О прощении

   Прощение – великая сила, способная творить чудеса. Много об этом сказано в Библии, достаточно написано книг, придумано медитаций.
   Казалось бы, что тут можно сказать нового? Тем не менее, хочется рассуждать на вечную тему, по мере того, как жизнь преподносит новые уроки.
   Важным и помогающим разобраться в себе, является ответ на вопрос, что такое прощение для того, кто его просит и для того, кто прощает. Речь идет о прощении, для которого человеку требуются неимоверные усилия, огромная внутренняя работа.
Представим, что некто, в силу своей гордыни, причинил много вреда окружающим  людям. Он поставил себя выше всех, вершил человеческие судьбы, отрекся от родных, близких, друзей. Нет, он не убивал никого, для него все умерли в его сердце.
   Долгие годы лелеял собственное чувство ненависти к окружающим, пока не остался совсем один. Оказавшись в плену своих негативных чувств и эмоций, он, словно, был задушен ими. Повсюду его сопровождали чувства одиночества и глубочайшей тоски, разъедавшие душу день за днем. Не в силах более выносить весь этот тяжкий груз, он отправился к священнику на исповедь, с просьбой допустить к причастию, в надежде, что вместе с этим таинством обретутся и прощение Божье, и мир в душе. Выслушав исповедь кающегося грешника, священник отказал в причастии, до тех пор, пока тот не справится со своей гордыней и не попросит прощения у всех тех, кому причинил боль.  Это было мудрым решением, поскольку, просить прощение у Господа и каяться священнику гораздо легче покаяния перед теми, кого всегда считал ниже себя, да  у кого изначально и не собирался просить прощения.
   Путем неимоверных внутренних усилий грешник покаялся и был прощен, а затем допущен к таинству причастия. Эта история имеет долгое и неоднозначное продолжение. Но речь сейчас, главным образом,  не об этом. У каждого из нас есть своя история прощения. Очень важно ответить, прежде всего, самому себе на ряд вопросов, чтобы понять, чем, на самом деле, является прощение для кающегося и прощающего.
   Действительно ли кающемуся нужно и важно, чтобы его простили, или это всего лишь способ тешить свое эго, показаться хорошим в собственных глазах и «поставить галочку», что шаг предпринят?
   Тогда снова возникает вопрос. А если, прося прощение, тем не менее,    человек испытывает по отношению к этим людям негативные эмоции и прощение ему нужно только для успокоения своей души? Если в дальнейшем, у него нет желания общаться с некогда им обиженными?
   В случае если он не будет прощен, но ему действительно это необходимо, сможет ли взрастить в своем сердце любовь и смиренно ждать, когда оскорбленные им люди захотят предпринять шаг навстречу, или это будет по принципу: «не хотите и не надо, было бы предложено!»?
  Послужит ли случившееся уроком на будущее и заставит изменить мировоззрение или акт покаяния всего лишь следствие жалости человека к самому себе, оставшегося в одиночестве?
   А что же такое прощение для того, кто прощает или пытается простить? Это, в ряде случаев, более трудный шаг, чем просить прощение.
   Допустим, человек решил простить обидчика из христианских соображений, так как Господь велел всех прощать, и потому, что известно, что негативные эмоции, неизбежно, причиняют вред физическому и ментальному здоровью, тем не менее, при взгляде на «недруга» его переполняют обида и злость.  Да, он прощает его, но теперь он просто вычеркнет его из своей жизни, будет избегать встречи,  дабы, в дальнейшем, не подвергать себя негативным чувствам. Это не прощение, это дань своему эго о предпринятом шаге.
  Прощение – это когда освобождаешься из плена негативных воспоминаний, когда нет жажды мести и желания поместить обидчика в «свою шкуру». Прощение – это когда, глядя на некогда своего «неприятеля», испытываешь легкость на сердце и благодарность Всевышнему за дарованную мудрость. Общение с этим человеком происходит не через призму обид в прошлом, а посредством переполняющих тебя добра и теплоты.
   Некоторые люди, которым нанесли оскорбление, находясь в плену у своего эго, ждут, когда же у них попросят прощения. А когда обидчик приходит, прежде чем простить, будто акт возмездия, на него выплескивается вся затаенная злость.  Конечно, это можно понять.
  Вместе с тем, прощение – это когда ты свободен от ожидания того, когда же твой обидчик придет и «упадет в ноги» с покаянием. Прощение – это когда просто отпускаешь обиды, не лелея их в своей душе. Возможно, твоя память будет занята ими, но сердце будет свободно.
   Рассуждая на тему прощения, мне на ум приходили различные мысли, которые могут родиться у многих людей, прочитав это размышление. Так получилась беседа с воображаемым собеседником, задающим вопросы и получающим на них ответы. Возможно, отчасти, это были и мои вопросы.

- А что если, даже, прочитав все высокопарные фразы, нет искреннего желания прощать, напротив, есть непреодолимая жажда того, чтобы обидчик соприкоснулся со всеми испытанными мною чувствами и страдал? Что в этом плохого? Я просто не могу забыть и простить и, не имеет значения, как это называется, гордыня или по-иному. Я не лелею в себе эти чувства, не вынашиваю их, просто не хочу замечать этого человека, не вступаю с ним в конфликт, да и в моем прощении он не особенно нуждается.

-  Прощение – это работа твоей души. Это путь для обретения ее свободы. Прощение необходимо как твоему обидчику, так и тебе, причем в равной степени.
-  Да, как  все просто, причинил боль, а теперь его простить нужно! А что делать со своей «сломанной жизнью», ушедшими годами, несбывшимися мечтами? Время ведь не вернуть назад!

