Миша и обитатели Подземелья

   МИША И МЫША
    Миша тихо лежал в своей кровати. Он ощущал такую слабость, что даже мысль о том, чтобы сделать какое-то движение, вызывала у него страх. Он и раньше болел, и даже находил некоторое удовольствие от того, что вот он может весь день валяться в пастели, а взрослые с радостью исполняют все его прихоти. Но эта болезнь была совсем другой, повторения которой он ни за что и никогда не захочет.
     Миша лежал и машинально наблюдал за мухой, неизвестно как оказавшейся в его комнате. Муха то подолгу сидела на одном месте, то ползала по стене, по пододеяльнику, выписывая непредсказуемые траектории. Иногда она совсем исчезала из поля его зрения. Чаще всего муха ползала по светлой стене напротив его кровати. Там все её выкрутасы были особенно чёткими. Миша подумал, что эта муха похожа на фигуриста на большом ледяном поле. Миша стал внимательно следить за движениями мухи, и вдруг ему показалось, что она выписала фигуру, похожую на букву "М".  "Это получилось случайно", - подумал он. Но следующая фигура напоминала букву "И", потом он разглядел букву "Ш". Миша уже ожидал появления буквы "А", но вместо этого увидел "К". "Наверное, я ошибся, подумав, что муха пишет моё имя", - но разглядел букву "А" и  замер:
     -"Мишка", а не "Миша"! Надо же! Это тоже моё имя, всё-таки я угадал, что пишет муха.
     А она между тем продолжала рисовать на стене, и получилось опять слово "МИШКА". Но потом пошли другие буквы, и, в конце концов, Миша составил всю фразу: "Мишка Мишка где твое домишко". После этого муха улетела.
     -Вот это да! Это же, как стишок, только без запятой и без точек буквы "ё". Что бы это значило? - Миша надолго задумался, но ничего придумать не мог.
     Размышляя над этой загадкой, он машинально почесал затылок, и в тот же миг сообразил, что сам смог это сделать. Немного успокоившись, он осторожно подвигал руками, ногами, потом повернулся на бок - его бессилие совсем не исчезло, но превратилось в обыкновенную слабость. "Это я ослаб от долгого лежания", - подумал он. Когда дыхание успокоилось, Миша согнул ноги и сал на краю кровати. Он опять задохнулся, но на этот раз не так сильно. Он сидел и с радостным интересом оглядывал комнату, некоторые места которой долгое время были скрыты от него, когда он лежал.
     В самом дальнем углу между шкафом и письменным столом он заметил какое-то движение. Это была мышь! Её появление здесь было ещё более удивительным, чем появление мухи. Мышь столбиком сидела на полу и с интересом глядела на него. Миша тоже не сводил с неё глаз. Внезапно мышь заговорила:
     -Здравствуй, Миша. Я вижу, твоя болезнь стала отступать. Ты посиди ещё немного, а потом мы пойдём с тобой гулять, конечно, если ты не возражаешь.
     -Ты что? Конечно, я не возражаю! А ты кто?
     -Я Мыша.
     -Как, и ты Миша?
     -Не Миша, а Мыша! Ты, наверное, плохо слышишь?
     -Нет, я слышу хорошо, просто я впервые услышал такое имя. Извини меня. А куда мы пойдём гулять?
     -В волшебную страну «Подземелье». Но, кроме твоего желания, тебе нужно получить разрешение от Владыки Подземелья, от Дедушки.
     -А как получить такое разрешение?
     -Ты должен громко сказать, что ты тоже мышка и должен попросишь Дедушку пропустить тебя в твой домишко.
     -В домишко, ты сказал?
     -Всё-таки, со слухом у тебя не всё в порядке.
     -Извини, но я опять не поверил своим ушам. Только-только перед твоим появлением какая-то муха выписала на стене это слово. Оно меня удивило своей необычностью.
     -Это тоже был я, только в образе мухи.
     -А я долго думал, что означает эта фраза.
     -Ничего особенного. Во-первых, я хотел тебя встряхнуть и заставить думать о чём-то ещё, кроме своей болезни. А во-вторых, я тебя подготовил к нашему важному разговору. Ну, ладно, проси Дедушку.
     Миша некоторое время молча шевелил губами, а потом громко произнёс:
                Я маленький,
                Я серенький,
                Я с хвостиком,
                Я мышка.
                Позволь мне,
                Добрый Дедушка
                Пройти в моё
                Домишко.
     Мыша от восторга запрыгал на месте и захлопал в ладошки. Он с трудом сдержался, чтобы при этом ни закричать, но посторонним подавать голос в момент  общения с Дедушкой было категорически нельзя.
     -Ну, здравствуй, Миша, - раздался низкий с хрипотцой голос, - зачем же ты меня обманываешь, это нехорошо.
     -Как…? - он хотел возразить, но вовремя одумался.
