Варька и Сенечка

               
     ПЕРВЫЙ ВИЗИТ
     Окно было распахнуто настежь, и тюлевые занавески от ветра то надувались парусами, открывая для обозрения внутренности комнаты, то бессильно опадали, закрывая обзор. Варьке повезло. Удирая от сильной и свирепой соседки Верки, она пролетала мимо этого окна как раз в тот момент, когда занавески надулись. В панике она нырнула в это окно и села на край стола. Верка пролетела мимо, не решившись последовать за беглянкой, тем более что занавески уже стали опадать. Переведя дух, Варька огляделась. Ей показалось, что в комнате никого нет, но тут она похолодела от страха - на неё внимательно смотрели два больших зелёных глаза. Потом она увидела и их обладателя - на диване лежал огромный серый кот. Варька затрепетала от страха и даже немного запачкала скатерть. Она резко оглянулась - занавески висели ровно. «Это западня!» - в ужасе подумала она.
     -Да не бойся ты! Я тебя не трону, - сказал кот, - во-первых, я сыт, во-вторых, я воронами не питаюсь, есть кое-что гораздо вкуснее, а в-третьих, я уже давно вышел из того возраста, когда мог часами гоняться за бумажкой, привязанной к нитке.
     -И на том спасибо!
     -Ну и хорошо. А теперь давай познакомимся. Меня люди, которые живут в моей квартире, называют Сенечкой. А как тебя звать?
     -Меня все вороны называют Варькой, хотя моё имя Варвара. Но Вы тоже можете называть меня Варькой, раз уж Вы такой добрый, да оно и привычнее.
     -Очень приятно, Варька. Только давай без церемоний. Хоть я и намного старше тебя, можешь обращаться ко мне на «ты». Кстати, а сколько тебе лет?
     -Ладно, годится! Это я стала говорить «Вы» с перепугу. Мне идёт всего второй год. Я родилась в прошлом году весной.
     -Я так и думал, уж очень ты щупленькая, хоть уже и не в детском наряде.
     -А сколько тебе лет?
     -Очень много - целых двенадцать лет.
     -Да, это много, хотя вороны иногда живут и дольше. Ты столько прожил, значит, очень умный?
     -Да как тебе сказать? Я избавлен от поиска еды, и это позволяет мне много наблюдать жизнь за окном и размышлять по этому поводу. Например, я довольно подробно изучил жизнь ворон, твоих родичей. И скажу тебе, вороны очень непростые птицы. Поэтому я рад, что случай занёс тебя ко мне в гости.
     -Да, я тоже рада, что избежала взбучки от Верки. Но она очень мстительная, и я своё ещё получу. Но потом. А пока можно радоваться жизни. Конечно, сейчас по молодости мне частенько достаётся, но это кончится, когда я обзаведусь семьёй. Вот тогда я заживу, как следует. Пусть тогда молодые трепещут при виде меня, как я сейчас. И Верке я отплачу сполна, когда она состарится.
     -Согласен, что молодым всегда живётся труднее. Кстати, а что такого ты сделала Верке?
     -Я допустила одну оплошность, - Варька в смущении опустила голову, - в общем, Верка спрятала кусочек колбасы с помойки, а я это увидела. Ну, и не удержалась и стащила его, и попалась. И ведь знала, что вороны такого не прощают, тем более, молодым. Ну, ещё было бы понятно, если бы я была голодна. Прямо не знаю, что на меня нашло?
     -Да, интересная история. В общем-то, ты получила по заслугам - воровать нельзя, тем более у своих.
     -Что за чушь! «Воровать нельзя!». Без этого не проживёшь. Вот попадаться нельзя, это верно. За это я и страдаю.
     -Ладно, у ворон своя этика. Некоторые считают даже, что слово «ворона» произошло от двух слов: «вор» и «она». А вот объясни мне, за что же ты собираешься отомстить Верке в старости, если она была права?
     -Так положено! Права, не права, это не имеет значения. Главное, если тебя бьют, то и в ответ надо бить. Если сразу не получается, затаись и отомсти потом, когда подвернётся удобный случай. Все так делают.
