Герои не забыты. Ковалев Н. А

               


                Среди военных летчиков Великой Отечественной войны было много героев, награжденных полководческим орденом Александра Невского. Как правило, это были командиры полков, командиры эскадрилей, лидеры и ведущие групп, возглавлявшие группы самолетов и планирующие ведение боя с таким условием, чтобы нанести противнику максимальные потери и не допустить своих. Хотя и нередки были случаи награждения орденом Александра Невского и рядовых летчиков. В истребительной авиации этим орденом награждали, как правило, за воздушные бои и количество сбитых вражеских самолетов, прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, осуществляющих бомбардировку вражеских наземных войск и техники без потерь. В штурмовой и бомбардировочной авиации условия награждения орденом отличались, так как задачи у всех были разные. Каждый боевой вылет на штурмовку вражеских позиций на территории врага был опасен и рискован. И если летчика сбивали, то шансов спастись у него было немного.
        Немецкая противовоздушная оборона была совершенствована звукометрическими установками и оптическими приборами. Кроме того, даже на заключительном этапе войны немецкие истребители Люфтваффе всеми силами старались не дать советским штурмовикам дойти до цели и прикрывали свои войска с воздуха. Любыми способами и уловками они старались приблизиться к нашим самолетам и сбить их с короткой дистанции. Поэтому потери были большие на протяжении всей войны. Летчики-штурмовики должны были не просто отбомбиться по войскам противника, но и тщательно изучить еще до вылета карту и район боевых действий, отработать слаженность экипажей и пар, рассчитать очередность и время, чтобы ударить внезапно и точно. При заходе на цель нужно было в строгой последовательности, прикрывая друг друга от вражеских истребителей, штурмовать и уничтожать с воздуха войска и технику врага. Но и этого было мало. Нужно было применять противозенитные маневры, выделять из своего состава специальные группы штурмовиков для отвлечения и уничтожения вражеских зенитных батарей. Каждый боевой вылет включал в себя целый комплекс различных факторов, которые надо было учесть, чтобы решить боевую задачу и сохранить летчиков и материальную часть. Поэтому и награждали офицерским орденом командиров и летчиков за грамотную разработку боевой задачи, правильное планирование и распределение штурмовиков и истребителей прикрытия.
        Летчиков, дважды награжденных полководческим орденом Александра Невского, было немного. И дело не в том, что их вообще было мало. Особо геройских, как правило, представляли к Золотым Звездам и награждали другими орденами. Урон врагу они наносили существенный и были настоящими героями. Но и потери среди них были немалые. Многим советским летчикам и отчаянным асам не довелось дожить до победы. Они погибали или попадали в плен, откуда далеко не каждому было суждено вернуться. Но именно штурмовики и бомбардировщики несли серьезные потери в любой период войны. Не многим повезло выжить в жестоких и смертельно опасных боях на полях сражений. Одним из таких боевых летчиков штурмовой авиации был Ковалев Николай Алексеевич.
        Николай Алексеевич родился в 1921 году в городе Нижнеудинске Иркутской области. С детства он мечтал стать летчиком и после начала Великой Отечественной войны его мечта осуществилась. В военкомате его направили в учебную эскадрилью ГВФ, а затем в Чебоксарскую летную школу.
        В составе шестерки самолетов ИЛ-2 Ковалев участвовал в штурмовке вражеских войск в Белорусской и Минской наступательных операциях. На бреющем полете он уничтожал артиллерийские и минометные батареи, скопления вражеской пехоты и техники. В небе он чувствовал себя лучше, чем на земле. Он отважно пикировал и уходил от огня зениток с земли и от атак истребителей противника. При любых обстоятельствах всегда мгновенно оценивал обстановку и всегда находил правильное решение. Всегда старался выполнить боевую задачу командования на «отлично». За мужество и бесстрашие он был награжден первым боевым орденом - орденом Отечественной войны 2-й степени.
        С октября 1944 года лейтенант Ковалев стал ведущим группы штурмовиков. В Прибалтийской и Восточно-Прусской операциях летчики грозных ИЛов штурмовали немецкие позиции и уничтожали вражеские колонны техники и живой силы противника в Польше и Восточной Пруссии. Громили с воздуха бетонные форты Кенигсберга и неприступные долговременные огневые точки крепости в ходе Кенигсберской и Земландской наступательных операциях.
        Строки из наградного листа на летчика-штурмовика 956-го ШАП старшего лейтенанта Ковалева: "Смелый, способный, грамотный летчик. Беспощадно уничтожает пушечным огнем живую силу и технику врага, применяя сложные маневры. Никогда не терял ориентировку и всегда выполнял боевые задачи. В каждом задании проявляет находчивость и инициативу. Всегда стремиться нанести врагу удар там, где он меньше всего ожидает. Мастер сложных маневров и любитель летать в непогоду. Хорошо ориентируется в сложных метеоусловиях. Лично уничтожил большое количество вражеских танков и самоходных пушек, бронетранспортеров и автомашин".
        За мужество и отвагу Николай Алексеевич был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны и медалями.


Рецензии
Я читал как-то рассказ о том, как одному летчику-стрелку дали орден Красного Знамени за находчивость. Первые штурмовики "черная смерть", поступили на фронт без пулеметов для хвостового стрелка. Находчивый воин срубил толстую палку, выкрасил ее в черный цвет. Выставил ее через стекло кабины назад.По его примеру все звено штурмовиков сделало тоже самое. Немцы летели бомбить переправу.Увидев новые самолеты с "пушкой" в хвосте, побросали бомбы куда попало и драпанули. Истребители, прикрывавшие их даже близко не подлетели...

Сергей Лукич Гусев   24.12.2019 03:03     Заявить о нарушении
Вы имеете в виду, Сергей Лукич, одноместные ИЛы? По-моему, в мемуарах А.Покрышкина рассказывалось о подобном случае на Южном фронте. Думаю, что орден летчик получил заслуженно. С уважением,

Алексей Шелемин   24.12.2019 06:39   Заявить о нарушении
Наверное, это были мемуары Покрышкина...А может быть, еще каких-то летчиков. Перечитал за всю жизнь уйму книг.

Сергей Лукич Гусев   24.12.2019 13:34   Заявить о нарушении