     -Ты и не маленький, и не серенький, и не с хвостиком, и здесь, в Подземелье нет у тебя никакого домишка. И потом, я совсем не добрый. Правда, и не злой. Я справедливый. И ты сейчас в этом убедишься. Ты мне наврал с три короба, но сделал это так красиво, что я тебя прощаю и разрешаю пройти в Подземелье в образе мышки. Если ты там придёшься ко двору, это и станет твоим "домишкой". При этом ты станешь и маленьким и сереньким и с хвостиком, как мышка. То есть, я выполню всё, о чём ты говорил. Кстати, "домишко" не твоё, а твой, запомни это.
     "Так будет нескладно", - подумал Миша, но промолчал.
     Тут голова у Миши закружилась, и он увидел, как вся мебель в комнате вдруг выросла неимоверно, вырос и Мыша, и стал одного роста с ним, но с другой внешностью. В следующую минуту Миша понял, что это не всё окружающее выросло, а он сам уменьшился до размера Мыши. Он оглядел себя - на нём был комбинезон мышиного цвета, к которому сзади был пришит маленький хвостик. А Мыша превратился в мальчика, похожего на Мишу, в таком же комбинезоне, только хвостик был длиннее, как у настоящей мыши.
     -Как здорово! Мы теперь, как близнецы, только вот хвостик у тебя длиннее.
     -С таким хвостом мне как-то привычней, - пояснил Мыша.

     КРОТ
     В самом углу комнаты, там, где они стояли, Миша вдруг увидел отверстие, как раз по их росту.
     -Мы что, пойдём туда? Это же мышиная нора.
     -Конечно, мышиная, ведь мы с тобой мышки, хоть и похожи на людей.
     -Кстати, Мыша, а почему ты заставил меня врать Дедушке? Он ведь мог рассердиться и не пустить меня.
     -А потому, что я Дедушку хорошо знаю. Его надо было удивить и вызвать на разговор, это он любит. А ты ещё и стихами заговорил. Тут уж Дедушка совсем подобрел, хотя он и так очень добрый и справедливый. Ну, ладно, хватит разговаривать, пошли в Подземелье.
     Миша ожидал, что в Подземелье совсем темно и подумал, что у Мыши наверняка есть какой-нибудь фонарик. Но, сделав первый шаг в нору, он понял, что никакого фонаря не нужно, что тут достаточно светло, чтобы можно было не натыкаться на стены. Они шли по плавно изгибающемуся тоннелю с земляными стенами и сводом. Тоннель был такой ширины, что можно было идти рядом, общаясь друг с другом. Мыша рассказывал, что таких тоннелей в Подземелье много, что они разных размеров, что есть даже такой, по которым может пройти медведь, и что все обитатели Подземелья имеют свои помещения, "норки".
     -Вот здесь коридорчик, в конце которого живёт дядя Крот, сейчас мы его навестим. Он очень любит читать, и поэтому очень умный.
     В конце коридорчика оказался небольшой зал. Там были кровать, стол и много полок с книгами. Сам хозяин сидел на кровати и читал. По стенам зала висело много небольших фонариков, отчего здесь было гораздо светлее, чем в коридоре и в тоннеле. "Это светлячки", - шепнул Мыша и громко сказал:
     -Здравствуйте, дядя Крот!
     -Здравствуй, а кто это? О-о-о, да вас двое! Так кто же вы?
     -Я Мыша, а это мой друг Миша. Вот, заглянули проведать Вас.
     -Я очень рад гостям, особенно молодым. Ведь им предстоит ещё так много узнать в жизни! А я как раз тот, кто им может в этом помочь. Присаживайтесь, юноши. Ведь говорят, что в ногах правды нет, а мы, надеюсь, будем предельно правдивы.
     Друзья огляделись, но сесть было не на что.
     -Да, вы правы, сидеть здесь не на чем, кроме кровати. Но, если я на ней не лежу, то мы втроём можем прекрасно поместиться. Сейчас я не лежу, так что, милости прошу.
     Миша и Мыша уселись рядышком, прижавшись друг к другу, иначе бы они не поместились.
     -Не хотите ли перекусить? У меня как раз есть замечательная личинка майского жука.
     Миша вздрогнул и торопливо сказал:
     -Нет, нет, спасибо, я сыт.
     Мыша тоже отказался, хотя по его виду можно было понять, каких усилий это ему стоило.
     -Так вот, мои юные гости, так я и живу в этой своей келье - я очень много читаю и кое-что даже пишу. Добрые соседи приносят мне кое-какую еду, и поверьте, я счастлив. Да, я обрёл своё счастье, я открыл Формулу Счастья. Она очень проста.
                Формула Счастья
          "Для счастья надо стараться делать только то, что тебе доставляет
          удовольствие, и не делать того, что вызывает в тебе отвращение. Если
          же обстоятельства всё-таки вынуждают тебя делать что-то неприятное,
          найди в нём положительное зерно, и думай только о нём".
     Миша внимательно посмотрел на Крота и сказал:
     -Да, действительно, это просто, но трудно думать только о хорошем, что есть в плохом, и не думать обо всём остальном плохом.
     -Да, ты прав, ты попал в самую точку. Действительно, очень трудно отрешиться от плохого, если оно не только окружает тебя со всех сторон, но и сидит внутри тебя. Это очень трудно, это требует напряжения всей твоей воли. Я очень долго не мог отвлечься от воспоминаний о своей несчастной любви, но, когда мне это, наконец, удалось, я и вывел эту Формулу Счастья.
