Было ли в оккупированной нацистами Виннице гетто?

29 сентября 2016 г. Зорий Файн опубликовал на сайте «Історія Вінниці» копию Оповещения из газеты «Вінницькі вісті» от 4-го декабря 1941-го года (см. коллаж). Сделано это было с целью обратить внимание на открывшуюся 23.09.2016 в помещении Винницкого областного краеведческого музея выставку «Холокост глазами документов», приуроченную к 75-летию трагедии в Бабьем Яру г. Киева.

Как видно, на газетной странице оповещается о том, что «с 5-го декабря еврейское население г. Винницы будет размещено в изолированной (закрытой) части города (гетто).» Следовательно, Зорий Файн этой иллюстрацией как бы подтвердил факт организации и существования в оккупированной нацистами Виннице гетто: никаких комментариев к этому «Оповещению городского Коменданта полиции безопасности от 03.12.1941» дано не было.

Сайт «Історія Вінниці» информирует об известном специалистам и интересующимся историей города, сообщает о выявленных в недавнее время, ранее не ведомых документах и фотографиях, разъясняет, отвечает на вопросы участников, то есть, занимается весьма полезной просветительской деятельностью. Почему же в этот раз ни публикатор Зорий Файн, ни знатоки истории города не обратили внимание на особенности этого Оповещения? — мне не понятно. Дело в том, что представленное Оповещение «повисло в воздухе», то есть, не имело предполагаемых, судя по тексту, последствий.

ГЕТТО в Виннице, по основным имеющимся данным, создано НЕ БЫЛО.
Или всё же - БЫЛО?
А если существовало, то - где именно и как долго?
Попробуем в этом разобраться.

Начнём с определения понятия «гетто». Заглянем в русскоязычную ВикипедиЮ:
«Ге'тто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам (первоначально евреи)… В период Второй мировой войны словом «гетто» стали называть жилые зоны оккупированных территорий фашистской Германии, которые были созданы в целях уничтожения еврейского населения. Эта изоляция была частью политики так называемого "окончательного решения еврейского вопроса".»
 
Обращаю ваше внимание на важный признак: «жилые зоны». Гетто, добавлю к этому, всегда герметически ограждалось и охранялось вооружёнными захватчиками. Иначе терялся бы главный смысл организации гетто: иметь возможность в любой момент начать транспортировку всех обитателей гетто в лагеря уничтожения. Временный выход из гетто происходил только организованным путём и опять же под строгой охраной: для перемещения трудоспособных, по мнению немцев, жителей гетто к месту принудительных работ (и обратно). Рабочие участки существовали также и в самих гетто. И, наконец, ещё одна важная особенность гетто: вход туда «посторонним», то есть, например, не-евреям даже из местного населения строго запрещался.

Довольно часто евреев для принудительного труда сгоняли в так называемые  р а б о ч и е      л а г е р я  различного профиля (по роду деятельности). Но там находились только сами работающие (без семьи). Об адских условиях принудительного труда евреев существует весьма обстоятельное исследование Семёна Швейбиша «Принудительный труд евреев во время Шоа (Холокоста) на Украине (1941-1944)»  ( http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer5/Shvejbish1.php ).

Гетто находились под гражданским управлением (полиции SS), то есть, Райхскомиссариата Украины, а не - боевых соединений. Городские управы (так называемое, местное самоуправление) к гетто не имели никакого отношения, да и иметь не могли: у них не было для этого ни средств, ни организационных структур.

Образование гетто было для нацистов вынужденной мерой. С одной стороны, количества палачей, участвующих в расстрелах евреев (служащих айнзац-групп, или -команд, пр.) не хватало, чтобы до наступления зимы завершить эту адскую операцию на всей оккупированной территории - в Прибалтике, Белоруссии и Украине. С другой, захватчикам необходимы были, хотя бы на какое-то ограниченное время, евреи в качестве рабочей силы. И тогда, когда нацисты это поняли, они начали создавать, нередко в спешном порядке, гетто, сгоняя и запирая в ограждённые и охраняемые участки городов еврейское население. Некоторые гетто просуществовали всего несколько недель или месяцев, другие — значительно дольше.

Вот что сказано в Предписании (от 3-го сентября 1941 г.) командующего тыловым районом сухопутных войск Север о создании гетто:
«Согласно приказу Главного командования сухопутными войсками, в больших населённых пунктах со значительным содержанием еврейского населения могут создаваться гетто, если для связанных с этим работ имеется достаточно времени и персонала. В качестве первоочередной задачи образование гетто ни при каких обстоятельствах рассматриваться не должно.» (Zentr. Staatsarchiv Potsdam, Fall 12, Bd. 181, Bl. 42. - Dok. NOKW - 2204).

