Всем лихам лихо! Сказка

Украинская народная сказка (в переложении Сергея П. Емельченкова). 

     Жил на свете бедняк. Хлебал беду.
Не знал он  за что взяться, чтобы не пропасть с семьёй с голоду.
— Нет лучше ремесла, как новые горшки лепить да разбитые проволокой связывать, -
сказал он как-то жене и решил стать горшечником, - тут ведь талант нужен, чтобы красиво горшки обвязывать!
   Так его и прозвали - Горшковяз.
Летом он лепил из глины горшки, обжигал, возил в город на продажу.
Зимой ходил по сёлам, красиво связывал разбитые горшки и другую глиняную посуду даже.
    Зарабатывал неплохо: за новый горшок ему насыпали такой же горшок зерна, за починку - полгоршка,
Для стайки воробьёв это - по ползёрнышка.
  Везёт, бывало, Горшковяз на продажу в город горшки, посвистывает,
Чтобы люди узнавали, да ещё и припевает:
— Горшки продаю, горшки вяжу!
      Услышал раз царь, как Горшковяз распевает,
И очень ему понравилось, что вот хоть и бедный человек, а весёлый бывает.
— С чего ты, человече, такой весёлый? - спрашивает царь.
— А чего ж мне не радоваться, не веселиться, если я никакого лиха не знаю, государь?
— А что, человече добрый, ответил бы ты на такой вопрос:
Какое есть лихо, что всем лихам лихо? Ответишь - за твой весёлый нрав - заплачу.
— Чего б не ответить? Отвечу.
— Так я своим министрам ту загадку загадаю, пусть попробуют отгадать.
Только ты смотри, ничего им не говори, пока не заплатят как следует - отгадку не выдавать!
     Созвал царь всех министров и говорит тоном - не найти ласковее:
— Нет вас, министров, в моей державе мудрее.
Вот и загадаю я вам загадку: отгадаете - быть вам и дальше министрами, чтоб жилось всем веселее,
Не отгадаете - идите на все сто ветров, чтоб вашу глупость не видали.
— Загадывай, отгадаем! - закричали министры и даже договорить царю не дали.
      Царь и спрашивает:
— Какое есть на свете лихо, что всем лихам лихо?
     Закрутила головами министерская рать:
— Нет, этого мы так сразу не можем отгадать!
— Так приходите с ответом через три дня! - приказывает царь, - Больше не могу дать!
— Пресветлый государь! Три дня для такой загадки - не срок! Дай нам по крайности хоть две недели.
— Пусть будет по-вашему, - согласился царь, но это вы сами так захотели.
      Пошли министры по всей стране, мудрейших мудрецов спрашивали, да никто не может отгадать загадку государя.
Собрались через неделю у царя.
— Ну как, министры мои премудрые и преславные, отгадали или тратили время зря?
     Как раз в это время и влетел в палаты с улицы весёлый припев Горшковяза:
— Горшки продаю! Горшки вяжу сразу!
— Пресветлый царь! Дайте такой приказ, чтоб не вольно было всякому люду кричать под царскими окнами, - говорит один министр, видя, что отвлекается  государь.
— Пусть себе распевает, если он лиха не знает! - отвечает царь.
     Тут ещё один министр поднялся и говорит:
— А не отгадает ли он нам вашу загадку, государь?
— Спросите, - разрешил царь.
     На другой день самый старший министр отыскал в городе Горшковяза.
— Послушай, Горшковяз. Отгадай загадку! Никто не смог отгадать её ни разу.
— Какую? - спрашивает Горшковяз и заломил шапку сразу.
— Какое есть на свете лихо, что всем лихам лихо? Оно - от чего?
— Тю, я не такие загадки отгадывал, а над этой и думать нечего!
     Министр аж глаза вытаращил:
Ты правда отгадку знаешь или хвастаешь, только ради чего?
— Дашь сто золотых - отгадаю! - говорит Горшковяз. 
     Видит министр, что с ним не шутят, отсчитал сто червонцев и отдал тихо.
     А Горшковяз говорит:
— Нет хуже лиха, чем злые соседи! Это первое на свете лихо.
     Пошёл с тем министр к царю, встречает другого министра.
      Тот спрашивает важно, не быстро:
— Ну так что? Отгадал ли что Горшковяз?
— А как же, отгадал за сто червонцев, но зато быстро.
Но просил другим не говорить - такой, говорит, наказ царя - для блага любого министра.
— Провалиться бы ему! - завопил второй министр, - чтобы я ему сто золотых платил!  Загадка-то не тянет и на серебро!
Но хоть и разозлился он на Горшковяза, но не идти же из министров вон! -
Хотелось всё ж остаться министром. Пришлось идти к Горшковязу на поклон:
— Скажи мне, что есть в свете за лихо, которое всем лихам лихо?
