Размышления о духовной и религиозной поэзии
На материале сборника стихов Н.Сидоровой «Под пенье птиц»
http://www.poetessa-sidorova.ru/index.html
Рассуждения о связи духовности и литературы (в частности поэзии) следует начать с пары цитат Евгения Ермолина из его книги «Последние классики».
«… русские в своём культурно-национальном и духовно-практическом самоопределении - народ книги. Первоначально - это храмовая Книга, сакральный текст.»
«Литература, как мнилось, фокусировала духовный, исторический и метаисторический опыт в его высших выражениях, несущих максимум смысла. В основном своём замысле и смысле оно представляло собой движущееся в потоке истории Евангелие, попытку актуализации Слова Божьего, род причастия или молитвы…»
Согласно Ермолину, классическая русская литература всегда всегда ставила перед собой задачу духовного развития человека. Она, как инструмент для изучения человеческой природы, стремилась также и к духовной оценке жизни человека, выступала ориентиром в поиске Истины.
Даже известная анти-духовная эпоха в жизни нашей страны не смогла в полной мере сломить эту программу. Ермолин, анализируя прозу последней трети ХХ века нашёл восемь имён, которые продолжили выделенную им генеральную линию русской литературы. Таким образом, не представляется удивительным, что разнообразные духовные и религиозные традиции до сих пор сильны и находят своё продолжение в творчестве тех или иных авторов.
Первое впечатление от стихов Натальи Сидоровой вполне укладывается в образ романтических любовных переживаний. Во многих её стихах лирическая героиня ведёт диалог со своим визави: «Пусть плачут дожди над разлукой. Любимый! Я плакать боюсь!». Где то он описан как притягательный образ: «Я рябины огонь на крыльцо положу, Чтобы мимо пройти ты не смог.» В других стихах этот романтический «он» в явном виде не присутствует, но подразумевается: «Нет, не ветер, не ветер играет – Это музыка нашей любви.»
В конце первой части сборника происходит резкая смена настроения текстов. Стихотворение «Много дней так молилась» особенно интересно своим видоизменяющимся рефреном: «Накажи его, Боже, любовью!», «Вразуми его, Боже, любовью.», «Подними его, Боже, любовью.», «Награди его, Боже, любовью!» В этом стихотворении на смену любви как личному эмоциональному состоянию приходит духовное понимание любви, как универсального критерия жизни человека. Для кого-то любовь может выступать наказанием, или вразумлением. Для другого - поддержкой и наградой. Тому причиной не изменчивость любви, она как раз выступает в роли духовной константы, а изменчивость человеческой восприимчивости к духовному миру.
В следующем стихотворении «Жизнь за любовь отдавала» автор пишет, что «Эти земные старинные токи Лишь обещание вечной любви.» Тем самым окончательно утверждается, что лирическая тема безусловно вторична по отношению к теме вечности. Причём вечность выступает не как холодная мраморная застывшесть, а как неизмеримо более тёплая, яркая и насыщенная вечная любовь.
Во второй части сборника автор исследует и описывает эту самую вечную любовь: «Как утешение, как милость, Пространство, полное любви!», «И беспредельна жажда совершенства, Душе ее вовек не утолить!», «Господи, пустынно без Тебя!».
Также автор многократно обращается к религиозным символам и праздникам. Стихотворения «Сретение», «Рождество», «Пасхальное», «Всем Святым» обращаются к церковным праздникам как к особым «точкам сборки» христианского мира. Во первых, праздник, в данном контексте, является объединяющим фактором: «Это празднует вселенная День прославленных святых.». Во вторых, праздник выступает как сугубо личное событие: «Средь житейских невзгод Только б встретить Тебя.»
Весьма интересным является стихотворение завершающее вторую часть книги. «Странный человек», строго говоря, резко выделяется на общем фоне текстов Натальи Сидоровой. Этот «стих» лишён рифмы и размера, что в других текстах автора не прослеживается. Похоже, что к столь экстравагантным приёмам автора вынудил сам объект, если можно так называть героя этого текста. Странный человек лишён гармонии, он не имеет протяжённости в вечность, и поэтому он не способен принимать и отражать гармонию Вселенной.
Автор в финальных строках задаёт правильный вопрос: «Что может заставить этого человека Поднять лицо к небу До того, как смерть Опрокинет его навзничь?..» Наталья Сидорова уже узнала свою вечную любовь. Но целью автора является тот самый странный человек, который этой вечной любви ещё не знает. И именно в него направлены тексты Сидоровой.
При детальном рассмотрении книги Натальи Сидоровой «Под пенье птиц» можно смело заключить, что автор уверенно выдерживает генеральную линию русской классической духовной литературы. Благодаря таким авторам, как Наталья Сидорова, наше общество продолжит своё духовное развитие и в XXI веке. И да пребывает любовь Божья со всеми нами. Аминь.
Свидетельство о публикации №217012701510