Моя жизнь мемуары часть 2

Так сложились обстоятельства, что в 1951м году меня отправили на жительство к брату деда моего, жил он в деревне на станции Красновка (то-ли Ростовской, то-ли Каменской тогда области, я плохо этот момент помню) Приехала за мной в Коканд сестра папина из города Сталино (теперь Донецк) и увезла меня из Коканда... Впервые я увидела Казанский и Павелецкий вокзалы в Москве в 1951 году... Привезли меня в эту Красновку... Мама мия! Электричества нет, полы земляные, в хозяйстве - корова, свинья, куры, гуси (щипали же они меня!!!) и вишнёвый садочок (по тому манеру называть садик). Школа деревенская. В одном классе - вы представьте себе только!) четыре класса разом. Один рядок - первый класс, второй рядок - второй класс, третий рядок - третий класс, и четвертый рядок - класс четвертый... и одна учительница - Мария Ивановна Фитисова. Сейчас рассказываю - не верят... но поверьте - это было так. Послевоенная российско-украинская деревня была не детская... детей малых было мало... Однако вот, научили - и писать, и читать, и считать... Послевоенная школа в деревне... - это достойно отдельного рассказа... места мало здесь....

ну, вот, живу я в этой Красновке.... Что там? а ничего.... вокзальчик небольшой и проходил один поезд пассажирский Мариуполь - Миллерово... Останавливался там минут на 10... Но мы, дети, к этому поезду выносили пирожки с луком и яйцами, свежайшие, горяченькие, огурчики соленые, ряженку в стаканах граненых (10 копеек что-ли они тогда стоили? эти граненые стаканы 200 граммовые, не жалко было их и отдать вместе с этой ряженкой домашней...). а когда проходили там товарняки с углем, сбрасывали на землю с этих вагон-платформ уголь, а потом мы его собирали, печи топить...

...и коровок пасла на выпасе, на улице по очереди каждый день подпасков нанимали в помощь основному пастуху... ОООО, как вспомню те ковыльные степи!!!! по телевизору украинскому каналу когда увидела - не поверите - заплакала... Вот... а воды тоже там не было. одна железнодорожная водокачка (башня водонапорная), к которой к вечеру собиралась огромная очередь с тележками и бочками для воды, Скотинку-то поить надо было.... а пить - воду на коромыслах носили в чистых ведрах.... Вы можете ведра на коромыслах носить? я носила... и летом и зимой... интересная жизнь была... русско- украинская.... дед - украинец, баба его - мама Шура я её звала - из хутора Тарасовского, донская казачка - высокая, статная, точно Нонна Мордюкова.... и красивая... но у них не было детей, и потому, наверное, меня туда и отвезли....думали, что я там останусь на всегда... не получилось... Мама Шура умерла в 1953м от рака....

...потом в галерее Интернета нашла я фото этой станции Красновка... Все тот же вокзальчик, но окна забитые фанерой почему-то, и пишут в комментариях под этим фотo - зачахла деревенька.... и так у меня сжалось сердце от вида этого жалкого... в моих фотоальбомах я где-то сохранила это фото.... а ведь прошло уже много-очень-много лет.... во сне мне не однажды снилась эта деревенька, и всё искала я во сне подружку Катю Харламову там.... А мне говорили (во сне) уехала, совсем уехала.... *может быть умерла? не знаю....

тетради у нас были нормальные, в крупную четкую клетку и с полями... на газетах мы не писали... Помню вот, когда еще в Коканде училась во 2м классе, папа меня заставлял вслух читать ему газету ПРАВДА. и обязательно передовицу...
и вот что хочу отметить - Сталина на газетах в те годы было не много, и эти газеты сберегались. не дай Бог бы увидели обрывок газеты с фото Сталина на улице... папа говорил - этого делать, то есть выбрасывать такие газеты - было нельзя....

вот, едем дальше....
умерла моя мама-Шура, дедок (дядька Алёха его звали , Алексей Куприянович Носов) привел в хату якусь бабу Дусю с соседнего хутора... Она приехала с сундуком и с козой . И вот папа мой в отпуск из Коканда туда приехал... Сидят они, чай пьют с самогоночкой, а коза Манька вишню грызть начала. Эх, дядько Алёха как схватил дрын (кривая палка такая) да как зашкандыбае  (у него после войны пальцы на ногах отмороженные были и он ходил в припрыжку будто, по местному - шкандибав) и кричит " А, щоб тобi чорти забралы, коза ты треклятая!" Это было так смешно.... до сих пор вспоминаю этот момент....
ну, наверное, они обсудили, что дальше со мной делать (бабе той Дуське я не нада была!), приехала снова тетка из Сталино (тогда еще Сталино) и забрала меня туда.... вот так я и в Донецк теперешний попала....

даааа, вот в промежутке вспомню еще про смерть И.В. Сталина... март 1953 год. Жутко холодная зима. Сугробы в нашей Красновке по крышу были... и вдруг умирает Сталин... я это помню... Все не то, что рыдали, выли, надо сказать.... в каждой хате был траур... света не зажигали.... а в день его похорон сколько было паровозов на станции - все страшно гудели с минут 15... Жуть... я после того и смерть Брежнева помню (я была тогда кстати в Москве) и смерть нашего Рашидова помню - такого страха не было уже больше никогда....


Рецензии
Еще дополню эти воспоминания.
Как-то нас -школьников - повезли в город Ворошиловград (нынешний Луганск), в театр... на спектакль "Недоросль" (очень хорошо помню название спектакля, хотя само действо на сцене уже подзабылось)
По городу погуляли - это был 1952й год.
Ну и обратно тем же поездом - так сказать поездом -
2 вагона и паровозик - дядько Алёха Носов работал на паровозе каком-то кочегаром -- едем, значит,
уже вечерело и даже стемнело.
И я заснула.
А когда приехали на станцию, вероятно, дети не стали меня будить, но дядьке Алёхе сказали, что я сплю в вагоне...
И только он уже меня разбудил.
Ох, и испугалась я тогда!!! потому что спросонья ничего не поняла - где я и почему я одна.
Вот такая сохранилась картинка в памяти моей.
А мне сейчас уже 76 и
очень скоро будет, даст Бог, 77......

Алла Растворцева 2   09.11.2018 14:34     Заявить о нарушении