Ватник

Ватник - ватная фуфайка, стеганка, еще со времен русско-турецкой войны.
В СССР телогрейки были мужские и женские: по ГОСТу, естественно: там пуговицы справа -налево, а тут - обратно. Или наоборот.
Дешёвая и предельно простая в производстве ватная куртка, самая массовая зимняя верхняя одежда в СССР, всегда была символом функциональной одежды, где эстетика полностью уступила место чисто прагматическим соображениям.
И вот эта куртка -ватник - стала моей основной одеждой в моем отбывании срока после ПГС (промышленное и гражданское строительство) Университета на страшном севере Архангельской области.
Она мне давала тепло, покой, уют, одеяло, постель, всё, кроме еды. Когда на улице -40, сосны трескаются от мороза, на тебе ватные штаны, валенки и такая милая сердцу фуфайка, на голове ушанка, в кармане - печенье "Привет" - и ты через волчий вой в 7 утра идешь на свой объект за полтора километра от деревни. Страшно, я вам скажу, в темноте-то по тропке среди кустов и сосен. (Волчий вой - кроме шуток. У меня на крыльце по утрам следы были. А всех собак они в деревне за зиму передушили.)
Фуфайка - это гораздо круче, чем пуховик. Единственно: она тяжелая.
Но надежная.
Когда я в трескучий мороз переходила наискосок Северную Двину, и только что ставший лед прогибался подо мной, как линза, и провалился таки, что я почти посередине реки оказалась в ледяной быстрой воде,  ватник спас мне жизнь. Пока я, понимая, что меня сейчас стремнина утащит под лед, обдумывала ситуацию и избавилась от валенок , он , хорошо подогнанный и наглухо застегнутый (!) надулся пузырем на спине, а потом над головой и тащил меня наверх, давая короткую передышку и возможность потихоньку, на куриный шаг, выталкивать свое тело на гибельный и спасительный лед. Помощи ждать неоткуда, кругом тайга, до правого берега метров 200. Вот я вытолкала себя по пояс на лед, вцепилась пальцами, ломая ногти, переводя дух. Половина туловища в ледяной воде, и она тащит меня под лед. Мокрый, тяжелый ватник стал смертельно опасен. Держась ногтями одной руки за неровности льда, второй ме-едленно расстегиваю негнущимися пальцами неподатливые петли - ватник новый, петли не поддаются, но хорошо, что застежка правая и асимметричная - и, наконец, избавляюсь от своего спасителя.
Теперь легче, выползаю на лед, пытаюсь отдышаться, сердце редко, но сильно бьется в горле, сознание четкое. Не дать себе расслабиться!
Всё тело сотрясает дрожь, мокрый свитер и ватные штаны моментально примерзают ко льду. Ползу не дыша. Берег. Лицом в снег, отдышаться. Странно: из воды, а хочется пить. Ельник, сугробы по пояс. В километре деревня Ичково, в которую я и шла с зарплатой рабочим. Она в ватных штанах, в кармане на застежке. Надежно.Не потеряна.
Прошла я этот километр так, в носках и в мокрой одежде, окутанная паром: стоял сильный мороз, сосны трещали. Бабки увидели издалека - там луг заливной - втащили меня в крайнюю избу, в баню, еще горячую, растерли, охая и ахая: ой, девка, бядовая... Подтопили баню, напустили пару, отхлестали вениками можжевеловыми (ну-ка, попробуйте!), прямо на полке в жаркой уже бане одели в солдатское белье времен войны с молочными пуговицами и завязочками на кальсонах ("от деда осталось. Царствие небесное..."), укутали пуховыми шалями, напоили какими-то травами и настойками, потом накрыли вонючими овчинами, и я улетела.
Проспала полсуток. Ни соплей, ни простуд, как огурец.
До смерти было жаль валенки - новые, светло-серые, уютные. Но больше всего - ватник.
Настоящий друг.


Рецензии
Лидочка! Как я тебя понимаю! 40 лет в строительстве провёл. Фуфайка незаменима даже летом, пообедал на травке, лёг на неё и можно подремать, пока обед не кончится... Роберт.

Роман Рассветов   19.09.2017 14:44     Заявить о нарушении
Кто не носил - тот не поймет.

Лидия Нилова   20.09.2017 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.