О любви к врагам
благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящих вас
и молитесь за обижающих вас
и гонящих вас…
Из Нагорной проповеди
Евангелие от Матфея Гл. 5
Любовь к врагам – тема противоречивая, вместе с тем, таящая в себе откровение жизни и необычайную радость его познания.
В Послании Римлянам Святого Апостола Павла есть следующие слова: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья».
В произведении Л.Толстого «Война и мир» член масонского общества дает Пьеру Безухову следующее напутствие: «Прощай врагу своему, не мсти ему, разве только деланием ему добра».
И оба эти изречения содержат в себе диаметрально противоположные цели: добро ради мести.
Что значит, мстить врагу, «деланием ему добра»? Месть уже подразумевает под собой отсутствие доброго помысла.
Важно понять, с какими мыслями, эмоциями мы отвечаем добром на зло.
Если с чувством превосходства, намерением показать «вот, какой ты злой, темный, а я тебе свет несу», то это лицемерие, желание тешить свое эго.
Если из христианского долга, мол, так велит Евангелие, но в душе искренности нет – то это вновь лицемерие.
Делать добро нужно с искренней радостью, с ощущением освобождения от злых мыслей, но не со смиренной лицом страдающего «святоши» и чувством собственного величия. Возможно, кто-то и не нуждается в вашем благодеянии.
Если человек нам неприятен и мы убеждены в собственной оценке, то любой благородный жест с его стороны, особенно в наш адрес, может вызвать лишь раздражение, как доказательство того, что, вероятно, наше мнение ошибочно, или будем искать в чем же подвох, наверное, в его желании «собрать нам на голову горящие уголья».
И наоборот, если мы неприятны человеку, лучше просто отойти от него, либо занять нейтральную позицию, поскольку любой благородный поступок с нашей стороны, так же может вызвать у него лишь раздражение.
А лучше творить добро не афишируя свои действия.
Вообще, еще Сократ сказал, что «никто тебе не друг, никто не враг, но каждый человек тебе учитель»… Именно неприятные нам люди представляют для нас наибольшую ценность, благодаря которым лучше узнаем и понимаем себя.
Мы можем любить и благословлять не врага, а наше отношение к нему, способность прощать. За то, что этот шаг дается нелегко, требует тяжелой душевной работы, за это нам и дорога так называемая любовь к врагу.
Рассуждая на данную тему, вновь хотелось бы обратиться к бессмертному произведению Л. Толстого «Война и мир», точнее к фрагментам мыслей умирающего от полученных ран Андрея Болконского: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души".
Любовь к врагу – как искренняя вера во Всевышнего. Человек может прийти к вере в бога под влиянием разных обстоятельств, порой, самых драматичных и невероятных. И если это произошло, то что бы ни случилось, какие бы испытания ни выпадали, он видит во всем волю божью, его вера и любовь к богу безусловна и неизменна.
Так и любовь к врагу…. Это результат терзаний, сомнений, возможно, путь долгих молитв, бесед с самим собой. И если человек созрел, чтобы искренне простить врага, то ему очень дорого это прощение, обретенная свобода от злых помыслов, так долго сковывавших душу. Ему становится невероятно легко, светло и все эти ощущения переносятся на конкретную личность, трансформируясь в «любовь к врагу». Но, в действительности, эта любовь зародилась в душе человека. Она как вера, которая теперь всегда будет с ним.
Трудно отказаться от того, что тяжело досталось. А если это обретенный свет, давший свободу, радость и широту сознания, то, вряд ли, возникнет желание потерять эти ценности.
Свидетельство о публикации №217012701246