Моя жизнь мемуары часть 3

теперь Сталино (раньше он был Юзовка, с 60го помоему года уже Донецк). Город шахт, город шахтарiв (шахтеров) я уже у тетки живу, папиной сестры, в районе Гладковка (типа нынешних микрорайонов) Муж тети - Николай - крепильщиком на шахте работает, пьет безбожно... все пили там безбожно... Самогонку гнали сами, в каждом дворе по 2 кабанчика к зиме откармливали... Трава такая там по балкам росла, по тамошнему названию - щирица, по армянски - съедобная "жирная" трава... Мешками мы, подростки таскали этой травы эти кабанчикам, которые к зиме вырастали в огромных хряков... Сало, мясо, ветчина - полный погреб... самогонки, вареньев, соленьев, полный погреб... Вот так в Украине жили в 50х. жирно жили и пьяно...
я в школе № 53 учусь, 5-6й уже класс. Учу украiнську мову и очень успешно... В Макеевке (ходили пешим ходом через балку, где было кладбище немцев) жила моя бабушка с дедом, папа и мама моего отца - украинцы, еще одна тетя Полина, чорнявая украинка дородная такая... и красивая... такая вот моя родня украинская.. а уж сердобольные такие....

вот слышу через тын сусiдка гукае "Фитисовна.  ну як ти та? , а що батько Аллын алiменты то присылае?" понятия не имею - шо таке алименты... Спрашиваю - Баб, а шо таке алименты (бабушка только по украински разговаривает) а она мне - та оцi грошi, якi  твiй батько присылае..." Оказывается папа деньги присылал на меня туда....

Так вот из-за этой сердобольности моих украинских родственников я решила вернуться в Коканд... А все дело в том, что я вам главного моего секрета не открыла до сих пор... Мама моя родная умерла в Андижане в 1944м году, мне было ровно 2 года и 10 дней... и у меня была мачеха. ну наверное, теперь понятно, почему я у дедов росла? Так вот моя бабушка бывало посадит нас троих (еще брат двоюродный был и сестра) вот всем по яйчку, а мне два... Они возмутятся - Баб, знову iй два яйка... а она им пальцем погрозит и - мовчить, вона сиротка!.... и вот это "сиротка" доставать меня там начало... я ж уже соображать начала кто-я и зачем-я.... и вот уже 7й класс там. скоро зимние каникулы... Как в той песенке белорусской "почав мамку просить", так и я начала каждый день плакать - хочу в Коканд.... почему у Саши с Светой и мама и папа, почему я "сиротка" - нет, у меня тоже есть папа, хочу домой! и всё!!! ну что им было делать? Реву я каждый день белухой... Хочу домой, хочу домой....

И Украина  меня  тогда  совсем  не  привлекала….  Эти  поездки  в школу  на  трамвае  за  3 копейки  туда  и  за  3  копейки  обратно… эти  черные  коптящие  дымом  угольные  терриконы,  на  которые  беднота  -  пацаны  тогда  лазали  и  собирали  уголь,  который  с  породой  выбрасывался  из  вагонеток….  Один  мальчик  вот  провалился  в  горящем  терриконе  в  огонь  подземный….  А  всё  дело  в  том,  что  эти  терриконы  изнутри  самовозгорались  и  постоянно  дымили….  И  белое  белье  на  улице  иногда  становилось  серым  об  этого  дыма,  стелющегося  с  терриконов,  особенно  в  дождливые  и  пасмурные  дни,  не  было  ветерка  и  весь  дым  оседал  на  город….

А  то,  что  Украина  -  это  может  быть,  Родина  моих  предков  по  отцу  -  и  в  голову  тогда  никому  не  приходило….  Не  говорили  тогда  о  РОДИНЕ…  Весь  СССР  был  РОДИНОЙ…

Школа  в  Сталино  была  трехэтажная…  после  я  таких  школ  и  не  видала…  очень  теплая  и  красивая  …  С  памятником  Зое  Космодемьянской  во  дворе,  имя  её  наша  школа  носила….
…………………………………………………………….
………………………………………………………………


... Не знаю, уж как и кто договорился и с кем, но в зимние каникулы начала 1956го года тетка меня везёт в Москву, там мы (снег такой тоже был!!! пальто на мне на вате и с овчинным воротником, валеночки на ногах... на Красную площадь мы с теткой ходили, я на улице вещи караулила, а она в ГУМе в очереди за "румынками" (ботиночки такие меховые с выворотом были - румынки назывались) стояла... Пока она их купила там, я чуть на смерть не замерзла на улице... потом в ГУМе отогревала она меня...

Вот,,, а потом... на Казанском (снова) вокзале она меня посадила в поезд Москва-Андижан (помоему и тогда он был под номером 33), видимо договорилась с проводником, чтобы он за мной присматривал.... и ... поехала я в свой родной Коканд... 3е суток по рельсам - тук-тук-тук-тук... укачало насмерть меня.. аж потом земля сутки кружилась у меня под ногами.... Класс... вспоминать приятно, сейчас, что я 14 летняя девочка одна вот так безопасно ехала в поезде узбекском. никто меня не обидел, чаем меня поили, чем-то кормили.... (могло ли быть такое сейчас? сомневаюсь...)

ну и вот.... по-моему 14 января 1956го года я снова вернулась в свою школу № 14 уже в 7й класс... Акцент у меня уже малоросский, и не понять - то-ли русский, то-ли украинский.... И вот на уроке литературы Шевченка проходили... Учительница читает его ЗАПОВIТ на русском - как умру похороните..... я руку поднимаю и говорю - не так же! Як умру, то поховайте мене на могилi... Она так удивилась... и спрашивает - откуда я знаю этот стих на украинском....? А я говорю, - так мы его еще в 6м классе в Сталино учили в школе.... До сих пор часто читаю КОБЗАР Шевченка на украiнськой мовi.... а его надо вслух читать, чтобы слышать эту мелодию украинской речи.... А у меня сейчас слушателей почти нет....
и надо же перевести потом это на русский, чтобы поняли - о чём...

Вот сейчас я на украинских сайтах на украинском языке тоже читаю, иногда дочке читаю и сразу на русском с текста...
Дочка удивляется... Мама, ты какая молодец.... Не забыла этот язык... Да как же его забыть. Украинцы ведь не говорят, они поют, такая у них речь мелодичная


Рецензии