Виртуалы в 1801-1825гг

Виртуалы в1801-1825гг.

Матфевна уже давно не общалась с Василием, вся вокруг занятая свалившимися из интернета событиями.
В - Матфевна, голубушка, когда к Вальковым-то соберёшься в энциклопедию? Там мужик уже извёлся ждать. Говорит его очередь, из Романовых он…
М – Ох, батюшки, и правда, мы же с ними не распрощались… Ну, кто там7
В – Александр I Павлович Романов, однако…
М – Как ты думаешь, это реальность или отрасль литературы?
В – Опять к Юзефовичу забежала…
М – Он у Себастьяна Хафнера вычитал в «В тени истории», что лишь написание истории создаёт историю…
«…Ожидать от истории указаний по жизни — это заблуждение, а использовать её в качестве средства предсказания — злоупотребление. История бесконечно интересна. Однако на вопрос, действительно ли всё должно было произойти так, как оно произошло, история не даёт ответа. А на вопрос, как будут развиваться события дальше, её ответ загадочен, как у сфинкса: «Всегда также и всегда иначе» …»
В – Я где-то догадывался, что все историки больше литераторы. Однако, интересно же. Вот и Бушков подивился, когда выискал исторические документы и сравнил их с произведениями историков. Да ну их. Приглашать Александра?
А – Я уже здесь.
М – Заполним анкетку?
А – Отец – Павел I Петрович, Император Всероссийский. Мать – Мария Фёдоровна, до принятия православия – Софья-Доротея принцесса Вюртембург-Штутгартская. Родился 12 декабря 1777 года  в Санкт-Петербурге.
В – У вас было прекрасное образование…
А – Да, бабушка императрица Екатерина II постаралась. Она не доверяла батюшке. Я научился ладить и с матушкой и с батюшкой.
М – Это умение прятать свои мысли и чувства могло бы стать удобной привычкой общежития. Но твёрдых убеждений вы так и не приобрели. От историка Платонова узнала.
А – На престол я вступил 12 марта 1801года, после убийства отца, в котором пытались обвинить меня. Я был в шоке и сначала не соглашался принять корону.
 М – Вы, вступая на престол, пообещали управлять страной по заветам бабки Екатерины II . Это заявление было принято восторженно.
А – Да, я не хотел никого разочаровывать. Я даровал свободу всем осуждённым при отце. Восстановил «Жалованные грамоты» дворянству и городам. Отменил нелепые ограничения, касавшиеся одежды и прочих мелочей.
В – Это принесло вам большую популярность.
М -  Но, вы совсем не спешили возвращаться к традициям екатерининских времён. Доверили руководство страной «старой гвардии»
А – Я организовал кружок молодых людей, стремясь выработать программу либеральных реформ.
В – Платонов так и написал, что вы управляли с одними, а советовались с другими. Это вызывало недовольство высших чиновников.
А – Результатом работы нашего кружка или вернее комитета была реформа управления 1802 года. Были организованы министерства вместо коллегий. Указ о «вольных хлебопашцах»
М – К 1804году комитет прекратил свою деятельность.
В – Ну, как и всегда, молодёжь выросла, обзавелась семьями, не до реформ. Зато на смену комитету пришёл один – граф М.М. Сперанский.
А – С.Ф. Платонов потом справедливо оценил разносторонность талантов Сперанского. О делах его можно говорить много и долго. Достойнейший человек и держался рядом со мной скромно и даже уединённо.
М – Однако он не очень преуспел в организации реформ. Только в 1810году преобразовал государственный совет, в котором  отныне должны были обсуждаться все вновь принимаемые законы.
В - В 1812г вы его отстранили от дел, за что?
А – Его реформы затрагивали слишком большое количество людей.
М – Ладно. Сперанскому надо посвящать целую встречу. Сейчас разговор о вас. Во внешней политике вы обещали соблюдать нейтралитет и не вмешиваться в европейские дела.
А – Так Наполеон всё больше и больше распоряжался в Европе, как у себя дома. Это меня раздражало. Мы дважды принимали участие в боевых действиях против Франции.
В – Крупное поражение потерпели российские войска при Аустерлице в 1805г, а сколько мелких…
А – Да именно это послужило нашей встрече с Наполеоном и подписание Тильзицкого мира в 1807 году.
М – Кроме того в 1808году союз с Францией укрепился ещё больше после подписания Эрфуртской союзной конвенции, по которой признавались права России на Финляндию, Молдавию и Валахию.
В – Однако уже в 1810 году Россия начала готовиться к войне с Францией.
А – Да, опасались мы нападения Наполеона на Россию и не напрасно. Наполеон стремился к мировому владычеству. Я не считал возможным подчиниться ему. Сам желал влиять на дела Европы, как преемник Екатерины.
М – При ней Россия достигла необыкновенных политических успехов и большого международного значения.
В -  И война началась 12 июня 1812 года. Нам хорошо известны все потери и успехи той войны.
А – Заключительный акт стран-победительниц был подписан в Вене 28мая 1815 года. К России отошло много земель и в том числе Царство Польское.
М – Тогда прославился ученик Суворова Михаил Илларионович Кутузов. Много писателей, поэтов, художников и кинематографистов посвятили своё творчество той войне.
А – Вот тогда я понял, что простой народ огромная сила. Они научили меня гордиться ими.
В – Именно после той войны вы стали глубоко религиозным человеком и имели вид человека, уверенного в своей непогрешимости. Так о вас писал историк Платонов С.Ф.
А – что ж  со стороны виднее. Да, впадал частенько я в резкость, но потом стали одолевать меня печаль и уныние. Хотелось уйти от мелочей в созерцательное одиночество.
М – Это так знакомо мне…
В – Изменилась и внешняя, и внутренняя политика. Был создан Священный союз, в который вошли виднейшие страны Европы. Все хотели сохранить мир, помогая друг другу, подчинять политику морали и религии.
М – К сожалению ничего не вышло. Члены Священного союза бесцеремонно вмешивались во внутренние дела государств и стал союз самой реакционной силой в Европе. Вась, не ощущаешь похожести теперешнего союза европейских государств?
В – А внутренняя политика и вовсе вас не интересовала. Аракчееву всё доверили, который прославился устройством военных поселений на землях государственных крестьян. Вот беда для них была.
А -  Да уж, царствование моё заканчивалось как-то хмуро и печально. Увлёкся я мистикой, что и оттолкнуло от меня большую часть общества. Устал я от воспоминаний, пойду я в своё время. Вы уж тут без меня заканчивайте мою историю.
М – Земля вам пухом… О, боже, что я говорю…Следует отметить, что во время царствования Александра I был принят университетский устав и основано ещё много университетов в разных городах…
В – Между прочим в 1814году открылся Царскосельский лицей… Сама знаешь кого он выпустил из своих благословенных стен. Кроме Пушкина целая плеяда поэтов, литераторов, государственных деятелей, блестящих дипломатов.
М – А ещё в 1804году была открыта Публичная библиотека в Петербурге, а в Москве открылся первый памятник Минину и Пожарскому.
В – Ещё я узнал, что во время его правления в состав России вошли Грузия (1801г), Финляндия (1809г), Бессарабия (1812г), Азербайджан (1813г)…
М – Умер Александр I 19 ноября 1825 года в Таганроге, во время поездки в Крым. Похоронен в Петропавловском  соборе в Санкт-Петербурге.
Жена : принцесса Луиза-Мария-Августа  Баденская,  в православии Елизавета Алексеевна.
Дети: Мария, Елизавета – умерли во младенчестве.
В – вот такие вот дела… Надо бы не откладывать на долго следующего Романова.


Рецензии