     -Ты хочешь сказать, что все вороны так делают?
     -Других я не очень-то знаю, но у ворон так.
     -Я вот подумал: «Вот такая воронья мораль!», а в голову лезет другое: «Вот такая воровская мораль!»
     -А что тут плохого! Не украдёшь, не проживёшь!
     -А вот скажи, у меня, приютившего тебя и не воспользовавшегося твоей беспомощностью, ты тоже сможешь украсть?
     -Запросто!
     -И у тебя совесть не заговорит?
     -А что такое «совесть»? Такого слова в вороньем языке нет, значит и совести тоже нет, и быть не должно.
     В это время распахнулась дверь, и в комнату вошёл мужчина. От страха Варька запачкала скатерть в другом месте. Мужчина посмотрел на неё и сказал:
     -О-о-о, у нас гости! А я пришёл с работы и слышу, как Сенечка то говорит своим голосом: «Мя, мя, мя», а то каким-то чужим, скрипучим: «Кр, кр, кр». Ну, что же, милости просим. Не буду вам мешать. И не смущайтесь, скатерть потом  постираем.
     И он ушёл, осторожно прикрыв за собой дверь.
     -Во даёт! «Милости просим! Постираем!». Да я бы на его месте так дала незваной паршивке, что в другой раз неповадно будет!
     -Теперь мне хочется сказать о тебе «во даёт!» Да разве так надо встречать гостей! В кои то веки в дом прилетела ворона, а ты ей: «неповадно будет». А за что? За две капли со страха? Это с каждым может случиться, - Сенечка перевёл дыхание и, уже спокойно произнёс: - ладно, хватит мне читать тебе мораль! Ты меня извини, не сдержался, просто я впервые воочию познакомился с такой дремучей философией. Ты не голодна?
     -Ну, спросил! Конечно, голодна. Я всегда голодна. С тех пор, как себя помню, я всегда хочу есть.
     -Ну и прекрасно, - Сенечка, спрыгнул с дивана и подошёл к подносу с мисочками в углу комнаты.
     -Иди сюда, то есть, конечно, лети сюда. Вот это вода, здесь молоко, а это мясо, рыба и курица. Выбирай, что тебе по вкусу. Есть и сухой корм, но, думаю, тебе его есть не стоит, мало ли что!
     Варька слетела со стола, осмотрела миски и стала торопливо клевать из всех трёх мисок вперемешку: и мясо, и рыбу и курицу. Вскоре частота клевания замедлилась, а потом наступила тишина. Варька сидела, выпятив грудь, и молча оглядывала ещё не опустевшие миски.
     -Да, жратва что надо, мягкая и в соусе. И нарезана маленькими кусочками, прямо сами глотаются. Так бы ела и ела, да уже некуда.
     Варька ещё посидела некоторое время возле кормушек, не решаясь отойти. Потом, собрав всю волю, медленно пошагала прочь, поворачивая тело из стороны  сторону. Дойдя до стола, с трудом взлетела на него и села, раздувшись ещё больше и утопив голову в плечи. Время от времени она вздыхала и с сожалением шептала: «Больше некуда, больше нет места».
     -Слушай, Варька, возьми с собой пакетик этой еды и отдай Верке, только отдай сразу, пока сыта, а то потом сама съешь. Так ты с лихвой компенсируешь украденную колбасу и помиришься с ней.
     -Ну, вот ещё! Лучше сама потом съем.
     -Нет, нет! Обязательно отдай, и прямо сразу. А то Верка сильная, и будет тебя колотить до конца своей жизни. А так и она останется довольна и тебе будет спокойней. Подумай!
     -Ну, ладно. Может быть, так будет и мне лучше. Вообще-то, у ворон это не принято, но я сделаю, как ты говоришь. И буду первой, а, может быть, и единственной, поступившей так. Как говорят, буду «белой вороной», ха, ха, ха!
     -Вот и молодец.