— Плати сто золотых, скажу. Только уговор, платить сразу, чур,
— А сто золотых - не чересчур?
— По мне - нет, не чересчур.
      Заплатил министр сто золотых, ждёт ответа, как вещего сна:
      Горшковяз второе лихо озвучивает:
— Нет больше лиха, как лихая жена! 
     Пошёл с тем министр к царю, чтоб сказать потом со всеми министрами: отгадку, царь, в копилку мудрости дарю!
    Пришёл к Горшковязу и третий министр. И не то, чтобы по-доброму, а напыжился и говорит сквозь зубы:
— Эй, Горшковяз, какое есть лихо, что всем лихам лихо? - и сжал от жадности губы.
— Плати сто золотых, скажу, чего ж задарма молчать.
— Да ты не видишь разве, что я министр? Я у царя правая рука, значит, все мне должны бесплатно отвечать!
— Бедному человеку я бы и за спасибо отгадал, а тебе не скажу. Раз ты министр, так найдёшь чем заплатить.
     Разозлился министр, начал грозить:
— Ты, такой-сякой, знаешь, что я свободно могу тебя разорить?
     Горшковяз ему правду-матку - глаз промеж:
— Оно и видно, что ты и у нищего суму отнимешь.
— Ну, - кричит министр, - вижу, что с тобой каши не сваришь! Даю пятьдесят золотых, хватит с тебя за глаза!
— За пятьдесят я и рта не раскрою! Такие деньги - меньше, чем слеза.
     Пошёл министр, аж трясётся от злости, так ни до чего и не доторговался.
     На другой день пришёл снова.
— Ну, взялся за ум? Берешь пятьдесят золотых? - Новых!
— Нет, не беру. Мне ж не хватит накормить даже детей.
— На же, чтоб ты ими подавился! - шмякнул министр кошелёк об стол, - вот тебе сто золотых, говори скорей!
— Э, нет, за сотню я сегодня не скажу.
— Сколько ж тебе надо?
— Дашь двести - расскажу!
     Министр уж и ругал и пугал, но ничего не добился. Приходит на третий день.
— Ну, берешь сотню? Спорить не лень?
— Нет, не беру. Надо было давать сразу.
— Так на тебе двести золотых! - швырнул министр кошелёк Горшковязу.
— Нет, пан, теперь хоть и тысячу давай - не скажу ни разу!
— Что, забогател слишком? - третий министр - аж завопил.
— Не забогател, да надо было бы тебе вчера давать, сколько просил. А теперь из-за твоей ругани ты мне не мил.
     Вот пришёл срок, собрал царь министров. Спрашивает у третьего министра - правой своей руки - отгадку:
— Как дела? Отгадали ли загадку?
— Пресветлый царь, подождите до полудня, государь!
— Добре, подожду, - согласился царь.
     Прибежал министр к Горшковязу, упал ему в ноги, молит:
— Не знаю сколько теперь заплатить тебе - голова аж раскалывается, болит! -
Отгадай ты загадку, смилуйся. Проси чего захочешь.
Не отгадаешь - мне конец! Требуй, что хочешь!
— Добре, добре! - говорит Горшковяз. - Коли так просишь, я тебе и без денег скажу,
Только ты кое-что сделаешь, коль напросился.
      Как услыхал министр, что Горшковяз и загадку отгадает и денег не возьмёт, так, не думая, на всё согласился:
— Что ни прикажешь, всё сделаю! Хочешь, на каждом горшке будет у тебя расписной узор?
— Посади меня на телегу, - говорит Горшковяз, - и вези меня сам, без коня - на царский двор!
— Помилуй, - взмолился министр, - на десятое село отвезу на себе, только не на царский двор! Это ж какой позор!
Увидит меня царь в упряжи - я сквозь землю от стыда провалюсь!
— Как хочешь, гляди сам, - говорит Горшковяз, - я иначе за дело не возьмусь.
     Видит министр, что нет выхода, впрягся в оглобли и повёз Горшковяза с его горшками,
Спешит, что никто его позор не увидел, еле поворачивать меж дворами успевает.
А Горшковяз сидит на возу и во весь голос распевает:
— Горшки, кому горшки дать?
Горшки продать, горшки вязать!
— Да ты хоть не кричи, - просит министр, - тысячу золотых дам, молчи только! - умоляет.
Горшковяз не слушает, знай распевает.
   Вышел на его голос царь с двумя министрами, видят: тянет третий министр на себе телегу,
А на телеге горшки и Горшковяз сидит, припевает.
Махнул царь рукой, чтобы остановились и спрашивает:
— Кто тебя везёт? - спрашивает Горшковяза громко, на весь царский двор, не тихо.
— Дурная голова!  - Хуже этого лиха не сыщешь, вот уж истинно всем лихам лихо!
      Подозвал к себе царь Горшковяза и министра, покрытого позором:
— Быть тебе, Горшковяз, от сего дня министром, а этот пусть отныне лепит да вяжет горшки - поделом!
     Вот и сказке «Всем лихам лихо» конец.
     А кто слушал - молодец!


Рецензии