Клеопатра и война в Сирии

   В верхнем Египте, недалеко от Ассуана, там, где золотисто-желтые пески спускаются к берегам Нила, как застывшие волны, находился  остров Филэ и храм Исиды [Изиды], с примыкающей часовней Осириса, храмом Августа и Хатхор. Здесь когда-то, под покровительством священного Нила, сосредотачивались тайны египетского религиозного культа; сюда с благоговейным трепетом приходили поклонники  Осириса и в тишине вековой святыни творили свои молитвы, соединяясь с вечностью.
   ...Все вокруг было наполнено спокойной и торжественной красотой. Пламенное солнце сияло особенным золотым светом, какой можно видеть только в Египте.
Чистый воздух был насквозь пронизан  лучезарным сиянием;
янтарные и красноватые пески Нубии блистали тысячами едва уловимых оттенков.
Стройные пальмы грациозно махали   своими  широколиственными опахалами. 
   ...Священный Нил давно уже изменил свое русло и остров Филэ*) с храмом Изиды не стоит теперь оазисом среди золотых песков. Безжалостное время не пощадило этого таинственного убежища. После возведения Асуанской плотины остров Филэ (0.38 * 0.12 кв.км) был полностью затоплен. А в античности остров считался недоступным простым смертным...
   Перенесенный храм отчасти сохранил свою чистую строгую прелесть и до сей поры все в нем красноречиво говорит о давно минувших днях, о могучей красивой жизни, замолкшей среди безлюдной  пустыни. Но все тою же священной торжественностью дышит массивная высокая зала с колоннами и стенами, расписанными цветами лотоса, листьями пальм и папируса. Это святилище богини Хатхор-Херу,  богини побеждающей женской красоты. Воображение невольно поддается очарованию этих бирюзовых, розовых, коралловых и изумрудных красок, созданных причудливою и набожной мечтою. Чаши голубого и белого лотоса так удивительно сохранились на стенах, лицо богини так живо и выразительно, что воображению невольно чудятся певучии возгласы жрецов в фиолетово-синих клубах фимиама.
   Недаром богиня красоты избрала это место для своего святилища. Вся прелесть плодородного Египта и все грозное величие пустыни соединились здесь воедино.
   По странной прихоти судьбы это место, служившее святилищем прекраснейшей из богинь, взлелеяло детство прекраснейшей из женщин. Здесь за пол-века до Рождества Христова, когда суровый Рим простер свою железную длань над Египтом, укрылась семья последнего из Александрийских Птоломеев и среди них десятилетняя девочка Клеопатра.
   Клеопатра родилась в 69 году до н. э. и происходила из замечательного греческого рода Птолемеев. Родители Клеопатры - фараон Птолемей XII Авлет и Клеопатра V. Кроме маленькой Клеопатры, в семье росли две старшие сестры — Клеопатра VL и Береника, младшая сестра - Арсиноя и два младших брата, оба Птолемеи. В июле 51 года до н. э. жестокий, ненавидимый всеми владыка Египта скончался, завещав престол 17-ней Клеопатре и 12-нему Птолемею. Следуя обычаю египетских фараонов, брат и сестра поженились. Остров Филэ был тогда окружен голубыми водами Нила и золотисто-желтые стены храма Изиды утопали в свежей пахучей зелени. Благовонный дым жертвенных курений поднимался к безоблачному небу и белоснежные голуби кружились над кровлею храма. 
   Девочка Клеопатра, почти ребенок, казалась воплощением кроткой, нежной прелести. Но в удивительных глазах ее, то темных, то лучезарных, в лукавой улыбке пунцовых губ уже видны были черты той неотразимой всепобеждающей красоты, которой суждено было впоследствии поколебать грозную силу самого Рима. Видно было, что уже теперь ребенок предчувствовал могущество своей красоты.**) 
   Но Клеопатра VII была не только божественно хороша, она получила прекрасное образование по философии, математике, литературе, виртуозно играла на нескольких музыкальных инструментах и свободно говорила на 8-ми языках. Царица была первой из фараонов династии Птолемеев, кто мог изъясняться по-египетски.
   Ненасытная любознательность, жадное любопытство и гениальные способности девочки обнаружились с первых дней ее пребывания на острове. Сестра ее, порывистая и капризная Арсиноя, которую вместе с Клеопатрой должны были воспитывать жрецы, далеко уступала ей во всем. Маленькой Клеопатре все давалось шутя; без малейшего усилия, все с тем же всепоглощающим любопытством, она проникала во все таинства древней египетской науки, в это странное загадочное учение, где смерть, жизнь и вечность господствуют над человеческой логикой. Ее светлый греческий ум искал во всем не только новизны, но и светлой красоты.
   Причуды Клеопатры поражали ее серьезных воспитателей. По преданию, блуждая по красноватым гранитным скалам невысоких прибрежных гор, она нашла логовище дикарей троглодитов, завела с ними знакомство и выучилась их языку. От одной из служанок, родившейся в Мантуе, она научилась латинскому языку и никакие внушения воспитателей не могли разрушить ее симпатий к Лукрецию, которого она знала почти наизусть. К римлянам она не испытывала особой любви: с младенчества ей внушали неприязнь к железным варварам с севера с брянцающими доспехами и щитами.
Тем не менее ее пылкой девичьей  фантазии импонировало грозное величие далекого Рима, Александрийские придворные, навещавшие девочек в их уединении,
рассказывали их воспитателям о последних новостях, о новых завоеваниях Рима, о падении республик, о великих полководцах,
борющихся за власть, о Помпее и непременно о Юлии Цезаре, покорившем огромную многоплеменную Галию ***).
   Странно звучали здесь, в невозмутимой тишине пальмовых рощ эти рассказы, больше похожие на героические легенды и, маленькая Клеопатра, затаив дыхание,  вслушивалась в каждое сказанное  слово. Как сквозь сон рисовались ей сверкающие когорты легионов, торжествующие клики легионеров, звон и блеск оружия и, среди всей этой какофонии - призрачная  фигура полководца в пурпуровом плаще на горячем белом коне.
   Поглощенная этими мечтами девочка блуждала по острову, пряталась в зелени сада или прислонившись к пальмовому стволу, подолгу смотрела в безбрежную даль золотисто-желтых песков, окровавленных пламенем заката...
Мало по малу гасла в небесах и на горизонте волшебная феерия красок и пески пустыни начинали отливать серебром в бледном сиянии луны, любимом светилом богини Изиды.
Вместе с красками дня угасали в душе девочки яркие мечты о той могучей, мятежной, жестокой, но такой прекрасной яркой жизни, которая кипела там, на севере...
Девочка тихо и незаметно возаращалась домой мимо стен храма с изображениями лотоса - цветами забвения...
Арсеноя уже давно спала... 