Население оккупированных городов не вдавалось в тонкости определения понятия «гетто», поэтому и места', где скученно существовали еврейские женщины, дети, старики, инвалиды, больные, и также упомянутые рабочие лагеря называли тем же словом — гетто.  Правда, рабочие лагеря кое-где именовали «гетто жизни», а истинные гетто — «гетто мёртвых». Бывало, что гетто просто разделяли на две соответствующие части (Leni Yahil – Die Shoa: Ueberlebenskampf und Vernichtung der europaeischen Juden - Muenchen: Lichterhand 1998; перевод с американского.). Такое гетто существовало, к примеру, около года во Владимире-Волынском, где нацисты уничтожили 13 500 из 15 000 евреев города, а всего (с учётом евреев, прибывших из Польши) — около 25 тысяч человек.

Райхскомиссариатом Украины приказ о создании гетто был издан 28-го августа 1941 г. В гетто евреев либо сгоняли силой, либо различным путём заманивали туда (нередко - как бы для защиты от погромов, инициированных с этой целью самими немцами).
 
В Памятной записке (от 20-го августа 1941-го года) 454-го дивизиона безопасности о срочных заданиях местных командиров при захвате советских территорий (командующий дивизионом — генерал-лейтенант Rudolf Krantz, 1874 -1941) сказано, в частности, следующее:

«… 5) Обозначение евреев (белая повязка с голубой Звездой Давида на правом плече). Еврей есть или таковым считается: 1. кто произошёл минимум от трёх еврейской расы дедушек (бабушек); 2. кто произошёл от двух еврейских дедушек (бабушек) и признаёт себя иудеем…
6) Введение именных списков, особенно касающихся евреев...»

Что касается пункта 5), то он пригоден был для Германии, где издавна велись и ведутся до сих пор так называемые Семейные книги, по которым можно определить не только родителей, но и прародителей, причём на несколько поколений назад. В СССР немцам в выявлении евреев невольно помог Сталин.
В 1932 году, по постановлению «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов», в единственном документе, удостоверяющем личность граждан, впервые появилась графа «национальность». Граждане СССР в возрасте от шестнадцати лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны были иметь паспорта. Колхозники, а их в ту пору было 50 миллионов, паспорта не получали.

Это было сделано, с одной стороны, для закрепления места жительства сельского населения, с другой — для «очистки» городов от «лишних элементов», а потом — и для борьбы с лицами «подозрительной» национальности (немцами, поляками, финнами, пр.). Появились целые «неблагонадёжные» народы.

В 1938 году НКВД разослал секретный циркуляр во все отделы записи актов гражданского состояния (загсы). В документе, в частности, говорилось: «Если родители - немцы, поляки и т. д., вне зависимости от их места рождения, давности проживания в СССР или перемены подданства, нельзя записывать регистрирующегося русским, белорусом и т. д. ... графа о национальности не заполняется до предоставления заявителями документальных доказательств».

Очень многие евреи после Октябрьского переворота 1917-го года сменили свои фамилии (нередко, неблагозвучные, чтобы не сказать хуже, навязанные им в Царской России) на более приемлемые. Но о смене национальности, после отмены всех ограничений для евреев, никто не думал. Вот и расплатились евреи за отметку в паспорте национальности: сначала, в период оккупации, жизнями, а потом — в послевоенные четыре десятилетия государственного антисемитизма — притеснениями и ограничениями, более жёсткими, чем были при царизме (например, закрытие синагог, еврейских учебных заведений, ниже установленного до 1917-го года допустимый процент при поступлении в вузы, пр.).

                ***

А теперь — конкретные факты, касающиеся Винницы в годы оккупации её вермахтом. Здесь — много не согласующихся друг с другом сведений, которые привести к общему знаменателю не так-то просто. Начнём опять же с Википедии, теперь - её немецкого издания.

В статье о Виннице (https://de.wikipedia.org/wiki/Winnyzja) сообщается, что в апреле 1942 г. из собранных на стадионе евреев [вероятнее всего, имелось в виду — перед вторым массовым расстрелом — Н. К.] были отобраны ремесленники, которым разрешили возвратиться в небольшой концентрационный лагерь, расположенный рядом с их мастерскими. [Такой лагерь мог, по логике вещей, находиться в районе Старой Иерусалимки (около городской электростанции) — Н. К.].

