Рассуждения о Церкви и Вере 2-я часть

Если попытаться разобраться с духовным наследием в нашей стране после развала СССР, то можно констатировать его полную ущербность. Отсюда и мощный порыв изголодавшегося по этому аспекту жизнедеятельности народа в своем приобщении к Вере и Церкви в т. н. «девяностые» и «нулевые». Но вот первая волна активности начала утрачивать свою силу и сегодня наступил некий момент затишья. С точки зрения методологии здесь, кстати, все понятно. Это очень характерно отражается на каждом отдельно взятом прихожанине православной церкви, который принял решение примкнуть к ее лону в зрелом возрасте. Именно у человека со сформировавшимся мировоззрением, в отличие, например, от молодой поросли с пластичной (гибкой) душевной организацией в частном порядке наблюдаются те же, что и в масштабах нации, процессы роста и спада активности.

Автор данного эссе не умозрительно, а на собственном опыте прочувствовал все тонкости вышеозначенной проблемы. Представьте себе, например, мужчину среднего возраста (40 – 50 лет), который после нескольких бессонных ночей и осознания бестолковой жизни атеиста до этого знакового момента принял-таки решение покреститься в православном храме. И вот этот «серьезный» персонаж с пламенным сердцем и горящим взором (температурные эпитеты даны для усугубления описательной части с применением литературного метода – гиперболы) приходит к священнослужителю в ближайшую церковь на «консультацию». В самый короткий отрезок времени при общении батюшки с потенциальным «новобранцем» выясняется полное невежество последнего в вопросах духовного развития. Конечно же, будущий христианин надувает щеки, краснеет и пытается «держать марку», но что может знать рядовой атеист о Вере, если он не читал даже «Закон Божий» и Новый Завет, не говоря о более «мудреных» тематических трудах от светочей православной традиции.

После того, как священник объясняет пока еще язычнику простые и понятные правила для приобщения к лону Церкви, этот колоритный персонаж проникается еще большей горячностью к Вере. А в последующем (после крещения и воцерковления) делает немыслимое для самого себя в предшествующие периоды жизни – начинает осваивать-таки духовную литературу, поститься и даже заучивает основные молитвы, которые должен знать каждый православный христианин. Здесь, кстати, важно отметить негласное правило о силе Веры в соответствии с местом проживания. Звучит как-то так: «Как легко любить красивую женщину по понятным причинам (меньше раздражает), так и проще принять воцерковление в глухомани провинциальной, чем в мегаполисе (Москве, например), так как тут меньше соблазнов от лукавой силы».

Так вот…. Человек с крестом на шее, неким движением в области сердечной мышцы и прояснившимся умом начинает с огромным желанием исправляться и двигаться в сторону, противоположную от греховных мыслей, слов и поступков. Казалось бы, процесс пошел, но…. Так как зрелый и опытный в мирском понимании человек привык к жизни по правилу «сделал дело – держи карман шире» или в переводе на более литературный язык в современном формате «каждый труд должен оплачиваться», то и от своего духовного роста он, конечно же, ожидает немедленных духовных же дивидендов в виде восторженных эмоций и душевного комфорта. А тут вдруг обнаруживается, что после первой волны эйфории благостное сердечное расположение начинает сменяться какими-то сомнениями и тревогами в правильности выбранного пути. Человек, который уже давно приобщен к православной традиции и имеет опыт духовного развития, порадовался бы тому, что Бог попускает своему чату новое испытание - лукавую силу, - что свидетельствует только о радении о нем. Но, неокрепшая в бдениях и духовной брани душа новообращенного раба Божьего видит в данной ситуации только один негатив. Часто на этом этапе (пара-тройка месяцев, максимум полгода после Крещения) многие «сдаются» на волю своим слабостям и бросают тернистый путь к восхождению по небесной лестнице.

Здесь бы пообщаться с духовным наставником, но куда там. Человек-то зрелый и сам с усами. Вот и получается, что первое же испытание на поприще Веры многими не может быть пройдено с достоинством. А где же Церковь в этом случае? Почему она, имея огромный опыт в вопросах духовного воспитания своих чад, не совершает превентивные меры по нейтрализации подобного рода ситуаций? Конечно же, духовный рост нужен в первую очередь самому прихожанину, так как только его Вера приведет к Богу, а не Церковь со всем своим могучим потенциалом. Ведь хоть она (Церковь) и обладает огромной воспитательной силой и связью с Самим, но у нее нет власти над душами людей, а лишь возможность оказывать помощь в духовном пути верующих. Итак, каждый прихожанин должен знать, что в вопросах духовного развития он не может рассчитывать на безупречное восхождение, так как реальный рост в данной системе ценностей носит иерархический формат, который предусматривает при каждом переходе на следующий уровень некую сдачу экзаменов. Система понятная и оправданная от века. Так что брань на духовном поприще носит не разрушительный, а именно созидательный характер и только закаляет волю «бойца».

