Кампания 1942 года. Глава 416

Глава 416.


 
 В ночь на 24 ноября авангард ударной группировки выдвинулся к восточному берегу Ловати.
 До начала атаки оставались считанные часы.

 Командующий 3-й ударной армией генерал-лейтенант Галицкий встретил туманный рассвет на своём наблюдательном пункте. Подполковник Сухацкий доложил о результатах ночной разведки.

 - Пленные, взятые за рекой, показали, что их батальоны только накануне выдвинулись на позиции у самого берега. Противник усиливает боевое охранение. Очевидно, его разведка обнаружила сосредоточение наших сил в ближнем тылу.

 Галицкий позвонил командиру 5-го гвардейского стрелкового корпуса генералу Белобородову.

 - Противник в вашей полосе выдвинул к реке несколько батальонов. Это нам с вами на руку. Не дайте им отступить, уничтожьте их сразу.   У вас всё готово к атаке через реку?

 - Готово. Когда начинать?

 - Начинайте прямо сейчас, артподготовку я откладываю. Авиация взлететь не может.Туман обеспечит внезапность.

 - Вас понял. Начинаю атаку.

 Командующий армией поднялся на шестиметровую вышку, замаскированную под стог сена. Обзор отсюда открывался отличный, на много километров окрест. Но теперь из-за тумана нельзя было различить ни Великие Луки, ни даже западный берег Ловати. Лишь сполохи осветительных ракет в тумане за рекой свидетельствовали, что противник не дремлет.

Галицкий спустился вниз.

 В восемь позвонил Белобородов.   

 - Полки авангарда, по одному из каждой дивизии, захватили плацдарм на западном берегу. Аванпосты противника отходят в западном направлении, оказывая огневое сопротивление.
На моём правом фланге, в полосе наступления 357-й дивизии, полк выдвигается к деревне Песчанка северо-западнее Покорево. В центре полк 9-й гвардейской дивизии занял Покорево, Андрейкино, Макарово. На левом фланге полк 46-й гвардейской дивизии занял деревни Скоротово, Фешково, Обжо, Выставка, продвинулся на два с половиной километра и уже выходит к главной линии обороны противника. Командиры дивизий докладывают, что обещанные танковые роты усиления не прибыли. Бросать пехоту без поддержки танков на укреплённые узлы обороны противника считаю нецелесообразным.

 - Танки задержались в тумане.

 - Время задержки?

- От шести до девяти часов. Атакуйте пехотой сразу после артподготовки. Начинайте её, как только туман рассеется и можно будет корректировать огонь артиллерии.

 - Вас понял.

 Туман начал рассеиваться лишь в десять утра. В половине одиннадцатого загремели залпы артиллерии  Белобородова. Галицкий увидел со своей вышки стену артиллерийских разрывов, вставшую за рекой. Артподготовка продолжалась полчаса.

 - Звонит Белобородов.

 - Докладывайте, генерал, - не отрываясь от стереотрубы, сказал в трубку Галицкий.

 - Полки авангарда повсеместно встречают сильное огневое противодействие. Пехота залегла.  Командир 9-й гвардейской дивизии генерал Простяков проводит перегруппировку, сосредоточивая силы на левом фланге, в районе Богородицкое. Перегруппировка займёт два-три часа. Туда же выдвигайте танковую роту.

 - Добро. Держите меня в курсе, генерал.

 Галицкий положил трубку на рычаг.

 - М-да. В общем, пока ничего существенного.

 Войска противника перед фронтом 3-й ударной армии насчитывали до сорока тысяч человек, более 850 орудий и миномётов, 140 танков. Лишь незначительная часть этих сил располагалась в первой линии. Главные силы были сосредоточены в глубине обороны, в районе Невеля и Новосокольников, откуда войска могли быть быстро переброшены по исходящим из Великих Лук на запад и на юго-запад рокадным железным дорогам на любой участок фронта в пределах великолукского дефиле. Город Великие Луки и непосредственно прилегающий к нему район обороняла 83-я пехотная дивизия, усиленная двумя охранными батальонами и артиллерией.  Вдоль железной дороги Великие Луки-Новосокольники держали оборону фронтом на север полки прибывшей из Норвегии 3-й егерской дивизии. Эти войска были прекрасно экипированы и имели богатый опыт боевых действий в условиях суровой северной зимы. Главный рубеж обороны противника проходил вдоль железной дороги Невель - Великие Луки. Здесь на господствующих высотах противник оборудовал укреплённый район, простирающийся на девять километров по фронту и на четыре километра в глубину. На каждой из полутора десятков высот, отстоящих друг от друга на полтора-два километра, держал круговую оборону в дзотах и траншеях за колючей проволокой и минными полями постоянный гарнизон  численностью от ста до трёхсот человек, вооружённый тяжёлыми и лёгкими пулемётами, миномётами, зенитными пулемётами и противотанковыми пушками. На некоторых высотах имелось сразу два таких узла, соединённых друг с другом коридором десятиметровой ширины из рядов колючей проволоки на низких кольях.   Каждый метр земли между высотами, каждый куст, каждая лощина  простреливались перекрёстным пулемётным огнём. Огонь пристрелянной тяжёлой артиллерии и бронепоездов, курсировавших по рокадным дорогам, дополнял эту оборону.

