Как заяц медведя обманул. Сказка

Украинская народная сказка (в переложении Сергея П. Емельченкова).

    Жил в одном лесу медведь.
И такой сильный, но лютый ведь! -
Пойдёт бывало по лесу и душит, и раздирает всё, что в лапы попадёт.
Лес был большой и зверья в нём много, но зато страху  медведь навёл на всех.
Ведь так и года не пройдёт,
А в целом лесу живой души не останется, если верзила и дальше будет так хозяйничать. -
Лес пропадёт!
  Собрали звериный совет - на совет и присудили направить к медведю посланца, чтобы сказать ему:
Вельможный господин медведь! Что ты так издеваешься?
Одного съешь, а десятерых по злобе раздерёшь и бросишь! Над собой измываешься! -
Ведь так через год и души живой в лесу не останется.  Голодным ведь ты останешься.
Лучше ты вот что сделай, коль ты так смел:
Сиди себе спокойно в своей берлоге, а мы тебе будем ежедневно присылать одного из нас, чтобы ты его съел ".
    Выслушал медведь того посланца и говорит:
Хорошо. Но помните: если меня хоть однажды обманут, то я вас всех пораздираю!
Предупреждаю!
    С того дня начали звери день в день медведю одного из своих обитателей посылать.
Начали изо дня в день жребий бросать -
На кого упал, тот и должен был идти к медведю его брюхо питать.
  Однажды выпал жребий на зайца. Бедный заяц так, что и не передать,  перепугался!
Но что было делать? Ходили другие, должен и он. Он и не думал сопротивляться,
Только выпросил себе часок времени, чтобы с женой, детишками попрощаться.
Но пока жену нашёл, пока всю свою семью созвал, - время расставаться пришло,
Да пока напрощались, наплакались и наобнимались, то и солнце за полдень зашло.
Время зайцу трогаться в путь пришло.
    Идёт бедняга к медвежьей берлоге. Но не заячьим шагом-прыжком.
И с бегущим ветром вдогонку не играет!
Увы! Теперь бедному зайцу не до скока.
Идёт нога за ногу, идёт и постоит, и всё слезы вытирает,
И вздыхает так, что лесом эхо идёт. 
И вот видит: в лесу колодец из камня срубленный, а внизу вода глубокая -
и никуда она не спешит, и ни к кому не течёт.
   Стал заяц над каменным срубом, вниз заглядывает,
А его слёзы -  кап-кап в воду, заяц только круги от них разглядывает.
И вдруг сразу повеселел! Вскочил!
И от радости аж  подскочил!
В его голове появилась счастливая мысль, на слёзы свои падающие глядя:
Как ему самому от смерти спастись и всех зверей избавить от этого свирепого и безумного медведя.
И, уже не плача и не вздыхая, а что есть духу -
Заспешил он к медвежьей берлоге - кое-что нашептать медвежьему уху.
   Было уже под вечер. Медведь весь день сидел в своей берлоге и ждал, думая:
Видно, мало я наделал в лесу бед,
Когда же это звери пришлют мне кого-нибудь на обед?
   Ждал и не мог никого дождаться. Голод начал ему досаждать
И вместе с голодом под сердце начала злость подступать.
    Что же это? - ревел медведь, - что они себе думают? Что я буду питаться воспоминаниями от их копыт?
Или забыли обо мне, или, может, им кажется, что одной вороной я должен быть два дня сыт?
О, проклятые звери! Если мне сейчас не придёт от них блюдо и я не увижу живьём хотя бы одного,
То клянусь буком и берестой, что завтра скоро двинусь в лес
И повыну души из всего, что в нём там есть живого!
И ни одного хвоста не оставлю! Ни одного!!!
   Но проходила минута за минутой, час за часом, а блюдо не шло.
К вечеру медведь уже не знал, что с собой сделать из-за голода и свирепости.
В таком настроении застал его заяц, слыша, как тот голосил на весь лес свои нелепости:
    Ах, ты, гуляка ты, хлыстик ты, гусиные потроха, - кричал на него медведь, увидев, наконец, свою живую еду.
Как ты объяснишь, почему так поздно явился? А я тебя, такого комара, голодный целый день жду?
   Задрожал заяц, услышав медвежий крик и яростные медвежьи слова страшнейшие,
Но скоро пришёл в себя и, встав на задних лапках перед медведем, сказал, как мог, нежнейше:
   Вельможный пан! Только моя вся в том вина, что так поздно прихожу.