Далее уточняется, что в Виннице было три лагеря. Было гетто для еврейского гражданского населения, существование которого ограничивалось периодом от июля до сентября 1941-го года [в сентябре был проведен первый массовый расстрел евреев — Н. К.]. В гетто было приблизительно 7 000 жителей, из которых минимум 2 000 были расстреляны.
 
Определять описанную концентрацию еврейского населения, существовавшую, в принципе, и до оккупации, как гетто, на мой взгляд, допустимо лишь с большой натяжкой. Наконец, упоминавшийся Приказ Райхскомиссариата Украины датирован концом августа 1941-го года,  Оповещение о  н а м е ч а ю щ е м с я  создании гетто появилось ещё позднее (в декабре 1941-го года). А предполагаемое гетто как бы существовало  д о  т о г о (в июле-сентябре 1941 г.).

Второй лагерь был создан для евреев-мужчин, собранных для принудительных работ на строительстве железнодорожных путей. Этот лагерь существовал с декабря 1941-го по апрель 1944-го года и управлялся отрядами охраны (SS). Когда в рабочих этого лагеря нужды уже не было, их расстреляли. Этот лагерь, по моим представлениям, находился на Замостье, на территории 1-го военного городка.

Ф. А. Винокурова пишет об этом весьма подробно: « Были созданы лагеря принудительного труда, именуемые в обиходе еврейскими рабочими лагерями, носившие, как и остальные лагеря и гетто в немецкой зоне оккупации, «трамплинный» характер. Здесь еврею сохраняли жизнь до тех пор, пока нуждались в выполняемой им работе или пока не находили замену из специалистов-евреев. Подобные лагеря были в 1 военном городке (по Красноармейской), на мебельных (по ул. Киевской, 2; Фрунзе, 22; Островского, 43; Кузнечной, 11) и швейной (по проспекту Коцюбинского) фабриках, на плодоконсервном (по ул. Энгельса) заводе. Евреи-специалисты, рабочие были заняты также на лесопильных заводах, размещавшихся по ул. Симона Петлюры, 22 (в советское время Краснознаменная, теперь Острожского), Некрасова, 65 и Немецкой (Фрунзе), 6; в мастерских по изготовлению и ремонту повозок и бондарной по улице Фастовской (Островского), №№43 и 1. Евреи работали на гидроэлектростанции, на мясокомбинате. А линотипистов, верстальщиков и других специалистов в центральную типографию приводили из тюрьмы.» (Евреи Винницы в период нацистской оккупации 1941-1944 гг.  Матеріали науково-практичної конференції “Євреї України: історія і сучасність”. Збірник наукових праць — Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2009. - сс. 401- 414 — интернетовский адрес статьи дан ниже.).

На одном из немецких сайтов ( Reinhard Tenhumberg - сайт, к сожалению, Проза.ру не пропечатывает ) сказано, что заключённые в лагерь работали на фирмы Bunz, Mehlmach, Pack и Senk (входили в OT - Organisation Todt, парамилитаристический строительный концерн): конкретнее, на строительстве железнодорожных путей к Ставке фюрера, а также строений и бункера в ней. Когда строительство было завершено, 20 000 участвовавших в нём украинцев были отправлены на работы в Германию, евреев же решено было уничтожить. Командиры полицейских служб SD и SS (служб безопасности и охраны) на одном из совещаний 14 июля 1942 г. возражали против этого, так как в самой Виннице была острая необходимость в рабочей силе. Их доводы отсрочили гибель евреев-мужчин — и они были возвращены в лагерь. Никто из них, однако, не выжил: либо умерли в лагере, либо были расстреляны.

Третий лагерь — лагерь военнопленных (Stalag 329 – Stammlager, основной, в смысле — крупный лагерь) существовал со 2-го октября 1941-го по сентябрь 1943 г. Там находилось до 19 373 пленённых советских военнослужащих. Местоположение лагеря — тот же 1-й военный городок, заложенный на Замостье ещё в царские времена.

Итак, вроде бы, веских оснований для утверждения о существовании в оккупированной Виннице гетто нет. Тем не менее, Еврейская электронная энциклопедия (ЕЭЭ) информирует: «...В городе был создан юденрат. Еврейское население было заключено в гетто.»  (http://www.eleven.co.il/article/10929). Эта версия слово в слово перепечатывается в статье: «Винница (еврейская община)» (Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам).