     -Как интересно! - Мыша даже вскочил на ноги, - Дядя Крот, расскажите об этом, о вашей несчастной любви.
     -Эта история известна многим, ведь она описана в сказке "Дюймовочка".
     -Ой, я её знаю, я читал, - воскликнул Миша.
     -Да, эту сказку читали многие. Только там так много искажений, что я вынужден был сам взяться за перо и описать то, что было на самом деле. Вот, слушайте:
            "В некотором Царстве, в некотором Государстве жил был Крот.
            Он был молод, строен и очень красив. И вот однажды он повстречал
            девушку необыкновенной красоты и скромности. Звали её
            Дюймовочка. Они полюбили друг друга с первого взгляда, и вскоре
            поженились. Но счастье их длилось недолго. Вскоре выяснилось, что
            им нельзя быть вместе, так как Дюймовочка не могла жить без
            солнца, а Крот не мог находиться на солнце, оно его убивало. Они
            должны были расстались навсегда. Но прожили они друг без друга
            очень недолго, и оба умерли от тоски в один и тот же день и в один и
            тот же час".
     -Признаться,  последнюю фразу я выдумал, чтобы было красивее, но всё остальное - чистая правда.
     -Дядя Крот, но ведь вы совсем не стройный и видите плохо, - неожиданно для себя выпалил Миша совершенно бестактную фразу.
     -Это сейчас я стал таким, потому что долгие годы сижу над книгами. А в молодости я был очень строен и видел хорошо. Ну, ладно, поговорили и будет. Мне ещё надо много прочитать.
     Друзья встали и распрощались с хозяином.
     -Да, да, до свидания, до свидания, - забормотал Крот и опять уткнулся в лежащую перед ним книгу.

     КРЫСА
     А ребята продолжили путь по длинному тоннелю.
     -Зря я так ему сказал. Наверное, он обиделся.
     -Может, и обиделся, но ненадолго, - успокоил его Мыша, - он потом вспомнит что-то хорошее и опять станет счастливым.
     -А что же тут можно найти хорошего?
     -Как это "что"? Ну, например, он теперь опять остался один и может спокойно читать свою книгу, а это для него очень хорошо.
     -Да, наверное!
     -А мы уже пришли. Здесь живёт Крыса. Пойдём по правому коридору.
     Через несколько шагов они уже входили в довольно тесную нору. Откуда-то сбоку к ним выбежала хозяйка и быстро заговорила:
     -Милости прошу, дорогие гости, очень рада, что вы заглянули ко мне! Садитесь к столу, а я сейчас быстро, - и Крыса исчезла.
     -Какая она быстрая и приветливая, - сказал Миша, - а мы даже не успели поздороваться.
     -Да, она такая. Сейчас принесёт что-нибудь вкусненькое.
     -Что вкусненькое? - испугался Миша, - тоже какую-нибудь личинку?
     -Ну, это вряд ли. Скорее всего, что-нибудь из муки.
     И правда. Крыса вновь появилась перед гостями, неся большой пирог.
     -А вот и пирожок, - сообщила она радостно, - сейчас я принесу чай, - и Крыса опять исчезла.
     Миша наклонился к пирогу и подозрительно понюхал его.
     -Интересно, что там внутри?
     -Дай-ка я попробую угадать, - и Мыша тоже понюхал пирог, - наверное, там запечён вкусненький, розовый червячок.
     -Ты что, вправду сказал? - Миша отскочил от стола.
     -Ха, ха, ха. Я пошутил, там клубника.
     -Ничего себе, пошутил! А я перепугался до смерти.
     -Ладно, не сердись. Уж очень ты боишься съесть чего-нибудь мясного. А я предпочитаю мясо, если оно есть, а так ем, в-основном, мучное.
     В это время Крыса опять возникла перед ними. На этот раз она принесла чашки с чаем. Миша успокоился, сел за стол и придвинул одну чашку к себе.
     -Погодите, не пейте, я сейчас ещё принесу молока, - и Крыса вновь исчезла.
     -А что, у вас тут есть коровы или козы?
     -Ты что, смеёшься, что ли? Коровы в Подземелье не живут.
     -А чьё же тогда молоко принесёт Крыса?
     -Не знаю. Наверное, кто-то из её соседок крыс недавно родил, вот тебе и молоко.
     -Кры-ы-ыс? - воскликнул Миша и пулей вылетел из Крысиной норы. Мыша выскочил тоже, прихватив кусок пирога.
     -Что ты всё дёргаешься, что ты всем не доволен. Какой-то ты нервный! Крысиного молока я тоже не пробовал, но вот мышиное очень даже люблю. Ладно, возьми кусок пирога с клубникой и пошли дальше.
     И опять они шли по длинному тоннелю.
     -Всё-таки нехорошо мы поступили с Крысой. Ни тебе "здрасти", ни "до свиданья". А ведь она такая добрая, такая приветливая!
