Православие как источник примирения с историей
Позволю себе начать с цитаты нашего Святейшего Патриарха Кирилла:
«Сегодня нередко слышатся голоса, призывающие принять как некий эталон какой-либо один период нашей истории, одновременно принижая, умаляя и всячески критикуя значение других периодов. Кто-то идеализирует дореволюционное прошлое, не видя в советской эпохе ничего кроме гонений на Церковь и политических репрессий. Другие утверждают, что именно советский период был нашим золотым веком, за пределами которого — лишь социальное неравенство, коррупция и технологическая отсталость.
На самом деле описание прошлого России требует сложной, многоцветной палитры. Черно-белой схемы здесь явно недостаточно. Более того, упрощения создают искаженную и разорванную картину истории, распадающейся на отдельные куски, подобно разбитому зеркалу. Нельзя повторять ошибки тех, кто по меткому выражению Александра Зиновьева, «целился в коммунизм, а попал в Россию».
Великий же русский писатель и религиозный мыслитель Федор Михайлович Достоевский писал: «Чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, до которой он может подняться, когда придет к тому срок».
Что же можем сделать мы, чтобы подняться к этим духовным высотам? Думаю, что мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность».
Ну разве кто-то не согласен с такими формулировками?
С нашим Святейшим Патриархом вообще сложно спорить и тяжело на соглашаться по большинству из затронутых им тем. Но красивые слова остаются на бумаге, а что мы в видим в жизни? А в жизни нас окружают непрекращающиеся ни на минуту, вечные споры о том, кто прав, а кто виноват.
Знаете, все последние годы я посещаю большое количество круглых столов, конференций, лекций, семинаров посвященные разным моментам нашей общей истории. И я не вспомню ни единого случая, когда бы дискуссия выявляла единство мнений. Даже в кругу единомышленников очень часто возникают горячие споры, особенно когда разговоры касаются событий происходивших с нашей страной сто лет назад. И кажется, что нет этим спорам конца и краю.
Так давайте зададим себе один единственный вопрос – как нам всем примириться с нашей историей? Как найти компромисс в непоколебимых позициях?
Спросите любого монархиста, православного патриота кем был Сталин? И абсолютное большинство будет в крайне резких тонах рассказывать вам про кровавого тирана. Спросите любого коммуниста о Николае втором и он будет с удовольствием рассказывать про слабого Царя, который угробил страну. И у каждой из позиций найдется тьма доказательств и исторических свидетельств в пользу своей позиции. И никто никого не переспорит.
Так как нам быть? По моему глубокому убеждению, единственное что может примирить нас с собственной историей – это Православная Вера. Понятие, принятие и святая вера в Божественный Промысел. Ни одна страна в мире не пережила того, что пережили мы за последний век. Более того, есть все основания утверждать, что ни одна страна в мире не сохранилась бы, если бы на её долю выпало столько испытаний, сколько выпало на наш век. А мы не просто сохранились – мы как птица-Феникс раз за разом восставали из пепла, когда, казалось бы, падение не остановить.
Почему? Как? Для чего? Ответ один.
Таков Божий Промысел! Непостижимый для наших умов.
Кем был Николай второй с точки зрения неверующего человека? Политиком довольно неоднозначным. Даже сегодня, спустя сто лет, многие его решения кажутся спорными и неоднозначными. А кто такой Николай второй с точки зрения Православия? Святой. Царская семья была причислена к лику Святых в 2000 году.
Скажите, можно ли понять жизнь и поступки нашего последнего Царя не понимая сути христианства? Нет.
Можно ли понять его мученический подвиг не имея собственного духовного опыта? Нет, нельзя.
Другой яркий пример.
Сталин.
Его яро ненавидят так же, как и безмерно любят и почитают. Одни его считают спасителем страны, а другие тираном и гонителем православной веры. И у обеих позиций железобетонные аргументы, а главное - абсолютно правдивые.
Я вам хочу привести одну цитату о Сталине:
«Сталин сохранил Россию. Он показал, что значит Россия для всего остального мира, и поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину».