И зверей остальных потому нельзя винить, - но тебе, верховный пан, великую тайну доложу:
Сегодня, в день твоих именин, зверьё, собравшись на рассвете при первом свете,
Послали тебе нас четверых и мы все - ветром пустились к тебе,
Чтобы ты, знатный барин, устроил сегодня хороший бал себе!
   Ну, и что же за тайна у тебя? Почему же ты так поздно приходишь и где там тех трое? - спросил медведь.
Я что, без еды на балу должен сидеть?
  Произошло  очень плохое происшествие, - тихо прошептал заяц, приврать настроив себя -
Мы, рассуждая, что в этом лесу нет другого господина, кроме тебя,
Идём себе спокойненько по дорожке, как из каменного замка выскочил огромный медведь и к нам:
«Стойте!» - кричит. Мы стали. "Куда идёте? Я вам не разрешал идти здесь сам!»
Мы рассказали.  «Хо, хо, - крикнул он, - ничего из этого не получится! Это моя дубрава!
Это мой лес и я не позволю, чтобы вы своим мясом кормили какого-то  приблуду, что здесь не имеет никакого права!
Вы мои и я беру вас себе на обед! " Будете, как приправа!
    Начали мы проситься, умолять, начали говорить, что сейчас твои именины! Да!
И очень некрасиво будет, когда ты в такой день останешься без обеда.
И какое там? И слушать не хочет.
"Я здесь господин, - кричит, -
И я один имею на вас право! И никто здесь не смеет вмешиваться! Всех - под замок!»
И забрал нас всех четверых в свой замок.
    Еле-еле я упросил его, чтобы хоть меня одного пустил к тебе - о силе его рассказать.
Теперь, знатный пан, сам посуди: виноваты ли мы в том, что ты сегодня от голода натерпелся и что нам теперь дальше делать?
   Услышав это, медведь весь ощетинился. Вся его злость обернулась на того нового соперника в другой берлоге,
Что так неожиданно стал ему на дороге.
    Это ещё какой хлам непотребный посмел сюда ворваться? - ревел он, царапая землю когтями.
Эй, заяц, сейчас же веди меня к нему,  разорву его на мелкие кусочки и разбросаю горстями!
       Вельможный господин, - сказал заяц, -
Это очень могучий пан, страшный такой.
    Что? Ты думаешь, что я буду его бояться?
Сейчас же веди меня к нему, посмотрим, кто будет сильнее! Лес - мой!
        Вельможный господин, но он живёт в каменном замке, - накалял страсти заяц, -
Не в избе из дерева.
     Э-э-э, да что там мне его замок! Веди меня к нему, уж я его достану,
Даже если он спрячется на самый верх наивысшего дерева.
       Проводил заяц разъярённого медведя до колодца и говорит:
Большая твоя сила! Ишь, как твой враг - только увидел, что ты приближаешься, - только глаз у него и горит.
Сразу же сбежал и спрятался вон у своего замка и молчит.
   Где он? Где он? - кричит медведь, оглядываясь вокруг и не видя никого.
   Иди сюда и загляни вот здесь! - зовёт заяц и подводит медведя к колодцу. Видишь кого?
   Стал медведь над срубом, глянул вниз, а там - правда медведь! На удивление!
    Видишь своего врага? - спрашивает заяц, -  заглядывает из своего укрепления! —
   Я не я буду, когда его оттуда не достану, наконец! -
Зарычал медведь и как рыкнет во всё медвежье горло в колодец!
    И только хотел стать на дыбы,
А из колодца как вырвется его голос да вдвое сильнее, чем звук из огромной трубы!
   Ах так? - взъерипенился медведь, - ты мне ещё грозишь?
Ожидай ещё, я тебе покажу! Шалишь!
    И за этим словом медведь - бабах в колодец да там и утонул. Видно было по пузырям.
А заяц поскакал изо всех сил к своим зверям
И рассказал им, каким способом он перехитрил медведя и избавил их всех от тяжелого несчастья.
Не нужно и говорить, какая радость воцарилась в целом лесу.  Жить спокойно - это ж какое счастье!
Вот и сказке  «Как заяц медведя обманул» конец,
А кто слушал - молодец!


Рецензии
А кто прочёл?)
Замечательный вы, сказочник!

Шаркова Наталия   27.01.2017 15:49     Заявить о нарушении
Спасибо! Сказки народные, а я их просто аранжирую в стихотворную форму.

Серж Пьетро   27.01.2017 19:08   Заявить о нарушении