     -Заметь, Миша, плохо поступил один ты. А я поступил хорошо - не оставил товарища в одиночестве. Представляешь, какого удовольствия я лишился из-за тебя?
     -Конечно, представляю - ты лишился чая с крысиным молоком. Бр-р-р! Ну, ладно, извини. А теперь, согласно Формуле Счастья, надо отвлечься. Так, к кому теперь мы идём?
     -К Зайцу.
     -Хорошо. Он, по крайней мере, личинок на обед не подаст.

     ЗАЯЦ
     Когда друзья вошли в заячью нору, хозяин лежал на кровати и задумчиво смотрел вверх.
     -Кто там? - спросил он, хотя ему достаточно было слегка повернуть голову, чтобы увидеть гостей.
     -Это мы. Я Мыша, а это мой друг Миша. Здравствуйте, дядя Заяц.
     -Здравствуйте, - произнёс и Миша, - очень приятно с вами познакомиться.
     -Это мне понятно. Не сомневаюсь, что знакомство со мной приятно каждому. Ну, и что же вас привело ко мне?
     -Дело в том… - начал, было, Мыша, но Миша его перебил.
     -Я сам. Дело в том, что я очень долго болел, а Мыша меня вылечил. И вот теперь я по его приглашению знакомлюсь с обитателями Подземелья.
     -Ну, и с кем вы уже успели познакомиться?
     -Мы познакомились с Кротом и с Крысой.
     -Ничтожные создания эти Крот и Крыса. А почему вы сразу не пришли ко мне? - голова Зайца, наконец, повернулась, и он пристально посмотрел на гостей, - я вас спрашиваю, почему вы в первую очередь не пришли познакомиться со мной?
     -Дело в том .., - промямлил Миша, но теперь Мыша его перебил.
     -Дело в том, что мы вошли в Подземелье со стороны Мишиной комнаты, а ваша нора, уважаемый Заяц, оказалась как раз третьей.
     -Ну, ладно. На первый раз я вас прощаю. Ну, и что вы хотите от меня?
     -Дело в том, - начал Миша, но теперь Заяц его перебил.
     -Что вы всё талдычите: "дело в том", да "дело в том". Говорите яснее.
     Миша смутился, тогда заговорил Мыша.
     -Дело…, простите, во-первых, мы хотели поздравить вас с хорошим урожаем морковка, а во-вторых, пожелать вам здоровья.
     -Да, урожай морковки в прошлом году был отменный. Я до сих пор не испытываю недостатка в ней. Надеюсь, так я смогу дожить до нового урожая. Кстати, о вашем пожелании здоровья - вы это искренне желаете мне?
     -Да, конечно, совершенно искренне.
     -В таком случае вы не должны быть в претензии ко мне, если я не буду угощать вас своей морковкой. Вы же понимаете, что, если я буду раздавать её направо и налево, то мне самому может её не хватить. И тут уж моё здоровье окажется под угрозой. Вы согласны со мной?
     -Да, согласны! - в один голос произнесли гости.
     -Вот и хорошо! А теперь можно перейти к другой, не менее важной для меня теме. Как я выгляжу? Вам нравится мой облик? Или же есть какие-нибудь недостатки, которые необходимо немедленно исправить?
     Друзья наперебой стали уверять Зайца, что он прекрасно выглядит, что просто не к чему придраться, а потому и исправлять нечего. Заяц опять откинулся на подушку, удовлетворённо вздохнул и сказал:
     -Ну что ж, я выяснил всё, что меня интересовало. Теперь я больше не буду вас задерживать, ведь у вас такая большая программа в нашем Подземелье.
     Миши и Мыша озадаченно посмотрели друг на друга, распрощались и покинули Заячью нору.
 
     СУРОК
     Друзья бежали по тоннелю, стараясь не смотреть друг на друга. Но долго так продолжаться не могла. В какой-то момент их взгляды встретились, и оба, наконец, дали волю душившему их смеху. Они хохотали долго, до слёз. Потом, уже серьёзно, посмотрели друг на друга, и Мыша сказал:
     -Я даже представить себе не мог, какой ты подхалим.
     -Ну, а сам-то ты: "Я вам желаю здоровья.  Я это говорю искренне!" Хотя не буду отрицать, что ты совершенно прав, но мне до этого никогда не приходило в голову, что просто вежливые слова можно воспринимать так буквально.
     -Да, Миша, влипли мы с тобой. И всё-таки, гости не могли говорить иначе хозяину дома. Ну, ладно, надо опять вспомнить Формулу Счастья мудрого Крота.
     -Мыша, мне показалось или на самом деле мы с тобой увеличиваемся от визита к визиту. Вот только что мы уже стали ростом с Зайца, хотя начинали мышками.
     -Нет, это тебе не показалось. Я на самом деле изменяю наш рост, чтобы ни у кого не возникло желание закусить маленькими мышками. Кроме того, я стараюсь сделать так, чтобы каждый из хозяев воспринимал нас, как своих, и это удаётся, если хозяин не очень проницателен.
     -Здорово! Ты молодец, Мыша. А кто у нас теперь на очереди?