А дальше ЕЭЭ сообщает следующее: «28 июля 1941 г. в городе были расстреляны 146 евреев. В августе расстрелы возобновились. 22 сентября 1941 г. большинство заключенных винницкого гетто были уничтожены (около 28 000 евреев). Были оставлены в живых ремесленники, рабочие и техники, труд которых был необходим германским оккупационным властям. Вопрос об использовании еврейских специалистов обсуждался на специальном заседании в Виннице в начале 1942 г. Участники совещания отмечали, что в городе находится пять тысяч евреев, в их руках «все промыслы... они работают также во всех имеющих жизненное значение предприятиях». Начальник полиции города заявил, что наличие евреев в городе его очень беспокоит, «так как строящееся здесь сооружение [ставка А. Гитлера] находится в опасности благодаря присутствию здесь евреев». 16 апреля 1942 г. почти все евреи были расстреляны (оставлены в живых только 150 евреев-специалистов). Последние 150 евреев были расстреляны 25 августа 1942 г.» (http://www.eleven.co.il/article/10929).

Не знаю даже, как подступиться к цитированному выше. Сначала сообщу, что в следующей моей статье будут анализироваться сообщения о количестве расстрелянных винничан-евреев (или — не только винничан?), о датах массовых расстрелов. Сейчас же идёт речь о гетто, в котором находилось, если судить по данным, приводимым ЕЭЭ, более 28 000 человек. Евреев-винничан в таком количестве к моменту захвата города вермахтом не было (об этом подробнее - ниже). Значит, откуда-то в Винницу должны были в течение примерно двух месяцев доставить (пригнать) многие тысячи евреев из других мест, где-то их разместить (пусть даже под открытым небом), пр. А в Виннице как-то до сих пор об этом никто не знает… То есть, совершенно ясно, что эта версия не соответствует действительности.

Поразмыслим трезво. Немецкие войска вошли в город. Солдаты вермахта, предположим, были расквартированы в казармах, которых в Виннице ещё с царских времён было немало. Да в советский период дополнительно понастроили, особенно перед описываемой войной: в Виннице - бывшем (до "присоединения в 1939 г. к СССР Западной Украины") приграничном районе было сконцентрировано много войск.

Но офицерскому составу необходимо было предоставить иное, не казарменное жильё. И начальству из фельдкомендатуры, из полиции, пр. - тоже. А куда деть различные службы, связанные с переместившимся в Винницу Главным управлением сухопутными войсками вермахта?

Не следует предполагать, что захватчиков для заселения «поджидали» многие сотни квартир, в спешке покинутых эвакуировавшимися. Нет, эти квартиры молниеносно самовольно заселили оставшиеся в городе их прежние соседи, улучшившие - безо всяких на то ордеров - свои жилищные условия. И мебель им приобретать не надо было. И постельные принадлежности — тоже. И кухонную утварь, и ещё многое, что оставалось в брошенных квартирах. Люди в Виннице жили скученно, в коммуналках, в подвальных помещениях, на чердаках. Население города в советские годы возросло почти вдвое, а жилищное строительство, можно сказать, ограничивалось домами для партийно-советского, энкаведистского, военного начальства (в центре города) и бараками для всех прочих (на Замостье). Да и возводились новые здания очень медленно. Например, дом для работников суперфосфатного завода (напротив рынка и кинотеатра на Замостье) - по тогдашним меркам, огромный и благоустроенный - за немало лет так и не довели до кондиции — пришлось немцам во время оккупации  проводить водяное отопление, пр.

Несколько посвободнее с жильём на какой-то срок стало после первого расстрела евреев: и их квартиры были тут же заселены. И опять же ничего приобретать не надо было: евреям совсем немного разрешалось взять с собой при «переселении в гетто». Въехал после этой акции айнзацкоманды в домик на Пушкинской улице, №3 доктор В. Я. Куликов, как-то забывший рассказать о том, в силу каких обстоятельств сие жильё освободилось. И за какие заслуги ему досталось. Не забыл упомянуть только об аварийном состоянии дома, в котором проживал ранее (его объяснение смены жилья). И который был заселён — по моей памяти — ещё какое-то время (несколько лет) после войны. (Недаром говорят, что полуправда хуже лжи.)