     -Ладно, мне пора. Где твой пакет?
     Сенечка достал из коробки пакетик, прыгнул на подоконник и отодвинул занавеску. Варька одной лапой схватила пакетик, вылетела в окно, и уже с улицы донеслось:
     -Спасибо, пока!
     «Нет, ещё не всё потеряно. Слова такого нет, а совесть всё-таки имеется»



     ВТОРОЙ ВИЗИТ
     Следующий день выдался прохладным и дождливым. Окно закрыли, оставив только форточку. Сенечка дремал, уютно свернувшись на диване. Да и чем ещё заниматься коту в такую погоду? Вдруг его ухо повернулось в сторону окна - оттуда донёсся какой-то новый звук. Сенечка поднял голову и увидел на форточке мокрую ворону. Ну, конечно, это была Варька! Сенечка мигом вскочил, прыгнул на подоконник и отогнул занавеску. Варька слетела на стол, отряхнулась и сказала:
     -О! Новая скатерть!
     -Здравствуй, Варька. Скатерть не новая, а просто чистая…была до твоего визита. Теперь уже опять грязная.
     Варька поглядела на мокрые пятна и на грязные отпечатки своих пальцев.
     -Да, правда, уже не совсем чистая. Но ведь за окном дождь, и на земле от него грязь.
     -И, правда - на земле грязь, а помыть лапы негде. В следующий раз прежде, чем появляться здесь, немного походи по лужам. Хотя, какое мытьё в луже? Ну ладно, так какие у тебя новости, и как там с Веркой?
     -Я и прилетела сегодня, чтобы сказать тебе, что ты был прав. Верка, увидев пакетик, не поверила своим глазам. Заподозрила в этом какой-то подвох. Но, когда обнаружила в нём настоящее угощение, обрадовалась и уже благожелательно посмотрела на меня. Но делиться со мной едой не стала, да я тогда и не хотела есть. А вот сегодня другое дело. Не угостишь ли ты меня и сегодня своей вкуснятиной? Это второе, что я хотела тебе сказать.
     -Ну, конечно угощу! Какие разговоры? Лети к подносу и ешь.
     Варька не стала ждать второго приглашения. Как следует подкрепившись, она взлетела на шкаф.
     -На шкафу удобнее - нет скатерти, да и видно всё лучше.
     Сенечка подумал, что Варьке стало совестно за испачканную скатерть: «Всё-таки, неправы те, кто считает, что у ворон нет совести. Она есть, только дремлет до поры до времени».
     -Объясни мне, Варька, сценку, которую я как-то наблюдал из своего окна. Там есть дерево с редкой листвой, одна ветка которого как раз над тротуаром. И вот на эту ветку по очереди садилось несколько ворон. Каждая сидит и ждёт, когда под ней окажется прохожий. Тут она выстреливает на него своим неприятным снарядом и улетает. Прохожий кричит, машет руками, грозится, а виновницы безобразия уже нет. Когда прохожий, наконец, уходит, на это место садится другая ворона и всё повторяется. Так, объясни мне, что это такое?
     Варька смущённо захихикала и сказала, что это просто шутка молодых ворон.
     -И ты тоже так шутила?
     Варька ещё больше смутилась:
     -Ну, пришлось один раз. А что тут такого? Это просто шутка, и всё.
     -А еще я видел, как мальчишки из рогаток стреляли по воронам. И очень смеялись, когда от вороны летели перья. А что тут такого? Они тоже шутили.
     -Ну, ты сравнил! Одно дело, когда просто немножко испачкана одежда или голова, а другое дело - перья летят. Так можно совершенно ни за что и покалечить птицу!
     -Да, ты права. Это разные вещи. Но, всё равно смешно, правда?
     В ответ Варька пробурчала:
     -Ну вот. Только поела, приготовилась отдохнуть, а тут какие-то вопросы-допросы. Всё настроение испортил.