     -Сурок, он живёт тут неподалёку.
     Миша и Мыша вошли в нору Сурка. Тишину в ней нарушало негромкое ритмичное похрапывание.
     -Здравствуйте, дядя Сурок.
     Похрапывание стихло, но ненадолго. Друзья подошли к кровати поближе. На ней возвышался меховой холмик, который слегка приподнимался и опадал в такт похрапыванию. Мыша дотронулся до холмика:
     -Дядя Сурок, здравствуйте!
     В тот же миг холмик мгновенно вздыбился, и перед гостями предстал ощетинившийся зверь с густой шерстью и острыми зубами. От неожиданности Миша и Мыша отшатнулись и, если бы не знали, что хозяин норы безобидное существо, бросились бы наутёк.
     -Что такое? Кто здесь? Кто вы такие?
     -Я Мыша, а это Миша. Я его знакомлю с обитателями Подземелья.
     -А почему вы без приглашения ворвались в мой дом?
     -Мы поздоровались, но вы спали и не услышали нас.
     -Кто спал? Я спал? Знайте, что сурки никогда не спят. Никогда! Просто я задумался, что скоро обед, и мне пора позаботиться о еде.
     -Похоже, мы опять не поедим, - пробормотал Мыша.
     -Что, что ты сказал? Вы проголодались? Немного терпения, и вы позабудете о голоде!
     С этими словами Сурок исчез в боковом ходе.
     -Надеюсь, это не будут какие-нибудь личинки, - пробормотал Миша.
     -Что ты всё твердишь: "личинка", да "личинка"? Какие там личинки? Ведь сурки грызуны.
     Через несколько минут Сурок появился вновь с охапкой каких-то зелёных палок.
     -Что, эти палки надо есть?
     -Вот именно, есть, но не целиком, а только сердцевину. Ведь это сныть. Вы что, не знаете, что такое сныть?
     -Я знаю, - сказал Мыша, - это такая высокая трава с белыми корзинками наверху.
     -Правильно! В этом году её особенно много, да вы, наверное, и сами видите её на всех лугах. Это для сурков благодать, мы просто объедаемся ей. А потом сильно клонит в сон.
     -Но вы ведь никогда не спите!
     -Да, никогда, только иногда на сытый желудок ненароком прикорнёшь, и всё. Но это ведь не в счёт, правда?
     -Правда, правда. Давайте, уважаемый Сурок, приступим, наконец, к обеду.
     -Да, да, конечно. Значит так - надо взять стебель в лапы, зубами захватить край шкурки и потянуть на себя. Вот так, - и Сурок мигом снял одну полоску шкурки, потом другую, и через секунду весь стебель был очищен, - а теперь можно и пообедать, - сказал он и принялся уплетать лакомство.
     Не сразу, но у друзей тоже получилось очищать стебли. Мише угощение вкусным не показалось, но он немного поел. Вскоре Сурок и Мыша наелись и с довольным видом сидели на кровати. Не прошло и минуты, как вновь раздалось похрапывание - Сурок спал, лёжа на спине. Гости не стали его беспокоить, тихонечко поднялись и вышли из норы.

     БАРСУК
     -А теперь к кому пойдём?
     -К Барсуку.
     Коридор, ведущий в нору Барсука, оказался устлан осокой. Она была аккуратно разложена поперёк хода. Пол в норе тоже был застлан, поэтому на всём пути от тоннеля гостей сопровождало негромкое шуршание.
     Барсук встретил Мишу и Мышу, стоя напротив входа. Он учтиво поклонился и спросил:
     -Кто вы, неожиданные гости?
     Вошедшие представились. Тогда хозяин пригласил их присесть на скамеечку, а сам устроился на своей кровати. Сначала он выяснил цель визита и поинтересовался, ни голодны ли гости. Мыша заявил, что сыт, а Миша принял предложение и поинтересовался, чем хозяин собирается его кормить.
     -О-о-о, у меня богатый выбор блюд. Есть дождевые черви, гусеницы, мыш…, - тут Барсук запнулся, внимательно посмотрев на Мышу, закашлялся, извинился и продолжил, - я хотел сказать "мышиный горошек". Потом есть орехи, есть совсем свежие перепелиные яйца. Что вы предпочитаете?
     Миша вздохнул с облегчением и сказал:
     -Яйца и орехи.
     -В таком случае садитесь к столу, а я сейчас приду.
     Когда Барсук вышел, Мыша негромко сказал:
     -Такой приём достоин Короля Мышей, а не нас, простых мышек. И всё-таки, он оказался очень проницательным и чуть ни проговорился, что у него к обеду есть и мыши. Безобразие! Питаться мышами - это верх жестокости, это геноцид.
     -Но он же сказал "мышиный горошек".
     -Нет у него никакого мышиного горошка, даю голову на отсечение.
     -Но ты же не будешь проверять, есть горошек или нет? А, если ты не можешь опровергнуть его слова, прими их на веру и успокойся.
     -Легко сказать…
     Тут в нору вошёл Барсук, положил на стол три листочка лопуха, на два из них положил по три перепелиных яйца и горстки лесных орехов, а на третий лист - три стручка мышиного горошка.