- Никто не в силах испортить нашу жизнь, если мы сами не позволяем это делать. Человеку, порой, удобнее и легче перекладывать ответственность за свою жизнь на кого-либо, упиваться жалостью к себе и искать оправдание своему существованию, чем предпринимать решительные шаги.

И тут беседа прерывается телепередачей, в которой обсуждается тема, как человек, оставшись без рук и ног, при этом сохранил с огромную жажду жизни и любовь ко всему окружающему. Под впечатлением от  увиденного у одного из собеседников сразу возникает вопрос:

- Да, мои проблемы – это сущая ерунда, по сравнению с происходящим. Наверное, стоит простить, хотя бы исходя из этих соображений?

-  Может быть. Но завтра или несколькими днями позже, переживания  по поводу увиденного поблекнут и  постепенно сотрутся из твоей памяти. Ты будешь искать другой аргумент для прощения?
   Вместе с моим собеседником я сама задумалась о поиске убедительного ответа на вопрос, как же простить на самом деле, а не подавлять в себе гнев, выдвигая различные аргументы. Я пыталась найти ключ внутри себя, в книгах, афоризмах великих людей.  Мне нужен был такой ответ, который был бы лишен всякой доли лицемерия, и  высокой морали.
  Просматривая издания в  магазине на отвлеченные темы, в руках оказалась книга Ошо «Радость. Счастье, которое приходит изнутри». Я раскрыла ее. Недаром говориться, что в жизни случайностей нет. Перед моим взором предстали строки, которые заставили их прочитать  не отрываясь.
  Основная концепция Ошо в том, что он не предлагает забыть и простить все, что случилось в прошлом, надо быть осознанным и  жить в настоящем. Пока не начнешь жить в настоящем, ты не сможешь забыть и простить прошлое. 
  Правда, и Ошо обращается  к христианской религии в вопросах прощения, но здесь краеугольной мыслью выступает вопрос свободы, а не смирения. «Иисус говорит: прощайте своих врагов, любите своих врагов. И он прав, потому что если вы сможете простить даже врагов, то будете от них свободны, иначе они будут продолжать витать вокруг вас».
   Ошо выступает за то, что не надо прилагать усилия в вопросе прощения, это лишь создаст подавление обиды, которая затем, может проявиться  в другой форме.
Основополагающей мыслю в  вопросе прощения, должна оставаться твоя  свобода и сила.
   Что, если в момент того, как обиды прошлого начинают закрадываться в сердце подумать о том, что сейчас ты добровольно лишаешь себя свободы, и более того, обидчик имеет над тобой определенную власть? Еще Шекспир сказал: «Не слишком разжигайте печь для своих врагов, иначе вы сгорите в ней сами».
   Вместо того чтобы наслаждаться настоящим моментом, ты вспоминаешь или обсуждаешь с «благодарными слушателями» обиды прошлого и крадешь у себя настоящий момент, который уже никогда не повториться. А «перемыв все косточки» своему обидчику, остаешься после этой беседы опустошенным. И вместо того, чтобы направить свою энергию на созидание, творчество, радость жизни, ты ее просто крадешь у себя и растрачиваешь.
   Быть свободным – ключевой момент в размышлении о прощении. Прощать не потому, что Библия так велит или потому что есть страх,  что от обид пострадает твой организм, а потому, что обида, гнев, жалость к себе – это то, что крадет у тебя свободу, ставит тебя в зависимость от этих чувств. Ты находишься в плену своих прошлых обид. Это мешает тебе жить и наслаждаться.
Не надо прощать, будь свободным!
   И вдруг ты встречаешься  лицом к лицу со своим обидчиком. Первое чувство – внутри рождается гнев…. Возникает желание закрыться и озлобиться…Но тут перед тобой появляется образ того, как ты добровольно попадаешь в плен своих обид, жалости к себе, теряя свою свободу, а значит и силу.  Просто подумай об этом. На прощение способен сильный человек, не прощает слабый духом. Ты не позволяешь «вытирать об себя ноги», ты просто, сбросив оковы, остаешься свободным и сильным.

   Но тут воображаемый мною собеседник вновь задает вопрос:
- Хорошо, я чувствую свою свободу, а как быть, если обидели близких мне людей?
- А при чем тут ты?  Если люди не отреагировали, так как хотелось бы, то зачем ты берешь это на себя? Причем тут ты?
- Как причем? Это же мои родные и они не могут за себя постоять!
  - Ты опять попадаешь в ловушку! Может быть они просто свободны, откуда ты знаешь?   
- А вдруг это просто беззащитность?
- А они просители тебя о помощи?
- Нет.
- Тогда предоставь это им. Зачем ты берешь это на свой счет? Разберись сначала с собой.

 Это размышление может иметь долгое продолжение по мере рождения новых вопросов.
 
  Так, например, человеку приходится терять близких в результате военных действий, насилия, врачебной ошибки, собственного легкомыслия и прочих причин, которым не находится оправдание. Какие в  данных случаях могут действовать аргументы, чтобы простить себя или виноватых?  Скорее всего, это уже тема  смирения,  величайшего мужества, не озлобившись на мир и судьбу, неся в себе незаживающую рану, продолжать жить дальше и при этом не потерять вкус к жизни.


Рецензии
Согласен. Лучше простить, чем в себе носить жажду мщения.
Месть - не лучшее, что придумало человечество...

Владимир Мигалев   28.01.2017 06:56     Заявить о нарушении