Тищенко Владимир Петрович

      
            

                У каждого из нас, православных христиан, с рождения есть два папы: настоящий и крёстный. И от того, правильно ли выбран при крещении второй, зависит многое. Иногда спрашиваешь у друзей и знакомых: «Кто у тебя крёстный?»,  и слышишь в ответ: « Не помню, мама  о ком-то в детстве говорила, но столько воды утекло с тех пор?».

              Мне повезло: несмотря на то, что моего крёстного давно уже нет на этом Свете, память о нём я храню.

              Владимир Петрович Тищенко родился ещё до войны в том же селе, что и я. Только оно тогда называлось Туркеновка. Сейчас – Малиновка. Он - сын родного брата моей прабабушки Марины. Почему мои родители выбрали именно его, я догадывался: его семья дружила с моей мамой Леной и бабушкой Евдокией. Как показало время: они не ошиблись. Я всегда ощущал, что у меня есть крёстный. Даже и после того, как Владимир Петрович с женой Ниной Степановной и сыном Серёжей вскоре выехали из села в прекрасный город Днепропетровск (ныне –Днепр).
             
              Смотрю я сейчас на  фото конца 1950-х годов и не могу налюбоваться этой молодой дружной семьёй. Какие прекрасные лица? Сам по себе Владимир Петрович являлся образцовым семьянином, безумно любил жену. Последняя ему отвечала тем же. Она, во время войны ставшая круглой сиротой, всю жизнь хранила и берегла семейный очаг.

             В мае 1991 года, посещая свою малую родину на запорожской земле, я, разумеется, не мог не заехать в соседнюю область и проведать своего крёстного. Жили они там на улице Строителей в отдельной трёхкомнатной квартире. Старшего сына Сергея я не застал. Тот с семьёй проживал в России, в городе Кургане. Не смог застать и младшего их сына Мишу, родившегося уже в городе. Он находился в отъезде.

            Несмотря на пенсионный возраст, мой крёстный продолжал работать. Нина Степановна находилась на заслуженном отдыхе. Я много ездил как турист по стране, видел и слышал многих экскурсоводов, но пусть не в обиду им будет сказано: лучшего экскурсовода, чем эта постаревшая, но прекрасная душой женщина, не встречал. В отличие от Запорожья, в Днепропетровске  оказался впервые.   Нина Степановна «показала» мне город: где «ножками», где «на колёсах». До сих пор перед моим мысленным взором мелькают огни вечернего города на Днепре.

          Он уже тогда был городом-«миллионером». Достопримечательностей хватало на месяц. Однако, учитывая мой кратковременный визит, я посмотрел только главное. По музеям водить своего «экскурсовода», как и по книжным магазинам, я не стал: пожалел её возраст. Достаточно того, что она мне указала место их нахождения.

        Чувствовал себя у них в гостях, как дома. Но не потому, что жил тоже в трёхкомнатной квартире. Проснувшись на следующий день, обнаружил: в квартире нахожусь один.  Крёстный ушёл на работу, а его жена – на рынок. С какой-то особой теплотой рассматривал я альбом с фотографиями дорогих мне людей, книги на полках, смотрел телевизор на украинском языке, который к тому времени стал забывать.

        Эти люди жили очень скромно, но мне всё же удалось в день отъезда сфотографироваться с ними около их подъезда. Об этом напоминает  фотография. Сравниваю с первой и делаю вывод: за прошедшие годы лица покрылись морщинами, но блеск их глаз остался тот же.

        На прощание крёстный повесил мне на грудь маленький крестик, который я храню, как бесценную реликвию. Уезжая,  обещал через пару лет взять отпуск и приехать к ним в гости надолго. Увы! Обещание своё не сдержал по двум объективным, не зависящим от меня причинам.

         Во-первых, отпуск выпал по графику в зимнее время, во-вторых, мы с крёстным оказались в разных государствах. С каждым годом поехать к нему у меня возможность «испарялась». Потом поездка стала вообще невозможной.

         Однако это вовсе не значит, что я прекратил общение с такими милыми и добрыми людьми. Переписывались по почте. Именно из письма я узнал, что почти одновременно с моим отцом они  потеряли своего младшего сына Михаила. Это обстоятельство «подкосило» напрочь их здоровье на восьмом десятке жизни. Письма стали изредка приходить, потом и вовсе их не стало.

          Меня успокаивало, правда, то, что в списках жильцов дома Владимир Петрович Тищенко значился. Это я выяснял неоднократно с помощью Интернета. Последний раз  это сделал в 2014 году. Заподозрив неладное, в 2015 году пришлось  обратиться за помощью в Запорожье к своему троюродному брату Лелюку Валере.

         Его «проверка» повергла меня в шок: Интернет, получается, меня обманывал всё это время. То были устаревшие данные из ЖКУ. В квартире Тищенко несколько лет проживают уже другие жильцы. А души Владимира Петровича и Нины Степановны находятся на Небесах. Царство им Небесное.

27.01.2017 г.



         


Рецензии