Литература и религия
Сложно говорить о Боге разумом. Он познается сердцем: «Лицем;;ри, д;бр; прор;чествова о в;съ Ис;iа, глаг;ля: приближ;ются мн;; лю;дiе с;и усты; свои;ми и устн;ми чт;тъ мя;: с;рдце же и;хъ дал;че отстои;тъ от мен;: вс;е же чт;тъ мя;, уч;ще уч;ниемъ, з;пов;демъ челов;;ческимъ.» (Мф. 15:7-9)
Все духовное чувствуется сердцем. Чтобы чувствовать сердцем, нужно сначала к нему подойти в внимательной молитве, это все дело не быстрое.
«МОЛИТВА – есть творчество, творчество высочайшее, творчество по преимуществу и в силу этого – она бесконечно разнообразна…
…В этом отношении молитва совпадает с этапами нормального развития человеческого духа. Первое движение ума – есть движение во вне; второе – возвращение его к самому себе, и третье – движение к Богу чрез внутреннего человека…
…В соответствии с таким порядком Святые Отцы устанавливают три образа молитвы: первый, в силу неспособности еще ума непосредственно восходить к чистому богомыслию, характеризуется воображением, второй – размышлением, а третий – погружением в созерцание…
…Первый вид молитвы держит человека в постоянном заблуждении, в мире воображаемом, в мире мечты и, если хотите, поэтического творчества…
…При втором образе молитвы – внутренние входы сердца и ума широко раскрыты для проникновения всего постороннего, в силу чего человек живет, постоянно подвергаясь самым разнородным влияниям извне; не разумея при этом, что же собственно происходит с ним объективно, т. е. каким образом возникают в нем все эти помыслы и брани, он оказывается бессильным противостоять натиску страстей как должно…
…Третий образ молитвы – «соединение ума с сердцем» – есть вообще «нормальное религиозное состояние» человеческого духа, желательное, искомое, даруемое свыше. Соединение ума с сердцем испытывает всякий верующий, когда он внимательно, «от сердца», молится; еще в большей степени он познает его, когда приходит к нему умиление и сладостное чувство любви Божией. Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем, и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую степень восхождения к Богу; вот почему он так ценится всеми подвижниками. Но в данном случае, говоря о третьем образе молитвы, мы имеем в виду нечто иное и большее, а именно: «ум, молитвенным вниманием стоящий в сердце».»
«Старец Силуан Афонский» Архим. Софроний (Сахаров).
То есть молитва направлена на то, чтобы ум соединить с сердцем, чтобы, в свою очередь чувствовать его, что в нем происходит и познавать им волю Бога. Степень приближения к Богу меряется степенью любви к ближним. Вообще ко всем, и к врагам. Если мы врагов милуем и жалеем, даже когда они нам досаждают, если вместе с ними нам жалко и весь мир все больше и больше – значит мы идем верной дорогой, говорят Отцы.
Все, что от Бога, приносит мир душе: «Пл;дъ же дух;вный ;сть любы;, р;дость, ми;ръ, долготерп;;нiе, бл;гость, милос;рдiе, в;;ра, кр;тость, воздерж;нiе: на таковы;хъ н;;сть зак;на.» (Гал.5:22-23)
Так что, если мы чувствуем смятение или какие-то неясные подозрительные чувства у нас возникают – то это не от Бога.
Разумом рассуждать о Боге это не значит идти к нему – «Г;ре в;мъ зак;нникомъ, я;ко взя;сте клю;чь разум;;нiя: с;ми не внид;сте, и входя;щымъ возбрани;сте.» (Лк.11:52). Не говорит ли тут Бог о тех, кто, рассуждая разумом о Нем, сердцем же далеко от Него находятся и соблазняя ближних своими логическими заключениями запутывает разум других, уводя сердце их от Бога? «Г;ре в;мъ, кни;жницы и фарис;е лицем;;ри, я;ко ест; я;ко гр;би нев;;доми, и челов;;цы ходя;щiи верх; не в;;дятъ.» (Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.) (Лк.11:44). Тут Бог сравнивает их даже с гробами, над которыми ходят люди, привлеченные красивой крышкой гроба – разумными, вроде бы, заключениями, а внутри чего творится (то есть в сердце) не ведают.
Возможно, такие люди запутались в своем разуме, в любом случае они могут познать степень свое устроение степенью своей любви к ближнему.
Путь к сердцу, миру в нем, познание воли Божией и спасение лежит в вероучении и таинствах Православной Церкви, греческой ли, русской, или еще какой – не важно, но нигде иначе. И это прекрасно чувствуется и познается опытно.