  *) Фараон Нектанеб I, правивший в 380 - 362 годах до н. э., на южной оконечности острова воздвиг храм в честь богини Исиды. Его почин поддержали Птолемеи и первые римские правители Египта. На стенах храма были высечены рельефы со сценами из жизни Осириса. Согласно древнеегипетским легендам, Осирис был погребён на острове Абатон, соседствующим с Филэ.
   В XX веке, ввиду угрозы затопления острова Филэ водами Асуанского водохранилища, перед учёным сообществом встала проблема сохранения исторического наследия Филэ. Уже первая дамба, сооружённая в 1902 году англичанами, нанесла невосполнимый урон Храмовому комплексу — была утрачена полихромия рельфов, разрушены некоторые части сооружений. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году, ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе Храма Исиды на безопасное место. Памятник был тщательно обмерян и сфотографирован, после чего каменные блоки перевезли и вновь собрали на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению Нила.

 **)   Достоверного описания ее внешности нет, и поэтому мнения современных авторов об облике египетской царицы разделились. Часть из них утверждает, что она была прекрасна, как троянская Елена. Другие исследователи ссылаются на ее портрет, отчеканенный на монетах: глубоко посаженные глаза, орлиный нос-клюв, выпирающий подбородок. Но все они сходятся в том, что Клеопатра была обольстительной женщиной и обладала сладострастной натурой. Для удовлетворения своих желаний владычица содержала множество красивых мужчин, что вовсе не считалось безнравственным.

***)  Галлия — область в Европе, известная со времен древнего Рима, одна из областей Римской империи. Название происходит от римского названия кельтских племен галлов (лат. Galli), которые долгое время боролись за свою свободу с Римом. Галлией называли земли, входящие в состав таких современных стран как Франция, Люксембург, Бельгия, Нидерланды и Швейцария.
Название Галлия было распространено в Европе до конца XVII века. Это название можно встретить на картах тех времен.
     Текст мой
     продолжение следует
     будут поправки



      
            
   

               


Рецензии