Моя жизнь мемуары часть 9

ДАЛЕЕ  НОВАЯ  ГЛАВА
М У Б А Р Е К

 


ЛИХИЕ 90е годы
   Начну с того, что я в Мубарек приехала в 1983 году не из России, а из Ферганской долины, а конкретно - из Андижана, в котором я  родилась, в Коканде прожила юность, училась там, и у меня было реальное  представление об Узбекистане.  Но  Кашкадарья в 1983-84 г.г меня поразили своим отставанием от прогрессивного по тому времени Андижана… Может быть, поэтому  и были приглашены  в  Мубарек  на работу из Андижана 5-6 человек, и я - в том числе… Город был молодой, комсомольской стройкой его не называли почему-то, но комсомольский, а вообще, молодежный дух в этом городе  был воочию…
 
 Мне вспоминается один эпизод. 1984 год. иду я на работу (тогда все везде ходили пешком или на служебных машинах)  впереди меня идут три молодые женщины – по произношению слышу – татарки… и  ну, ругают Мубарек – какие тут беспорядки, и как  тут плохо  и т.д и т.п     И одна из них и говорит – ну, что ты хочешь здесь увидеть? Это же Узбекистан… И так мне стало не по себе от этих слов…Догнала я их и говорю им: - женщины, а вы вообще-то, кроме Мубарека , где-нибудь еще в Узбекистане были?  «Нет – говорят,- а почему вы спрашиваете?  А я им говорю– тогда и не говорите, что это Узбекистан… Вы вот в Наманган или в Андижан поезжайте – вот там Узбекистан. А здесь - и не понятно вообще - какой стан  Татарстан или Болгарстан, но только не Узбекистан…  промолчали, а потом  говорят ,-а вы-то откуда знаете? (ведь я русская, а все русские априори здесь  признавались за Россиян)… Я говорю – да я родом оттуда, потому и говорю так. И муж мой удивлялся тогда – да какой же здесь Узбекистан? Россия здесь.  Вот таким был Мубарек  в 80-е годы.

. Исключительная  и отличительная от Узбекистанской  жизни  была в те годы обстановка  в  Мубареке.  Был достаточно высокий интеллектуальный уровень инженерно-технических работников в ГПУ Мубарекнефтегаз  и на МГПЗ, которые почти все были выпускниками Российских, Украинских и Азербайджанских ВУЗов…  Население насчитывало  более 50 национальностей, даже  были  югославы.  Под контролем   Мингазпрома СССР  было и продуктовое обеспечение города, и культурная жизнь. Часто приезжали с гастролями (сейчас уже очень известные), а тогда – молодые таланты – сестры  Ротару, Анне Вески, Лайма  Вайкуле,  ВИА Стожары, да всех и не уместишь в этой маленькой заметке. И все концерты проходили в кинозале, тогда только отстроенном ГПУ Мубарекгаздобыча.  И все помещались там. Приезжал даже актер Моргунов в Мубарек!

. Но шли годы… В России начались  шатания во властях… Бывая в служебных командировках в России, в Украине, я видела то, чего еще не было в Узбекистане, и в частности, в Мубареке –отсутствие продуктов, скажем в подмосковном Подольске. На базарчике в Подольске сидела какая-то старушка и продавала сморщенные солёные огурчики и связочки грибочков – по 5 шт в каждой связочке.  Промышленных товаров тоже было не густо. А в Москве – так там были введены «карточки москвича» -(это был 1990 год), которыми я просто была шокирована – в моей голове такое не укладывалось. В нашем   Мубареке по тем временам было НАМНОГО лучше и с продуктами, и с товарами – хотя бы потому, что распределялось тоже по карточкам профсоюзным, но всё  БЫЛО!!!


И вот грянул день 21 августа 1991 года!... ГКЧП в Москве.  Путч. В Узбекистане, я думаю, не так уж тогда испугались этого, как испугались почему-то в  Мубареке.  Срочно все сразу засобирались на свои  квартиры в Россию.  Конечно, ведь, практически в  Мубареке коренное население – узбеки тогда составляли не более 40 %, а все остальные – из разных краев России – кто по распределению из ВУЗов, кто за квартирами сюда приехал из России от безнадеги там в те годы… и у всех  что-то где-то было, куда можно было уехать и немедленно…

 И началось…Каждый день у домов стояло по 2-3 грузовые машины, грузили вещи, спешно отправляли контейнеры с мебелью, стройматериалами, ящиками гвоздей… Это было  похоже на стихийное бедствие… Руководство  Узбекнефтегаза тогда было в растерянности ,уезжали кадры. Но, представьте себе, никто никого не гнал, но и не удерживал от отъезда… Особенно этому ажиотажу способствовала группа населения – крымские татары, которые много лет  добивались  автономии в Крыму и добились, а простое другое население воспринимало это как панические настроения и «страшные» последствия после путча в России…

И  в МГПЗ, ив ГПУ Мубарекнефтегаз  в  Коллективные Договоры спешно были внесены«поправки» под уезжающих VIP – персон,  при увольнении работников с мотивацией «переезд на ПМЖ в Россию или в Крым»  выплачивались пособия в размере 10 окладов…Ну, чем не стимул к отъезду хотя бы и в никуда?… «Все едут  - и  я  поеду, я - чем хуже? Отъезд оплачивают ведь»…Так продолжалось 3-4 года, пока не опомнилось руководство, и так же спешно отменили эту поправку в Коллективных договорах… Но … поезд ушел уже… и люди в большинстве своем  уехали…

 А ведь  в  Мубареке  особо  страшного тогда  ничего не происходило, к примеру, как в Фергане, Коканде, или в Андижане.  Однако,  у страха глаза велики оказались.  Ну, что же, уехали – так уехали.  Руководство тоже стало меняться.  Но  жизнь на этом не остановилась. Производство энергоресурсов – газа, нефти, конденсата – продолжалось и более усиленными темпами.  Провозглашена Независимость Узбекистана,  молодая страна развивалась  нормальными темпами.

И  стали проявляться  теперь уже националистические и пропагандистские  деятельности оппозиции, которые как-то были в тени. В  2006-2007  годах в Узбекистане развивается и внедряется Интернет – связь.  Вот это и стало  открытием возможностей  для развития национализма  и  постановки провокационных вопросов  «а почему Вы уехали из Узбекистана?»  и  тому  подобных тем во всех земляческих  группах. И  в  основном, люди,  не нашедшие ожидаемых  надежд в  России,  стали во  всех  этих  неурядицах обвинять Узбекистан и узбекский народ, что в корне  (конкретно для  Мубарека) было неправильным.

 Сейчас в  Мубареке жизнь нормализовалась и уже многое забыто.
 Выросло новое поколение молодых,  их выучили уже в Узбекистанских  ВУЗах и колледжах. И они не представляют себе того – полу-европейского – полу-российского Мубарека. Сейчас это МUBORAK shaxri  называется… Конечно, всё сейчас  не  так, как было тогда – в лихие 90е годы.  И тем не менее, Мубарек  выжил  и  пережил эти лихие годы. И надо отдать должное тем людям, которые этот город считали  своим, своей Родиной.

 Слава  трудовым и  патриотичным  Мубарекчанам!


Рецензии