Ленинградский диксиленд

               

                На свете ничто не является сразу,
                как вещий каурка из дедовой сказки…
                Давайте, припомним историю джаза,
                того, что зовут Диксиленд Ленинградский…

                Вы помните? Джаз похоронен лукаво,
                про ландыши хрипло кричат патефоны,    
                есть Глеба Романова дутая слава –
                и нету Армстронга, и нет Эллингтона!

                Часы, улетая, минуты уносят,
                на улице – пятидесятые годы,
                и новое время  с собою приносит
                и новые взгляды, и новые моды.

                Записаны блюзы, записаны буги
                меж чьих-то костей на рентгеновской плёнке,
                танцуют под них вечерком на досуге
                на частных квартирах мальцы и девчонки.

                И – вечер апрельский с проблемой привычной:
                «Куда бы сегодня податься, ребята? –
                Вчера Понаровский играл в «Большевичке»,
                а нынче в ИнЯз пригласили Кандата…»

                В ИнЯзе оркестр Кандата играет!…
                Лучами швыряется  шарик зеркальный,
                и медленный танец оркестр исполняет,
                и, что характерно - не «русский», не «бальный»…

                Но разве оркестр – это только для танцев?
                И тоже – пластинки, и тоже – приёмник?…
                А, может, ребята, самим попытаться?
                Хотя это – труд, и, похоже, огромный!

                Кто сам одержим, тому силы не жалко!
                И вот уже где-то нашли инструменты, 
                что списаны кем-то (а, может, на свалке?)…
                И вот – начинается путь Диксиленда!

                Не то, что б для славы, и денег  не ради,
                а просто – душе чтобы не было пусто!
                На  сутолочь дел повседневных не глядя,
                их властно и сильно позвало искусство. 

                Был труд неустанный. Не дни, не недели…   
                Был  пот репетиций, и было Начало,
                когда  инструменты согласно взлетели,
                и люстра мелодии в такт зазвучала.

                И миру явилась в прекрасное вера…
                И людям явилась прозрачно и звонко
                призывная искренность Кинг Оливера
                и Мортона сила, и ясность Армстронга.

                Вы слышали это? Вы помните это? –
                Вопросов тромбона лукавство и смелость,
                изящное кружево вязи кларнета
                и лёгкой  трубы золочёные стрелы…
               
                Был почерк ударника прост и изыскан,
                а в блеске рояля – отточенность слова…
                Вы помните, как улыбнулся Усыскин?
                Вы помните пристальный взгляд Королёва?…

                Нет! К людям не даром является слава –
                лишь за одержимость! И только за это!
                И пусть понемногу менялись составы –
                таланту талант отдаёт эстафету.
               
                Дай Бог, чтоб мы все через труд и усталость
                смогли до вершины признанья добраться!
                Во славу искусства и людям на радость
                играй и живи, Диксиленд Ленинградский!

                1972 г.


Рецензии
Спасибо, дорогой, за память о тех днях. Я помню, многое помню. Помню Понаровского в ресторане дома искусств, помню левые игры Ореста Кандата. Были ещё Изя Атлас - отличный трубач с хорошим составом, был ещё Глобус, тогда уже был джаз Башлака - Стаса Пожлакова. И диксиленд возник сам собой, в текстильном ин-те. Там на ф-но приходил играть Юра Руденко, позже, в начале 60-х собравший Доктор-джаз, хороший диксиленд. Шурик Усыскин начал играть в институтском оркестре на кларнете, но резко стало падать зрение. Их гитарист, Володя Генкин , посоветовал Шурику - у тебя же абсолютный гармонияеский слух, попробый играть по слуху , "из-под волос" ,как говорили лабухи. Были у них тогда несколько "пластов"Армстронга...
Не остановиться, ведь всё это было и на моей памяти. В октябре прошлого уже года был в Питере, Юра Руденко пригласил меня в ресторанчик "Сундук", послушал его трио, он играет отлично , в декабре должны были отмечать его 85-летие. Пил коньяк дома у Георгия Васюточкина - идеолога ленинградского джаз-клуба Квадрат...
Может быть сделать рассказик по воспоминаниям - я начал маленький цикл ,в духе Владимира Байкова. Интересно ли это будет современныыым людям, не только бронтозаврам, вроде нас?...

