Одиночка в горах - самоубийца?

Одиночка в горах – самоубийца?

                Из раздела «Спасатели-общественники».

    Моя группа идёт на голец, в поиск. Погода не балует: пасмурно, морозно, дует приличный ветерок.  Метели нет, но как там наверху и что будет в дальнейшем – неизвестно. В такую погоду в обычном турпоходе я бы на восхождение не пошёл. Сейчас  выбора – идти или не идти – нет, задача получена ещё до выезда, надо её выполнять.
    Идём по тропе, осматривая и места, где возможно от неё уклониться. Прочёсывание отнимает много времени – на часовой подъём затрачиваем три часа. 
    По мере подъёма ветер усиливается. С каждой минутой он свирепеет, гонит позёмку из ледяных кристаллов, вырванных из плотного наста, толкает в спину. Хорошо, что дует с запада – восточный уже прекратил бы наше восхождение, против секущих лицо колючек долго не выдержать.

    На вершинном плато ветер буквально валит с ног. Ребята достают и пристёгивают кошки – теперь им можно идти уверенней, не опасаясь заскользить.
У меня кошек нет, – я не готовился к этому поиску.
    Дело в том, что я возглавил группу поиска в Североуральске, после завершения похода со школьниками. Школяры под надзором второго руководителя укатили домой, я примкнул к спасателям.
    В группе нас трое; двое, приехавшие специально на поиск, имеют всё горное снаряжение, я не имею хотя бы минимума.   Я вернулся из похода, в который, борясь за весовые характеристики, «лишнего»  не берут. Сейчас наверху на шквальном ветре приходится об этом пожалеть.
   
    Решаем передвигаться в связке, так-как видимость плохая, можно и потерять друг друга, да и ветер  порой сбивает, кувыркает по насту. Я обвязался концом основной, на другом конце Игорь, в середине за изолирующий узел пристегнулся Василий. Несколько раз я пытался улететь от ребят, но верёвка сдерживала.
    По плато мимо главной вершины прошли нормально, радуясь, что ветер в спину, а не боковой, иначе он прижимал бы нас к обрыву цирка.
    Выходим на восточный склон. Ветер, вырвавшись из кулуара цирка здесь вообще свирепствует. 
Стараемся держаться кучно, но несколько раз меня сбивает с ног и кувыркает вниз на всю длину верёвки, а ребята зарубаются, чтобы я их не сдёрнул  за собой.
    В одном месте я едва не  влетаю в камни, и тогда мою часть верёвки укорачиваем метров до четырёх-пяти. Теперь упав я не успеваю разогнаться по склону так, чтобы их сдёрнуть. Вот так и топаем до начала лесной зоны. Какой уж тут поиск?

    Поиск не получился: мы не бродили вправо-влево по склону, спускались по прямой, больше заботясь о своей безопасности. Так мы и прошли мимо места, где впоследствии была найден труп замёрзшей.
    Была эта турист-одиночка из Челябинска. Любила девица бродить одна. Местные спасатели давно на неё махнули рукой. Когда она пропала в очередном походе и забеспокоились её родственники, то КСС всё же пришлось организовать поиск. Подключили и свердловчан, так как пропала она в наших горах, все вершины Южного Урала она уже облазила.
    Я уже не помню, кто она и откуда, но фамилия врезалась – Алилуева. Видимо запомнил потому, что сразу всплывала в памяти фамилия жены Сталина.
 
    Только через пару недель замёрзшую нашла другая группа поисковиков. Прочёсывали склоны которые должна была проверить моя группа. Хорошо, что мы в отчёте признались, что склон нами полностью не осмотрен. В противном случае остались бы от неё только косточки и считалась бы без вести пропавшей.
    Нашли её в нескольких метрах от нашего пути за выступающим из снега камнем, – видимо пряталась за ним от ветра чтобы справить малую нужду. Так и нашли её со спущенными брюками. Скорее всего прихватила резкая боль в пояснице и встать не смогла.
    Подобный случай уже был в практике свердловских спасателей: боль в пояснице скрючила парня, когда он присел на корточки разжечь костерок. Так и нашли его с коробком спичек в руках. Нашли случайно, уже весной, на полпути к горе Котёл, куда он шёл ночью, догоняя товарищей.

    Путешествующие одиночки – это самоубийцы.  Я не имею в виду геологов, геодезистов и других представителей подобных профессий. У них это – работа.


Рецензии
Приглашаю Вас принять участие в сборнике о Добре.
http://www.tvoyakniga.ru/content/proects/48/ С уважением, Наталья

Наталья Евстигнеева 2   28.03.2017 12:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья. Но у меня только мемуары и репортажи о спортивных путешествиях. Тем более, всё это уже покрылось пылью лет.
С уважением,

Анатолий Емельяшин   28.03.2017 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.