     -Ладно, не ворчи. А я рад, что ты расстроилась. Значит, совесть у тебя есть, с чем тебя и поздравляю. И себя тоже. Это для меня хороший подарок - я в тебе не ошибся. Ну, расскажи что нибудь. Я ведь почти всё время один со своими мыслями.
     -А что тебе рассказать? Ты, наверное, думаешь, что у нас жизнь беззаботная,  лети, куда хочется, или с утра до вечера развлекайся? Нет, нам, в основном, не до развлечений. Надо добывать пищу, заботиться о ближних, следить, чтобы со стороны не напали враги. Ну, конечно, и развлекаемся тоже, когда всё спокойно и мы сыты. Вот, как-то я подшутила над одним грачом. Они, в отличие от ворон, едят жёлуди. Но сначала размачивают их в каком-нибудь укромном и сыром месте. И вот, однажды я увидела, как грач прячет свой жёлудь в лужице на газоне. Только он улетел, я перепрятала жёлудь. Грач потом искал, искал его, так и улетел ни с чем. Вот смеху-то было!
     -Да, это, действительно, смешно. Только грач собрался утолить голод, а жёлудя нет. Ну, просто обхохочешься. Может быть, и мне пошутить в следующий раз. «Лети, Варька, покушай», а в мисках пусто! Здорово, да?
     -Ничего не здорово! Это, просто, получится какое-то издевательство надо мной.
     -Странно, грача лишить обеда - это просто шутка, а вот тебя оставить голодной - издевательство.
     -Да ну тебя! Всё ты как-то выкручиваешь по-своему, слушать тошно. Тебе ничего говорить нельзя. Полечу я, пожалуй. У меня ещё много дел. До свидания.
     -До свидания, Варька. Надеюсь, это свидание всё-таки состоится.
     Сенечка вспрыгнул на подоконник и отогнул занавеску. Варька вылетела в форточку и исчезла.

     ТРЕТИЙ ВИЗИТ
     Лёжа на подоконнике, Сенечка дремал на солнышке. Вдруг сверху на него что-то с шумом обрушилось - это, громко хлопая крыльями, рядом приземлилась Варька.
     -Фу, как ты меня напугала! Ну, здравствуй, баловница. Что нового?
     -Что нового, что нового! А новое то, что я окончательно превратилась в «белую ворону». Стоит мне что-нибудь сказать из твоих премудростей, все вороны так и покатываются со смеху. А некоторые даже смеются, просто пролетая мимо. А тут ещё эта история с кошкой!
     -С кошкой? Это интересно, расскажи.
     -Да одна кошка по недомыслию полезла на дерево с нашими гнёздами. Что тут началось! Вороны по очереди пикировали на неё, отворачивая в сторону перед самым её носом. Кошка только отмахивалась лапой. Остальными она вцепилась в ветку, на которой сидела. Стоило ей поднять и вторую переднюю лапу, как она теряла равновесие и чудом не падала вниз. Она была бы и рада спуститься, но боялась, что вороны воспользуются этим и спихнут её. Тут я закричала, что могу одна выпроводить кошку с дерева. Я села на соседнюю ветку и сказала кошке, чтобы она быстро спускалась, а я её прикрою. И ещё сказала, чтобы она больше не смела забираться в воронье поселение. И чтобы своих сородичей предостерегла от этого. Кошка послушалась, быстро спустилась и умчалась восвояси. Но некоторые вороны на меня очень рассердились - они хотели расправы над агрессором.
     -Да, история поучительная. Но ты, Варька, молодец! Я этого даже не ожидал, хотя в глубине души надеялся на твою восприимчивость к добру. И дело тут не в том, что это случилось с одной из кошек, к которым я питаю особые чувства, а в том, что ты не дала восторжествовать жестокости. В мире и так её достаточно. В общем, молодец, и не расстраивайся, что не все вороны тебя одобрили. Они тоже, может быть, когда-нибудь поймут, что когда конфликты разрешаются миром, то от этого хорошо всем. Надеюсь, что и кошка извлекла из этого урок. И, может быть, и сама не будет это повторять, и подруг предостережёт. А от этого и воронам будет спокойнее жить.