Теперь перенесем данную картину маслом, как говорят у них в Одессе, из индивидуального формата на коллективный. То есть, ситуацию со зрелым мужчиной, который только что стал христианином, адаптируем на всю страну в части касающейся православной общины. А ведь здесь все тоже самое, если не считать временные рамки (человек через полгода может оставить свою затею с Верой, а вся страна через поколение, например, или еще меньший исторический период). Знают ли об этом «генералы в сутанах»?! Естественно! Ведь они в первую очередь заинтересованы в сохранении динамики, направленной на неуклонный рост верующих. Так в чем же дело? Как можно так неэффективно управлять своей вотчиной?! Конечно же, пока еще не случилось необратимое, а потому и актуальность в активной жизненной позиции Церкви не утрачена. Проснитесь, церковнослужители! Может случиться так, что выгодная ситуация «уплывет» перед вашим носом к антагонистам, которые уж точно не будут пассивными наблюдателями.

И еще хочется сказать несколько фраз о триединой сущности аналогичных (близких к пониманию) духовных понятий: «Бог – Вера – Церковь» и «Отец – Дух Святый – Сын», а также «Любовь – Вера – Надежда». Они идентичны по своей целостной сущности и отдельным элементам последовательностей. Горизонтальные плоскости (друг над другом) позволяют выстроить и вертикальные оси, где первым ассоциативным рядом будет уже «Бог – Отец – Любовь», далее и сами справитесь, уважаемые читатели моих незамысловатых мыслей. К чему это?! Все просто, Новую Церковь построил Господь наш, Иисус Христос, дающий Надежду на Спасение. И эта Церковь просто обязана сохранить ту свою роль, что дана ей Сами, ничего не выдумывая от себя в целях достижения своих сиюминутных выгод.

А теперь уже точно последнее…. У автора этих строк нет никаких конкретных претензий личного характера к современным священнослужителям, кои и являются носителями такого важного и грандиозного понятия как Церковь. Кроме, разве что…. Уникальный публичный персонаж – Охлобыстин – может быть подвергнут презрительному осуждению. Но, этот клоун тоже сыграл свою позитивную роль, а именно в формировании трезвых оценок. Просто взгляд со стороны на общую ситуацию с Верой приводит к мысли о том, что Церковь где-то недорабатывает, где-то недосматривает, а где-то и недопонимает. Хочется видеть наше государство не только на пике патриотических чувств соотечественников, но и во всей красоте Православия, ведь эти понятия по самому определению важной мировой роли Отечества должны быть нераздельны.


Рецензии
Государство и без того подарила много миллиардов христианству, хотя на Украине две православные церковники начали открытую войну. Я там жил и помню,как священники провожали добровольцев в Донбасс. В библии есть завет не убий, но напутствовали:убивайте москалей, бейте жидов и иноверцев. Наш бог простит вам"... Все религии считают убийство грехом но убивают в Сирии мусульмане и христиан и мусульман.
И все одержимы одной мыслью создать царство, своей религии на земле. Двадцатый век, а на Кавказе было установлении рабство для неверных, всем кроме мусульман. Но правоверный мусульманин, слуг держал из мусульман. Кто то из великих учёных оказавшись в раю непременно наладил бы связь с нашим миром. Увы его нет,а В рай попадает не человек, его нетленная душа вечная странница в мёртвом космосе.

Это мы познали от космонавтов побывавших там. И небесно тверди, где был обещан рай, не обнаружено, Американские вояджеры уже покинули пределы Солнечной системы Обнаружив ещё один пояс астероидов и несколько новых Спутников. А преемница России уже потеряла всякую возможность конкурировать с Америкой в космических исследованиях. Теперь мы можем только критиковать их за безобразную внешнюю политику, вмешиваться в дела других государств.

В нашей внутренней жизни 30000 новых церквей не помогли нам выполнить обещание Ельцина, не спасли от новогодних пожаров, наводнений и от коронавируса. Служители церкви и лекари-шаманы тоже не ждут, а делают прививки от Ковида.
Удачи Вам.

Владимир Малых 2   14.02.2021 20:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.