 Именно здесь, южнее Великих Лук, и предстояло наступать на северо-запад главным силам гвардейцев Белобородова. Овладение господствующими высотами было непременным условием и гарантией успеха всей армейской наступательной операции, замысел которой заключался в том, чтобы перерезать сначала железную дорогу Невель - Великие Луки, затем обойти Великие Луки с юго-запада и ударом с тыла перерезать железную дорогу Новосокольники- Великие Луки. После этого окружённая в Великих Луках группировка уничтожалась, и войска Галицкого, владея господствующими высотами, довершали разгром противника ударами вдоль рокадных дорог на Новосокольники и Невель. 

 Приближался вечер, а обещанные Галицким танки ещё не подошли к Богородицкому, где сосредоточился, изготовившись к атаке, батальон авангардного  полка 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Деревня Богородицкое стоит на горе. Крутизна обледенелых скатов горы достигает 45 градусов, что само по себе сильно осложняет атаку деревни пехотой. А тут ещё три ряда колючей проволоки по периметру, с минными полями между рядами. В самом Богородицком у немцев было восемь пушечно-пулемётных дзотов. Сверх этого скаты горы простреливались перекрёстным пулемётным огнём из укреплённых пунктов в Заворово и Росляково. А с железной дороги фланкирующий огонь вели орудия немецкого бронепоезда.

 Первые две атаки гвардейцев на деревню успеха не имели. Лишь к шести часам вечера к штабу командира полка подошли три танка из обещанной ему роты.   Полковник посадил в один из танков своего замполита показывать дорогу танкистам к Богородицкому. Когда танки подошли, капитан Гальпин посадил на броню два десятка гвардейцев, сам забрался в танк и поставил танкистам задачу прорваться в Богородицкое. Командир танкового взвода лейтенант Спевак, отыскавший часом ранее брод через Ловать и первым приведший взвод на передовую, теперь продемонстрировал мастерство и в тактике ведения ночного боя.   Взревели моторы, и танки, набирая скорость, устремились к въезду в деревню по дороге, ведущей с юга. Непосредственно на дороге не было ни мин, ни колючей проволоки, а шлагбаум немецкого КПП не стал препятствием для танкистов. Одновременно открыли огонь прямой наводкой по вспышкам немецких пулемётов две пушки  противотанковой батареи, выдвинувшиеся к переднему краю. Два дзота и три блиндажа в Богородицком были разбиты артиллеристами. Танки лейтенанта Спевака ворвались в деревню, гвардейцы попрыгали с брони и нырнули в немецкие траншеи, метнув гранаты. Весь батальон стрелков поднялся в лобовую атаку. В восемь часов вечера Богородицкое было в руках гвардейцев, о чём и доложил командарму генерал Белобородов.

 - Молодцы гвардейцы! - облегчённо выдохнул в трубку Галицкий, которому теперь было чем отчитаться перед штабом фронта.

 И тут хорошие новости посыпались отовсюду.    Авангардные полки корпуса Белобородова повсеместно продвинулись на два-три километра. Вечером они остановились, встретив сильное огневое противодействие.

 С наступлением темноты через Ловать перешли на плацдарм главные силы корпуса Белобородова.  Перешли реку и обе его соседки -  21-я гвардейская стрелковая дивизия слева и 381-я стрелковая дивизия справа, севернее Великих Лук. За пехотой следовали танки, артиллерия и "катюши" армейского усиления. Операция 3-й ударной армии развивалась по плану.

 


Рецензии