Я немного отвлёкся от темы. Просто читая реплики, касающиеся оккупации, удивляюсь той до максимума упрощённой, можно сказать, одноцветной картине, которая представляется почти всем ныне живущим и комментирующим события оккупационного времени. В эти три года преобладали в городе, тут нет предмета спора, цвета' нацистского флага: цвет крови — красный и цвет скорби — чёрный. Но были и, чаще — кратковременные, вспышки радости, зависти, разочарования, надежды, любви, предательства, самопожертвования, геройства и многого иного, окрашивавшие жизнь в иные цвета', гамма которых в какие-то моменты почти не отличалась от таковой в мирное время. Вспомним, что это «мирное время» было отмечено так называемой «классовой борьбой», «раскулачиванием», принудительной коллективизацией, Голодомором, «Большим террором»… Народ попал - в буквальном смысле этого выражения - из огня да в полымя.

Так вот, разумеется, всех жильцов района от Каличи до Пироговки и прилегающих к ним улиц, где располагались структуры военного командования, выселили. Проживавших там евреев - не исключено - на Иерусалимку. В то самое, будто бы, гетто. Но, как пишет В. Я. Куликов в книге «Оккупация Винницы (18.07.1941 — 20.03.1944). Свидетельства очевидца. Публикация Е. Г. Педаченко. Киев, 2012», его сосед М. А. Абрамович с женой 19 сентября 1941-го года отправились на сборный пункт (на погибель) из дома по Ленина, 51, где Абрамовичи проживали более двух десятилетий. Дом стоял там, где сейчас находятся лёгкие конструкции (наискосок напротив гостиницы «Савой»). В этой части города уж точно гетто не было!

О существовании гетто на военном городке упоминается также в «Энциклопедии Холокоста» (Encyclopedia of the Holocaust. Macmillan Publishing Company N-Y, 1990, s. 1575.), хотя, как указывалось выше, там был рабочий лагерь. В этой энциклопедии - правда, без ссылки на источник - указывается цифра эвакуировавшихся евреев — 17 500. Количество оставшихся, по данным этой же энциклопедии — 7 500. Итого — 25 000. Всего было в Виннице перед войной, по данным Ф. А. Винокуровой (ссылка — ниже) 33 150 лиц еврейской национальности (по переписи 1939-го года; летом 1941-го года — на несколько тысяч больше из-за переселения евреев из присоединённой Западной Украины). Следовательно, можно предполагать, что в армию из Винницы ушли восемь-десять тысяч евреев.

Из оставшихся 7 500 - я цитирую дальше эту энциклопедию - около 5 000 квалифицированных рабочих и специалистов направили в конце сентября 1941 г. в гетто (на военном городке), остальных убили. Опять — сомнительные данные: две трети — квалифицированные рабочие и специалисты и - так получается - только одна треть — женщины, старики, больные, инвалиды, дети? Маловероятно. По И. Финкельштейну (ссылка — ниже), в начале 1942 г. , «как свидетельствуют статистические данные Винницкой городской управы, в городе проживало 5505 евреев, из них мужчин - 1352 человека, женщин - 2741 человек, детей - 1412 человек». Соотношение мужчин (все ли из них были работоспособными специалистами?)  и женщин с детьми здесь приблизительно один к четырём, а не два к одному, как указывает энциклопедия. Не следует забывать, что в армию мобилизовали в основном мужчин, женщин — несравнимо меньше.

Иосиф Финкельштейн, который, как и Ф. А. Винокурова, принадлежит к первым (постсоветским) исследователям трагической судьбы евреев оккупированной Винницы, пишет следующее: «Даже находясь на территории гетто, его обитатель не был гарантирован от побоев, издевательств, убийства. Вот некоторые факты из жизни Винницкого гетто. Соломон Хазинс проходил мимо электростанции. Ему навстречу шла группа эсэсовцев. Они, потехи ради, схватили Хазинса за руки и ноги, раскачали и бросили в топку, где он сгорел.»  ( http://www.jewish.ru/history/press/2010/05/news994285740.php ).
 
Что можно заключить из этой цитаты? Первое: гетто было. Второе: именно - на Старой Иерусалимке («Даже находясь на ТЕРРИТОРИИ ГЕТТО … проходил мимо ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ...»). Но когда читаешь далее, когда знаешь, где (не на улице же!) и какие были эти топки — возникает сомнение (я на винницкой электростанции в послевоенные годы бывал). И не упрекайте меня в том, что я посягаю на святое. И не указывайте мне на то, что И. Финкельштейн многое (ранее неизвестное) о времени оккупации изучил и обнародовал. Всё это так, но на первом месте должна стоять неоспоримая правдивость всех приводимых фактов и утверждений. Для образных описаний, метафор и прочего в этом роде существует художественная литература, особенно — поэзия.

