети заволновались, желая поближе рассмотреть это природное чудо. Руководитель поездки переговорил с водителем и автобус, выехав на обочину, остановился. Двери открылись. Дети ринулись к берегу. Я тоже поспешала в числе последних. Чем ближе дети подходили к берегу, тем больше угасал их энтузиазм. Наконец и я увидела то, на что, как говорится «глаза бы мои не смотрели». Колышущийся на волнах «ковёр», состоял из великого множества плавающих пластиковых бутылок, которые за зиму ветром с дороги занесло в низину и водой согнало в эту заводь. Объяснять детям, что эту свалку устроили люди, не было нужды…
     К автобусу дети поднимались с виновато опущенными головами.
     На обратном пути случилось нечто похожее и тоже в речной заводи. Дети молча стояли и смотрели на мёртвую рыбу среди лежащего на воде прошлогоднего камыша. Детская память цепкая, думается мне они на всю жизнь запомнят эту вопиющую картину человеческого равнодушия. А дальше уже им, будущим хозяевам земли, решать, в каком мире им жить. Мы существуем на тоненькой ниточке Божьей милости. В любой момент она может порваться.

                ***


Рецензии