     -Прошу к столу. Вам, Мыша, я тоже положил угощение, чтобы вы на равных приняли участие в нашей трапезе. Думаю, что эти маленькие стручки можно съесть и на сытый желудок.
     -Спасибо, дядя Барсук, - Мыша был сражён таким вниманием к себе и ненавязчивым намёком на то, что он не прав, не поверив хозяину.
     -Только прошу вас, не сорите на пол, я терпеть не могу мусора в своём доме.
     Все уселись за стол и принялись за угощения.
     -Скажите, дядя Барсук, вы часто меняете осоку на полу? Мне кажется, та, что лежит сейчас, сорвана не больше трёх дней назад, - Миша уже покончил с яйцами и грыз орехи.
     -Да, именно три дня назад я и застилал пол, но после вашего ухода я сменю эту подстилку на свежую.
     -Но, ведь она совсем чистая!
     -Да, она ещё выглядит довольно чистой. Обычно я меняю подстилку раз в неделю, но после прихода гостей, делаю это немедленно.
     -А эту скамейку вы сами делали? Мы такой больше ни у кого не видели.
     -Нет, её делали специалисты. Она предназначена для гостей.
     -Но другие усаживают гостей на кровать.
     -Я не могу позволить такого! Это же не гигиенично, - Барсук вдруг поднялся, обошёл стол, поднял с полу скорлупку ореха, упавшего с Мишиного лопуха, положил её на свой лист и опять сел.
     -Ой, извините, - Миша покраснел, вскочил на ноги и осмотрел пол под собой, - я нечаянно уронил скорлупку.
     -Ничего, ничего, ваша оплошность уже исправлена. Но впредь будьте, пожалуйста, аккуратней.
     Мише совсем расхотелось сидеть за этим столом. Он многозначительно кивнул Мыше, они поблагодарили Барсука за угощение и распрощались с ним.
    
     СУСЛИК
     Друзья понуро шли по тоннелю.
     -У меня такое ощущение, - проговорил Миша, - что я весь обмотан паутиной так, что не могу пошевелиться. Мне даже не хочется смотреть на твою голову, которую ты отдал мне "на отсечение".
     -Ладно, не будь занудой. Это просто фигуральное выражение, которое нельзя понимать буквально. А ещё есть выражение: "кто старое помянет, тому глаз вон", но я же не покушаюсь на твой глаз. У меня после этого визита такое ощущение, что я весь облеплен грязью и пачкаю всё, к чему ни прикоснусь. Но угостил он нас хорошо.
     -По мне, так лучше голодать. А к кому мы идём сейчас?
     -К Суслику.
     Когда они вошли в нору, раздался пронзительный свист. Это Суслик приветствовал своих гостей.
     -Как я рад! Вы не представляете, как я рад вашему приходу. Наконец-то и у меня гости! Ну, чем вас угостить?
     -Нет, нет, спасибо. Мы только от Барсука, он нас накормил.
     -Барсук? Этот чистюля? И чем же он вас угощал? Какой-нибудь стерильной пищей? Уж не дистиллированной ли водой?
     -Ну, что вы! Он хорошо нас угостил. На столе были перепелиные яйца, лесные орехи и мышиный горошек.
     -Да, это неплохо. А где он вас угощал? Неужели, в коридоре? Он ведь в свою нору никого не пускает, боится грязи и микробов.
     -Да нет, мы ели за столом. Правда, сидели на скамеечке.
     -Вот видите? Он боится, что в его постель напустят блох, - и Суслик опять свистнул, на сей раз от восхищения своим остроумием. - а ещё у кого вы были?
     -У Крота, у Зайца…
     -У Зайца? Ну и ну! И чем же вас угощал этот напыщенный жмот?
     -Ничем не угощал.
     -Я так и подумал! Строит из себя барина, а у него зимой снега не выпросишь. Однажды к нему пришла его родная сестра. Она заболела, и ей стало трудно кормить своих зайчат. И что вы думаете, поделился он с ней своими припасами? Ничуть не бывало. Стал плакаться, что у него самого ничего нет, что живёт он впроголодь. Так и ушла от него сестра ни с чем. А ведь в прошлом году сам поранился и не мог быстро бегать. Так эта его сестра целый месяц кормила его даром. А он ел за троих и потом никак не хотел от неё уходить, еле выпроводили. А ещё вы были у Крота? Редкий бездельник. Целыми днями читает книжки, а пропитание ему приносят сердобольные соседи. И что он в этих книжках нашёл? Ума не приложу. Сам еле видит, обвешал всю нору светлячками, а всё читает, читает.
     -Но он ещё и сам пишет.
     -А что он сам может написать? Что он сам то знает? Да ничего не знает. Весь век провёл в Подземелье, света белого не видит, ни с кем не общается, а что-то там, видите ли, пишет! Писатель!! А у кого ещё вы были?
     -Да, знаете, можно сказать, что мы почти ни у кого больше и не были. Вот сейчас собираемся навестить Дедушку.