Любое слово исходит из сердца человека: «Порожд;нiя ехи;днова, к;ко м;жете добр; глаг;лати, зли; с;ще? От избы;тка бо с;рдца уст; глаг;лютъ. Благ;й челов;;къ от благ;го сокр;вища изн;ситъ благ;я: и лук;вый челов;;къ от лук;ваго сокр;вища изн;ситъ лук;вая.» (Мф.12:34-35)
Поговорим теперь о литературе.
В свете этого, что я могу сказать о рождественском цикле Бродского – прочитав раз, перечитывать и возвращаться к его творчеству я не буду.
Наталья Сидорова – да, действительно очень приятно читать. Но оно и понятно, ведь это человек воцерковленный и с тяжелой физической болезнью. Ее боли как бы «выдавливают» ее из внешнего мира и она, находясь вниманием близко к сердцу следит за тем, что же с ним происходит. Об этом, кстати, говорил и Михаил Сопин, испытывавший так же большие физические страдания:
«В себе – алтарь.
В себе – молитва.
В себе –
Свобода
И тюрьма.»
Боль научила этих людей следить за сердцем.
Литература бывает разная – есть и святоотеческая литература, которая содержит много истины, она быстрее всего ведет к Богу, и, лучше, при грамотном руководстве. Есть литература художественная с долей истины и долей лжи (Вот что писал Игнатий Брянчанинов о Гоголе: Книга «издает из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия не определены, движутся по направлению сердечного вдохновения, неясного, безотчетливого, душевного, а не духовного… книга Гоголя не может быть принята целиком и за чистые глаголы Истины). Есть же и литература развлекательная – просто прожигание времени. Есть литература и сатанинская – скрывающаяся за разные новомодные духовные учения, обычно восточные, астрологию и т.д. и ведет в противоположную от Бога сторону и очень быстро. При чтении такой литературы сердце как будто начинают душить, так как ложные помыслы начинают извращают сердечные ощущения, уводя человека с истинного пути.
Об этом говорит и Игнатий Брянчанинов: ««прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину». Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и, извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душею. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти.»
Литература является источником помыслов. Человек может либо принимать помыслы, либо нет. Помысел — это совокупность умственно-сердечно духовных ощущений, побуждающих к действиям. Начало каждого действия – помысел. Если подумать о лимоне или о аппетитной еде – во рту будет образовываться слюна. Если подумать о голой женщине – возникнет ощущение похоти. Если начать переваривать помысел, который говорит нам о человеке, который нас обидел – мы начнем испытывать гнев.
Современный человек, находящийся вниманием «вовне», не управляет собой, так как не следит за своими помыслами. Вот история, описанная у преподобного аввы Дорофея: мимо стоящего человека, проходили трое друзей – первый подумал, что он ждет блудницу, второй – что он вор и хочет что-то украсть, третий подумал, что он ждет друга, чтобы пойти в храм помолится. Каждый подумал о стоящем по своему душевному устроению.
«Вся; ;бо чи;ста чи;стымъ: оскверн;нымъ же и нев;;рнымъ ничт;же чи;сто, но оскверни;ся и;хъ и ;мъ и с;в;сть.». (Тит.1:15). «Для чистого все чисто». Если мы как-то думаем о человеке – то это не значит, что ОН такой, а это значит, что это МЫ так о нем думаем. А если, когда мы думаем о человеке плохое и в нашем сердце начинает разгораться злоба, не мы ли в этом виновны? Разве не можем мы подумать, что у этого человека своя жизнь, что мы не знаем его боли, какое у него было детство, что может он сильно страдал? А может вообще, то, что он сказал или сделал, мы поняли превратно, и тогда мы даже можем пожалеть человека, даже если он и оступился, и поступил неправильно и в сердце нашем проснется милосердие! Старец Паисий Святогорец говорил, что «Один добрый помысел равен по силе многочасовому всенощному бдению!». Худо ли? А так же, что надо изгонять злые помыслы или заменять на хорошие, добрые.
Поэтому и Господь говорит нам: «А;зъ же глаг;лю в;мъ, я;ко вся;къ, и;же воззри;тъ на жен; ко ;же вождел;;ти ея;, уж; любод;;йствова съ н;ю въ с;рдцы сво;мъ:». (Мф.5:28) «Бог везде, и душа наша вся пред ним насквозь» сказал Феофан Затворник. Да, грех мыслью – это тоже грех, и, если человек спит с женщиной в своем воображении – он оскверняется. Да и приятно ли жене, если ее муж вожделеет, пусть и тайно, в уме, другую женщину? Это же тоже измена. Богу больно это видеть, это против Любви.