Ф. А. Винокурова в статье «Евреи Винницы в период нацистской оккупации  1941-1944 гг.»    (  http://www.netzulim.org/R/Research/Vinokurova_Evrei_Vinnitsy_ v_period_nats_okkupatsii.pdf ) отмечает (я возвращаюсь к означенному Оповещению от 4-го декабря 1941 г.), что  «В действительности людей собрали, чтобы произвести их регистрацию. Гетто в Виннице создавать не собирались, евреев учли в предвидении весенней массовой акции уничтожения. А район Иерусалимки, издавна заселенный евреями, люди стали между собой называть "гетто".» Тут с Ф. А. Винокуровой можно в основном согласиться. Не исключается, что именно так и появился миф о наличии в оккупированной Виннице еврейского гетто. И его повторяют из издания в издание, не вдаваясь в подробности.
 
Лишь замечание о том, что евреев переписывали «в предвидении весенней массовой акции уничтожения», представляется мне не совсем точным. Скорее всего, лучше было бы: «в предвидении будущей акции уничтожения», так как — весной или позже — никто не знал. Планы варваров постоянно — по различным причинам — менялись: об этом можно судить по хаотической передислокации айнзацгрупп.

[Айнзацкоманды постоянно перемещались. Например, та, что была под номером 4b, вступила 30-го июня 1941 г. во Львов, затем через Тернополь и Проскуров достигла Винницы, где располагалась во вторую половину июля. В августе она появилась в Кировограде, в начале сентября — в Кременчуге и в конце того же месяца — в Полтаве. В начале декабря команда 4b достигла Краматорска, в марте 1942 г. - Горловки. Наступление немцев  летом 1942 г. позволило команде добраться до Ростова-на-Дону, после чего — отступление на Запад вместе с Южным фронтом - G. Robel (стр. 517) в книге «Dimension des Voelkermords. Die Zahl der juedischen Opfer des Nationalsozialismus, hg. v. Wolfgang Benz, R. Oldenbourg Verlag Muenchen 1991.]

Приведу ещё один пример заимствования непроверенных данных. В упоминавшемся выше немецком сайте (сайт Райнхарда Тенхумберга - жителя Дюссельдорфа посвящен исключительно преступлениям нацистского вермахта) указывается, что с июля по сентябрь 1941 г. в Виннице существовало гетто ( Reinhard Tenhumberg ). В гетто находилось 7 500 человек, из которых минимум 2 000 были убиты. Судя по тексту, можно предположить, что Reinhard Tenhumberg, с которым я имел переписку, почерпнул эти сведения из ВикипедиИ либо является (со)автором статьи там; не исключено также, что оба эти утверждения имеют общий источник. Но тогда — какой? И тут, как и во многих других сообщениях, касающихся оккупированной Винницы, до ПЕРВОисточников добраться оказалось практически невозможно. Неужели все эти сведения получены из чьих-то воспоминаний или сотворены «на глазок»? Во всяком случае, Р. Тенхумберг ушёл от ответа на мой вопрос о  д о к у м е н т а л ь н о й ссылке (Haben Sie eine Kopie des Dokumentes, welches die Existenz des Ghettos in Winniza bestаеtigen kann? Обладаете ли Вы каким-либо документом, подтверждающим существование в Виннице гетто?).

Там же, у Р. Тенхумберга приводится краткая выписка из показаний Бориса Забарко (Zabarko Boris) : «Они расстреливали евреев в их домах, бросали их в колодцы, замуровывали их в угольных складах, загоняли в свинарники и сараи, где сжигали их живьём.» Это — правда, но к доказательству существования винницкого гетто никакого отношения не имеет.

Последнее, чем я располагаю — книгой, обложка которой представлена в коллаже. Ни в тексте этой «Энциклопедии гетто», ни на имеющихся в ней картах, копии которых также включены мною в коллаж, гетто в Виннице не значится (Enzyklopaedie der Ghettos waehrend des Holocaust. Wallstein Verlag, Goettingen 2014).

Заключение: мне не удалось найти убедительных доказательств существования в оккупированной немцами Виннице гетто, хотя об этом и сообщается в самых различных изданиях. Возможно, кто-либо может что-то по этой теме дополнить...


Рецензии