     -Дедушку? Самого Дедушку? Ну, вы и смельчаки. Я однажды побывал у него, так он меня так пропесочил, что я не чаял, как ноги унести от него.
     -А за что это он вас "пропесочил»?
     Суслик задумался, пристально оглядел гостей, потом вздохнул и сказал:
     -Не люблю я об этом говорить, да уж ладно, вам скажу. "Сплетник ты", - говорит, - "обо всех только плохое говоришь, а ведь такого не бывает, чтобы было только плохое, обязательно у каждого есть и хорошее." - говорит, - "так почему ты о хорошем не говоришь?".
     -А действительно, почему? Что вы ответили Дедушке?
     -Да ничего не ответил! Выскочил, как ошпаренный и помчался домой. И только там пришёл в себя.
     -Ну, а когда пришли в себя, что вы ответили бы Дедушке?
     -Что вы всё у меня выпытываете? Кто вы такие, чтобы я вам свою тонкую душу раскрывал? И вообще, не пора ли вам самим пойти к Дедушке, а то уже поздно, и он может лечь спать. До свидания.
     Друзья тоже попрощались и ушли.

     ЛИСА
     Не смотря на то, что Суслик их буквально выгнал из дома, настроение у друзей не испортилось.
     -А ведь это часто происходит в жизни, - проговорил Миша, - почему-то, действительно, о других чаще говорят не очень хорошо.
     -Потому, что, если я говорю о недостатках других, то подразумеваю, что у меня самого этих недостатков нет, а значит, я лучше других.
     -Хотя у тебя полно других недостатков, о которых ты предпочитаешь не говорить.
     -Вот именно.
     -А что, мы сейчас идём к Дедушке?
     -Нет, к Дедушке мы пойдём в последнюю очередь. Это я так сказал, чтобы Суслик перестал сплетничать, ведь о Дедушке сплетни распускать он не решится. Сейчас идём к Лисе.
     Как только друзья свернули в коридор к норе Лисы, то сразу стали спотыкаться о разбросанные повсюду кости, палки и другой мусор. Возле самой норы им навстречу вылетела ватага лисят. Они играли в догонялки, и заметили гостей, когда уже наткнулись на них. Правда, особого впечатления гости на них не произвели. Лисята их просто обежали и умчались дальше. Лиса, увидев гостей, обрадовалась:
     -Здравствуйте, дорогие гости. Проходите, проходите. Только секунду подождите, я поправлю постель. А теперь можете сесть на кровать. Ну, расскажите, что вас привело к нам.
     -Я с разрешения Дедушки знакомлю Мишу с нашим Подземельем и его обитателями.
     В нору один за другим стали проникать лисята. Они окружили гостей и стали их обнюхивать, потом тянуть за штанины, кусать обувь.
     -Дети, не мешайте нам, идите играть в коридор. Да не грызите вы шнурки! А ты, шустрый, слезь с коленей гостя! Я что сказала? Немедленно уходите отсюда! Так о чём мы говорили? Ах, да, Дедушка разрешил. Ну, что же, я очень рада. И с кем вы уже познакомились?
     -С Кротом.
     -Да, да, очень достойный господин, очень грамотный, добрый, я иногда ему ношу что-нибудь поесть. Он ведь совсем не покидает свою нору, называет её "келья". Кстати, не желаете немного перекусить? Знаете ли, еда - это основа жизни.
     -Немного перекусить мы не откажемся.
     Лиса встала, выглянула в коридор и крикнула:
     -Дети, идите сюда. Тут на полке лежала головка сыра. Где она?
     Лисята переглянулись и один сказал:
     -Это наш мяч, мы играем в футбол.
     -Немедленно принесите сыр сюда! Вот сорванцы! За ними только глаз да глаз.
     Лисята исчезли. Через минуту в нору вкатился круглый предмет, облепленный землёй.
     -Вот за что я люблю своих сорванцов, они ведь очень послушные!
     Лиса положила сыр на стол и стала очищать его от земли. Сначала скоблили щепочкой, тщательно выковыривая землю из трещин, потом тёрла тряпочкой, потом полировала своим хвостом и, наконец, сказала:
     -Ну вот, теперь можно и перекусить.
     Миши, с изумлением наблюдавший эту сцену, замотал головой и хотел что-то сказать, но Мыша его перебил:
     -Огромное спасибо! Мы с удовольствием полакомимся вашим сыром.
     Лиса откусила от головки три хороших куска, два протянула гостям, а третий стала есть сама. Мыша тоже с удовольствием принялся за сыр, время от времени выплёвывая кусочки земли. Миша долго вертел свой кусок в руках, потом набрался смелости и стал откусывать там, где не было трещин.
     -Ну, а как вам понравился наш любимый Крот?
     -Очень понравился, - перестав жевать, сказал Мыша, - он такой умный, такой грамотный, такой внимательный! Он нам открыл свою Формулу Счастья.
     -Да, да, да, я слышала о ней. Это что-то вроде: "Что бы ты ни делал, думай о хорошем". Но в этой Формуле нет ничего нового. Все звери живут по ней. Ну, признайтесь, как можно было бы жить в окружении стольких врагов, если не думать о счастье?