Во все времена с христианами боролись. Сейчас, при видимой свободе Церкви, по сути она оклеветана. Диавол, кстати, переводится как «клеветник». Весь нынешний мир направлен на то, чтобы заглушить в человеке память о смерти, отвратить его от Церкви и спасения. Сердце человека привязано к вещам, еде, сексу, в общем, к тлену. А ведь мы всего этого лишимся. И так мало думают о Боге. Для Бога мало кто старается. А Бог же — это высшее наше наслаждение, высшая Любовь, только он вечен: «А;ще язы;ки челов;;ческими глаг;лю и ;нгелскими, любв; же не и;мамъ, бы;хъ [я;ко] м;;дь звеня;щи, или; кимв;лъ звяц;яй.» (1Кор.13:1) Без Любви человек никто, пустышка. Мы призваны быть храмом его.
Духовные силы зла действительно существуют, они действуют через всеваемые ими помыслы, главная их цель – отвратить человека от Церкви и жизни по вере, от Таинства Исповеди, в котором они лишаются прав на человека. И конечно же Божественного Причастия, которое есть само соединение с Богом.
Бывает людям стоит только подумать о Церкви – как у них возникает какой-то непонятный страх, кому-то, как он заходит в храм становится очень плохо, они еле стоят там, или почему-то начинают думать, что ими кто-то будет манипулировать или что там его ждет что-то страшное. Или они думают, что если они становятся православными, то им нужно уходить в монахи или как-то мучительно поститься, вести какой-то очень аскетичный образ жизни. Нет. Все это происки лукавого. От Бога – все мирно и к нашему благу, и никаких излишеств Бог от нас не требует, все излишества и смущения от лукавого, который ложными помыслами извращает сердечные ощущения, вплоть до того, что они рисуют Церковь и веру как что-то неприглядное и мрачное, не то, что она есть на самом деле. А на самом деле – она сияющий корабль, летящий в темном духовном пространстве в направлении к истинному Богу. Там живет Истина и Любовь.
Да, жизнь с Богом ко многому обязывает, но, поверьте, сложно только в начале, потому что раскаяние начинает жечь, но это временно, милосердие же Божие безгранично. Со страстями и грехом битва неизбежна и это труд, но это то, что приносит нам вред, да и к тому же на кону стоит наша вечная участь.
Да, мы имеем свободу воли, и Бог ее не нарушает. И к Богу приходят только по своей воле, но как же обидно, когда вот она Любовь, перед нами, рядом и дарует Себя всю, а мы что?
Можно прийти и научится любить, любить по-настоящему, двери храма для всех открыты, почему мы проходим мимо?
Почему мы с такой заботой относимся к своему телу, холим его и лелеем, можем потратить, например, пару часов на выбор одежды, чтобы покрасивее его одеть, или пойти в тренажерный зал и напрягаться там, чтобы выглядеть лучше, а о Боге, который даровал нам и тело, и одежду и здоровье даже не думаем, не благодарим, о Любви Его забываем, не стремимся к нему?
Знаете, что говорят Святые Отцы про ад? Ад - это не намеренная кара Божия, это не месть Бога человеку, нет. Бог весь Любовь. В аду Божия любовь та же, что и в раю, просто грешник, осознав всю силу и благость Божией Любви ожигается адскими муками раскаяния, но уже вечно, потому что покаяние после смерти для него становится невозможным.
Поспешим же братья и сестры, потому что мы воистину братья и сестры, как созданные Единым Богом, поспешим к Богу, в Церковь, где в таинстве Причастия мы становимся ощутительно чище и ближе к Нему и друг к другу, поспешим же научится Любить, Любить по настоящему, Любить с большой буквы, поспешим научится духовной брани у Отцов Церкви, чтобы отложить всякое недоверие, ложь и клевету, злые мысли о ближнем, чтобы в сердце нашем смогла поселиться Любовь, ибо:
«Любы; долготерпи;тъ, милос;рдствуетъ, любы; не зави;дитъ, любы; не превозн;сится, не горди;тся,
не безчи;нствуетъ, не и;щетъ свои;хъ си;, не раздраж;ется, не мы;слитъ зл;,
не р;дуется о непр;вд;, р;дуется же о и;стин;:
вся; лю;битъ {покрыв;етъ}, всем; в;;ру ;млетъ, вся; упов;етъ, вся; терпи;тъ.
Любы; николи;же отп;даетъ, ;ще же прор;чествiя упраздня;тся, ;ще ли язы;цы ум;лкнутъ, ;ще р;зумъ испраздни;тся.» (1Кор.13:4-8)
Свидетельство о публикации №217012700125