Знаете чья это цитата?
Это святитель Лука Войно-Ясенецкий. Наш русский Святой, причисленный к лику святых в том же 2000 году. Он современник Сталина, жил в его время и провел в ссылках и лагерях, в тяжелейших условиях, в общей сложности около 11 лет. Русский Святой вот такими словами охарактеризовал Сталина.
Сплошные, казалось бы, неразрешимые противоречия и что, скажите мне, может их примирить?
Только Господь Бог. Больше никто и ничто!
Только Святая Вера в Божественный Промысел, только собственное духовное развитие и опыт может примирить нас всех с собственной историей. Только воцерковление народа прекратит бесконечные споры о нашей истории.
Вот как вы думаете, если сегодня, мы с вами завалим всех наших политиков и государственных мужей книгами Ильина, Данилевского, Соловьева, Тихомирова, Леонтьева, Бердяева и прочих наших видных мыслителей XIX-XX веков, изменится что-то кардинально в нашей стране?
Уверен, что нет.
А если мы раскроем перед ними Евангелие и они смогут прочувствовать Священное Писание, проплакать над каждой страницей, пережить его в своем сердце, изменится ли в данном случае что-то в нашей стране?
Думается, что да.
Наша жизнь – это бесконечная череда принятия решений. И если ты хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься. Вот конкретно ты, здесь и сейчас. Если каждый из нас, включая тех, кто обличен властью будет руководствоваться христианской моралью в жизни, на работе, дома, в общении – жизнь кардинально измениться мы и моргнуть с вами не успеем.
Не имея собственной духовной жизни, духовного опыта, не будучи знакомыми с фундаментальными основами православной веры, мы никогда с вами не поймем и не примиримся с собственной историей.
Верно и обратное – живя полнотой православной веры, мы сможем лучше понять и наших прошлых правителей и многие их решения, которые когда-то казались нам неоднозначными и спорными.
И в завершении, хочется пару слов сказать об одном из моих любимых писателей – Льве Александровиче Тихомирову. Во истину, удивительна и промыслительна жизнь этого ярчайшего ума. Будучи народовольцем по молодости, ярым противником монархии, революционером и членом, по сути, террористического сообщества убившего Царя. Он бежал от преследования заграницу, глубоко раскаялся, публично покаялся и получил прощение от Императора. А вернувшись в Россию, стал не просто убежденным монархистом – одним из главных идеологов самой идеи монархии.
Так вот в 1918 году надежд на восстановление монархии в прежнем ее виде не осталось. Царская семья расстреляна, в России полыхает Гражданская война, но к восстановлению прежнего управления не вела победа ни одной из ее сторон. Отсутствие возврата к прошлому – единственное, на чем сходились и белые, и красные, и анархисты, и буржуазные националисты окраин. Тем не менее, в одном из уголков России продолжало скрипеть перо Тихомирова, дописывая «Монархическую государственность». Это главный труд всей его жизни, в котором отразился весь его богатейший опыт, его созерцание, глубокое проникновение и анализ предреволюционной и революционной действительности.
Как вы думаете, Тихомиров был не в себе? Неужели он не понимал, что с монархией в России покончено? Что возврата к прошлому не будет? Что в новой России труд всей его жизни будет забыт, не прочитан и предан забвению?
Конечно, нет. Достаточно почитать его «Монархическую государственность» чтобы понять насколько чист и глубок был его разум. Он все прекрасно понимал и писал этот труд не для современников а, быть может, для нас с вами.
Библия, как известно, заканчивается «Откровением Иоанна Богослова», книгой про Конец Света – Апокалипсис. Что интересно, последней книгой русского консервативного движения стала тоже… книга об апокалипсисе. Это была эсхатологическая фантазия Льва Александровича Тихомирова «В последние времена». Господу было угодно, чтобы точка после последнего ее слова сделалась точкой в истории русского консерватизма 19 – начала 20 века.
Сегодня нам с вами остается понять, была это точка или лишь многоточие.
Свидетельство о публикации №217012600644