     Миша тоже перестал жевать и сказал:
     -Это верно! Разве можно долго прожить, думая только о плохом? Все это чувствуют, а Крот сумел это понятно сформулировать. За это он достоин уважения.
     -Значит, ваше знакомство с Подземельем уже научило вас чему-то хорошему. У нас все умные. У всех можно чему-то научиться. Это потому, что только умные выживают, а глупые быстро уходят из этой жизни. И куда вы теперь держите путь?
     -Сейчас мы хотим посетить Дикобраза.
     -Это очень хорошо. Дикобраз - очень кроткое создание, питается исключительно мелкими насекомыми, поэтому он мог бы стать лёгкой добычей хищников. Но он предусмотрительно носит длинную мантию, состоящую сплошь из иголок, да к тому же, эти иголки ядовитые. И, кроме того, Дикобраз ведёт очень уединённую жизнь, редко с кем общается, то есть, это настоящий бирюк. Уж не знаю, удастся ли вам с ним поговорить по душам. Но я желаю вам удачи.   

     ДИКОБРАЗ
     Друзья опять шли по тоннелю.
     -Миша, а ты свой сыр доел?
     -Нет, я только обгрыз там, где нет земли.
     -Но ты же ни оставил его там?
     -Нет, я отвлёкся и случайно взял его с собой.
     -Ну, так давай его мне. Я люблю сыр, а землю можно и не есть.
     Нора Дикобраза была вырыта в песке, поэтому показалась особенно чистой. Хозяин отдыхал, прикрывшись иголками. Услышав шум, он повернулся и с удивлением посмотрел на гостей.
     -Здравствуйте, дядя Дикобраз.
     -Не знал, что у меня есть такие племянники. С чем пришли. Не заблудились ли, чаем?
     -Нет, мы пришли к вам познакомиться, посмотреть, как вы тут живёте, поговорить о том, о сём.
     -Если вы пришли познакомиться, то почему не представились?
     -Я Мыша, а это мой друг Миша.
     -Ну, вот и познакомились. Как я живу, вам до этого нет никакого дела, а разговаривать с вами у меня нет никакого желания, тем более  говорить "о том, о сём". Так что, ваша миссия выполнена, и с тем до свидания.

     ДЕДУШКА
     Друзьям ничего не оставалось, как послушно удалиться.
     -Да, действительно, Дикобраз настоящий бирюк. Так к кому мы сейчас идём?
     -К самому Дедушке.
     -А что в Подземелье больше никого нет? Волков, например. Они ведь тоже живут в норах.
     -Если лисята отгрызли у тебя шнурок, то волчата могут отгрызть всю ногу.
     -Ладно, убедил, пойдём к Дедушке. А кто он?
     -Он, как я уже и говорил, Владыка Подземелья. Это медведь, здесь у него тоже нора, то есть, берлога.
     Тоннель стал медленно расширяться, и вот перед ними жилище Дедушки.
     -Входите, путешественники, я вас жду, - раздался знакомый низкий голос.
     Миша и Мыша вошли. Напротив входа стояло кресло, а в нем расположился крупный бурый медведь.
     -Здравствуй, Добрый Дедушка, - сказал Мыша, а вслед за ним и Миша.
     -Вот ты какой, Миша. Ничего, смотришься неплохо. Только вот уж очень бледный.
     -Я долго болел.
     -Учитывая это, ты выглядишь прекрасно. Ну, рассказывай, каковы твои впечатления от прогулки по Подземелью?
     -Впечатлений очень много, но они пока не улеглись в моей голове. Я совершенно не ожидал, что здесь так здорово. А жители Подземелья такие разные, но все такие искренние и доброжелательные, что у меня пока нет слов.
     -И Дикобраз доброжелательный? И Заяц?
     -Все, с кем я встречался, по своему доброжелательны, во всяком случае, никто из них не проявил в отношении нас никакой агрессии. Я понимаю, что у животных в природе очень трудная жизнь. И, несмотря на это, я здесь увидел много доброго ко мне отношения.
     -А как ты думаешь, для чего было организовано это путешествие?
     -Я не знаю. Мне кажется, что я этого не заслужил, слишком мало я сам отдавал любви окружающим.
     -Так вот, слушай. То, что ты сейчас видел в Подземелье, это твой сон. Ты  скоро проснёшься, и очень быстро будешь выздоравливать. Но теперь в своей жизни ты всегда будешь помнить, что все окружающие очень разные, часто отличаются друг от друга настолько разительно, что кажется, будто они не смогут существовать рядом друг с другом. Но при этом, все имеют право на жизнь. Поэтому все должны быть внимательны друг к другу и больше обращать внимание на то доброе, что есть в каждом. А теперь я с тобой прощаюсь, но помни, что это Подземелье - уменьшенная копия Большого Мира. И, если Большой Мир - это твой дом, то Подземелье твой маленький домишко. А теперь попрощайся с Мышей, через несколько секунд ты проснёшься.
     Миша и Мыша крепко обнялись, и Миша проснулся.   


Рецензии