Валерий Хатовский   01.01.2018 21:46     Заявить о нарушении
Валерий, понимаешь... То, что написал ты здесь и то, что накорябал я, дилетант, это у нас, реликтов, дышит всё изнутри! Вот ты пишешь Башлак, а мне всегда слышалось Пожлак, и Женьку Клячкина мы звали не Женька, а Кляч. Мы с ним учились в одной 203-ей им. Грибоедова школе, только он на класс младше был, а с Пожлаком были вместе в одном пионерлаге Медсантруд в 49-ом в Тарховке: я его с этого августа и запомнил (погляди у маня http://www.proza.ru/2009/11/19/1089 и http://www.proza.ru/2011/11/22/1275 А Орест Кандат это было целое открытие! И Нонна Суханова. К великому сожалению не передать никак то чувство, которое захватив нас, держало и воспитывала не только вкус, понимание настоящего искусства и уважения талантов, но и (извини за выспренность) общественной и даже политической нравственности. Именно тогда я понял, что с этой ****лй (извини) партией мне не по пути. Очень радостно себя чувствуешь, когда вдруг увидишь близкую душу!...
Ну, и хватит лишних слов...

Гордеев Роберт Алексеевич   02.01.2018 00:15   Заявить о нарушении
Понял тебя. Башлак вместо Пожлак музыканты производили, вилимо, от слова башли, т е деньги. А стихо получился у тебя очень приятный ( вижу. В 1970-м). Душевный. Хочу, c твоего разрешения, переслать его Руденко, Мише Ханукову - кларнетисту доктор- джаза, Васюточкину,Юрию Петрову- известному московскому джазмену, нашему с тобой коллеге по прозеру. Может, живщим в Израиле нескольким активистам "Квадрата" 60-70х годов. И попробую написать маленький очерк. Здоровья тебе, очень рад знакомству

Валерий Хатовский   02.01.2018 11:33   Заявить о нарушении
Конечно же! Только хочу подчеркнуть: я - не лабух (к сожалению), не музыкант, даже нотной грамоте не обучен! Так, любитель...

Гордеев Роберт Алексеевич   02.01.2018 14:37   Заявить о нарушении
С Женей яклячкиным я учился вместе в ульпане (студии) по изучению иврита. Потом он пробился на работу архитектором ( м б инжнгером) в строительный отдел муниципалитета города Рамат -гана. И погиб глупо - купался на пляже, прекрасная погода, и тут набежала т н длиннопериодная волна. Это волна, прокатившаяся (чудом) чуть ли не по всей длине средиземного моря и накопившая огромную энергию. Волна выглядит просто как повышение уровня воды. Опасна она при откате - движется дно, песок, стоящий человек падает на спину, захлебывается и погибает. Пишут, что надо не пытаться встать на ноги, пусть несет тебя на глубину. А там будешь плыть к берегу, тебя увидят спасатели... Так погиб и наш друг Гера, бывший минчанин.

Валерий Хатовский   02.01.2018 17:07   Заявить о нарушении
А в клуб "Квадрат" меня долго тащил-недотащил двоюродный брат Витька Селезнёв - он там, как я понимаю, был кем-то вроде активиста, обещал познакомить с Фейертагом. Очень брат увлекался джазом, значительно больше меня. Сам он был с сорокового года, понемногу подфарцовывал; как-то году в 63-ем презентовал три "плпста" - Армстронга, modern-джаз- квартет и Эллу Фитцджералд, так у меня их вымаливали-клянчили очень многие, но я был крепок! Ушёл Витька в июле этого года... Сам-то он быд сорокового года рождения, младше меня на семь лет...

Гордеев Роберт Алексеевич   07.01.2018 21:18   Заявить о нарушении
Не могу вспомнить Селезнева...

Валерий Хатовский   07.01.2018 22:23   Заявить о нарушении
Не исключаю, что он мог быть просто активистом, каких, уверен, немало вилось около популярных лабухов.

Гордеев Роберт Алексеевич   07.01.2018 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.