     -Да, да. Конечно. Наверное, я поступила правильно.
     -Варька, ты умница. Иди, поешь. Ты сегодня это заслужила, как никогда.
     Когда сытая Варька вернулась на подоконник, они с Сенечкой некоторое время сидели бок о бок и молчали. От Сенечки исходило такое тепло, что Варька даже стала задрёмывать, а в душе у неё всё больше и больше крепла уверенность в своей правоте.

     ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВИЗИТЫ
     Несколько дней Варька не прилетала, а потом появилась в хорошем расположении духа. Сенечка сразу это почувствовал и с интересом ожидал хороших новостей.
     -Знаешь, Сенечка, я, наконец, поняла принцип, которому надо следовать. Это: «В любом конфликте стремись поступать так, чтобы обе стороны сделали как можно меньше зла друг другу и не стали врагами больше, чем были до сих пор».
     -Ты по-своему сформулировала давно известный принцип общения с окружающими: «Не поступай с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой». Это значит, что при конфликте с другим каждый должен представить себе, какую реакцию от противника он хотел бы получить, и поступить так же.
     -Сенечка, как здорово ты всё говоришь! Вот мне бы так!
     -Главное не слова, а убеждение. А слова могут быть и другие, лишь бы смысл сказанного был понятен. Ну, а как твои вороны? Всё так же смеются?
     -Смеются, но уже меньше. А некоторые уже серьёзней относятся к моим словам и даже поведение их изменилось. Раньше между воронами было больше ссор, а сейчас я замечаю, как многие вороны стараются сдерживать свою вспыльчивость и мирно разрешать конфликты между собой. Да и с другими наши вороны ведут себя более доброжелательно.
     -Вот это самое главное! Поздравляю тебя. Так ты скоро станешь самой умной и авторитетной вороной в своём коллективе.
     -Ну, ты скажешь! Я ещё так молода! Если это и случиться, то очень не скоро.
     -Это случится гораздо скорее, чем ты думаешь. Ладно, это мы в своё время узнаем. А сейчас скажи мне - ты сегодня хочешь есть?
     -Да как тебе сказать? Голодной меня не назовёшь, но и сытой тоже. Мне больше нравится быть сытой. Так что я, пожалуй, поем.
     После еды Варька с Сенечкой ещё немного посидели вместе. Потом Варька улетела.
     Шло время. Варька частенько наведывалась в гости к Сенечке. Так прошла осень, наступила зима. Форточка чаще оказывалась закрытой, чтобы не выстуживать дом. В такое время Варька, хоть и прилетала, но попасть в комнату не могла. Тогда Сенечка, воспользовавшись моментом, когда Варька смогла влететь в комнату, предложил ей прилетать всегда в одно и то же время.  И, когда приближалось назначенное время свидания с Варькой, он садился под форточкой. Не сводя с неё глаз, он начинал громко вопить противным голосом, и форточку открывали. Сенечка запрыгивал на неё и ждал гостью. Когда же она прилетала, спрыгивал на подоконник и отодвигал занавеску.
     К весне Варька стала прилетать всё реже и реже. И очень ненадолго - только подкормиться. И Сенечка стал кусочки мяса укладывать прямо наверху, на рамах, в форточке. Варька в комнату уже не влетала, а, быстро поев и перекинувшись парой слов с Сенечкой, улетала. А дел у неё, действительно, было много. Она нашла себе хорошего мужа, потом им вдвоём надо было строить своё гнездо, потом высиживать яйца, потом кормить и воспитывать птенцов…(и так далее). В общем, дел было невпроворот.  Но дружба с Сенечкой не угасала, а ушла куда то вглубь души и стала необходимой их потребностью.
     И ещё -  Варька, как и пророчил Сенечка, стала главой большого вороньего поселения. А, поскольку вороны старались не вредить соседям, особенно людям, то и жили себе спокойно. Наверное, и сейчас так живут, и Варька и Сенечка и сейчас общаются, как старые друзья.


Рецензии