Фреска бесконечности. Глава 6

1. 21 мая 1347г. новый константинопольский патриарх Исидор короновал Кантакузина императором (Иоанн VI)в дворцовой церкви во Влахернах. Через неделю там же состоялось венчание Иоанна V Палеолога с дочерью Кантакузина Еленой. Но празднование было скромным, драгоценности матери младшего императора Анны Савойской по прежнему оставались у венецианцев, в полуразрушенной стране, где начиналась страшная эпидемия чумы, хозяйничали турки, сербы и итальянцы, да и примирение враждующих сторон было неполным и поверхностным, как показали дальнейшие события.

2. Антиаристократическая партия зилотов все еще контролировала второй город империи Фессалонику и отказывалась подчиняться распоряжениям Кантакузина. Сербский король Стефан Душан,подчинивший себе Северную Грецию (Фессалию)и сам мечтавший о том, чтобы заполучить Фессалонику, не был намерен добровольно уходить с занятой им византийской территории. Прогнать его собственными силами византийцы не могли и для того, чтобы избавиться от сербов Кантакузин прибег к уже испытанному в годы гражданской войны средству, весной 1348 г. направив в Северную Грецию большую армию турок османов, под командованием Сулеймана, старшего сына зятя и союзника Кантакузина османского эмира Орхана.

3. Это был еще один опасный шаг в направлении экстернализации византийской политики, втягивания в нее могущественных внешних сил, которые затем воспользовались приобретенным положением в собственных целях. Он не принес ожидаемых Кантакузином результатов. Вместо того, чтобы соединиться с византийскими войсками и атаковать сербов турецкая армия занялась грабежом Фракии, а затем вернулась в Малую Азию, оставив за собой банды мародеров, одна из таких банд, насчитывавшая 2000 всадников чуть не уничтожила самого императора во время его путешествия по Фракии.

4. Между тем две свежих сербских армии оккупировали Северную Грецию фактически блокировав Константинополь с суши. Снабжение столицы теперь целиком зависело от морских путей, но эти пути контролировались генуэзцами, отношения которых с империей как раз в это время окончательно испортились.

5. Генуэзцы, державшие в своих руках снабжение Константинополя причерноморским зерном и обосновавшиеся напротив Константинополя в Галате, где их доход от таможенных сборов был в семь раз выше чем в самом Константинополе, с тревогой следили за усилиями Кантакузина восстановить византийский флот. Когда же императорское правительство в попытках привлечь купцов из Галаты в Константинополь распорядилось резко снизить таможенные пошлины, генуэзцы решились на открытый конфликт с Византией, чтобы во что бы то ни стало сохранить свою монополию.

6. В августе 1348 г. воспользовавшись отсутствием императора, который находился в фракийской крепости Дидимотике и к тому же был серьезно болен, генуэзский флот подошел к византийскому берегу залива Золотой Рог и начал систематически уничтожать находившиеся там торговые и военные корабли. Они атаковали Константинополь с моря. Население столицы объединилось перед лицом этой угрозы и приняло непосредственное участие в защите родного города.

7. За год до этого в 1347 г. когда Кантакузин, на устроенном им чрезвычайном совещании горожан предложил константинопольцам отдать на нужды государства часть своего имущества (гос. казна была опустошена гражданской войной) он наткнулся на категорический отказ богатой торгово-финансовой верхушки, враждовавшей с поддерживавшей Кантакузина во время войны провинциальной знатью, участвовать в этих сборах.

8. Но теперь когда судьба города и империи зависела не от них, а от простых людей, население мобилизовалось и дало отпор вторжению. По свидетельству византийского историка Никифора Григоры "такое было тогда в воздухе настроение в Константинополе, что каждый помогал в его защите...Строители, портные, кузнецы все взялись за оружие и поденщики и моряки, нанявшиеся во флот,взялись за весла и вышли в море. Даже рабам их хозяева выдали оружие и они взялись учиться стрелять из лука. Ибо неожиданный кризис возбудил усердие каждого." (Цит. по Nicol 1972, 229). Горожане построили катапульты для обстрела генуэзцев. Не ожидавшие встретить серьезное сопротивление итальянцы были вынуждены отступить.

9. Вернувшийся в столицу 1 октября 1348г. Кантакузин напомнил горожанам об их прошлогоднем отказе пожертвовать частью своего имущества на дело защиты империи от внешних врагов. На сей раз его слова были услышаны: "Все в один голос обличили латинян и осудили собственную небрежность и неразумие, все выразили желание пожертвовать своим имуществом ради общего дела, и с большим увлечением взялись за строительство судов, а также больших и малых катапульт...когда нужны были деньги их собирали с жителей Константинополя. Часть .их была пожертвована добровольно, но с большой неохотой..." (Цит. там же 230).

10. К весне 1349 г. византийцы построили новый флот из более чем 100 кораблей, но когда 6 марта 1349 он вышел в море неопытные моряки не загрузили достаточно балласта, поднялся штормовой ветер и суда начало сносить течением. В панике византийцы бросили свои суда и пытались спастись вплавь. Генуэзцы отбуксировали их в Галату и уничтожили.

11. Но постепенно настойчивые усилия нового императора и византийского населения начали приносить плоды. Вместо потерянного флота был построен новый. Поняв, что легкой победы не предвидится, генуэзцы, опасаясь роста влияния венецианцев, решили пойти на компромисс. Они заключили мирное соглашение с империей и даже обязались возместить византийцам причиненные войной убытки.

12. В 1350 г. при поддержке турок Кантакузину удалось наконец вернуть империи контроль над восставшей Фессалоникой. Пользуясь тем, что внимание Стефана Душана было отвлечено на север в результате войны с Венгрией византийцы успешно вытеснили сербов из большей части Македонии. По договоренности с Душаном сербская армия покинула северную Грецию. С помощью брачных союзов и приобретенных таким методом влиятельных родственников (включая Иоанна V Палеолога и османского эмира Орхана)Кантакузин мог искусно балансируя сохранять престиж империи там где у него не хватало ресурсов подкрепить этот престиж реальными действиями.

13. Однако курс на экстернализацию и использование внешних сил для защиты имперских интересов имел свою обратную сторону. Эти силы вовсе не были византийскими марионетками и преследовали собственные интересы. Все чаще император, чтобы сохранить сотрудничество был вынужден подчиняться их требованиям даже когда эти требования шли вразрез с нуждами самой Византии.

14. Например Венеция по сути дела вынудила империю принять участие в новой войне с Генуей после того как венецианский флот неудачно атаковал Галату в мае 1351 г. Когда венецианцы узнали что к генуэзцам идет подкрепление они немедленно ретировались оставив своих византийских союзников сражаться с превосходящими силами противника, которые разгромили византийский флот 28 июля 1351г.

15. Но самыми опасными для империи втянутыми в византийскую политику внешними игроками оказались турки османы. Они столько раз выручали Кантакузина в критические моменты гражданской войны, что он привык полагаться на их помощь невзирая на то, что ценой этой помощи было постепенное опустошение целого ряда византийских областей. Кроме того турецкая кавалерия постепенно осваивалась во Фракии и в Македонии и привыкала к тому, что эти области теперь находились в сфере турецкого влияния.

16. И когда в 1352 г. Кантакузину вновь потребовалась помощь войск османского эмира Орхана, их вмешательство оказалось началом цепной реакции с необратимыми последствиями, превратившей османский эмират в могущественную мусульманскую империю, претендовавшую на наследство изолированной, обескровленной и в конечном счете уничтоженной Византии. О том, как это произошло, мы поговорим в следующей главе.


Рецензии