5. Голографическая парадигма и скрытый порядок

                Огромный мир  — в зерне песка.
       
                Уильям Блейк               

               

Восток, как известно,  — дело тонкое.  Не любит он грубого материализма Запада. Не любит Великую Европейскую стену между материей и сознанием. Не любит разделения на «я» и «не-я». «Ты  — это то»,  — утверждает умудрённый Жизнью Восток. Пойди, пойми его. Что он хочет этим сказать? «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток…»
 
Но в ХХ веке внезапно оказалось, что «нет Востока и Запада нет…» В это время мистическая восточная философия, в которой сознание первично, а материальный мир оказывается иллюзией, вдохновили многих учёных на Западе. Об одном из них мы уже упомянули в предыдущей части  — Фритьоф Капра, автор мирового бестселлера 1975 года «Дао физики».

В насквозь материалистическом СССР в том же 1975 году с упоением смотрели на экранах чёрно-белых телевизоров  премьеру «Иронии судьбы». А про «Дао физики» и слыхом не слышали. Запрещено, нельзя! Как и всякие там идеализмы и холизмы. Как писала в 1970 году Философская энциклопедия:

«Холизм (от греч „holos“ — целый, весь) — „философия целостности“: идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат ступенчатой творческой эволюции, которая направляется нематериальным и непознаваемым „фактором целостности“» [1].

С тех пор минуло более 40 лет. СССР больше нет. Идеологии больше нет. То, что было запрещено, стало разрешено. Религия — уже не «опиум народа», а «духовные скрепы». Однако мировому бестселлеру «Дао физики» и проникновению в иную, высшую, духовную реальность россияне по-прежнему почему-то предпочитают великую сермяжную правду «Иронии судьбы» и привычную материальную реальность. Да и своя рубашка ближе к телу, чем некое мистическое Целое. Вот и все «духовные скрепы»! Такая вот ирония судьбы «народа-богоносца».

В мире «загнивающего и умирающего капитализма» и «тлетворного влияния Запада»,  в котором не было ни марксистско-ленинской идеологии, ни обкомов, ни «духовных скреп», всё было по-другому. Гуру квантового сообщества Нильс Бор, получив за научные заслуги дворянство,  выбрал в качестве герба известный китайский символ Инь и Ян. Ещё один из отцов-основателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике 1933 года Эрвин Шрёдингер уделял много внимания как античной философии, так и индийской и китайской философии, за что получил от Карла Поппера прозвище «идеалист». «Папа ядерной бомбы» Роберт Оппенгеймер в 1933 году, за 10 лет до начала знаменитого «Манхэттенского проекта», выучил санскрит и прочёл в оригинале «Бхагавадгиту», знаменитую индийскую «Песнь Божества», которая более чем в 8 раз превосходит по объёму  «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые. Как он впоследствии признавался, эта книга сформировала его мировоззрение.

Одним из его любимых учеников был Дэвид Бом, родившийся в конце 1917 года в США сын эмигрантов из Восточной Европы, выехавших с территории современных Украины и Литвы. Хоть был Дэвид чрезвычайно талантливым учёным, но к «Манхэттенскому проекту» его не привлекли из-за подозрений в нелояльности, а в 1950 году, в разгар маккартистской «охоты на ведьм», ему и вовсе пришлось год отсидеть в тюрьме. Как говорится, «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». После освобождения, несмотря на просьбы Эйнштейна назначить Бома своим ассистентом, руководство Принстона не возобновило с ним контракт. Автору замечательной книги «Квантовая механика», опубликованной в 1951 году, в том же году пришлось покинуть США.

После 6 лет скитаний по миру Дэвид Бом осел на ПМЖ в Великобритании, где и начал плодотворную научную жизнь в качестве профессора сначала Бристольского, а потом Лондонского университета, в котором он проработал 25 лет жизни. В 1959 году в сотрудничестве с Якиром Аароновым он открывает эффект, обессмертивший его имя, «эффект Ааронова-Бома».  Этот эффект служит ярким  примером квантовой взаимосвязанности и нелокальности.

В том же 1959 году Дэвид Бом познакомился с трудами выдающегося индийского философа Джидду Кришнамурти, а затем и подружился с ним на четверть века. Такое неизгладимое впечатление произвели на него явные параллели между его научными взглядами и философскими взглядами Кришнамурти. Результатом их многочисленных бесед стала эпохальная книга Бома «Целостность и скрытый порядок» (“Wholeness and the Implicate Order”), опубликованная в 1980 году. Корень английского слова «целостность» (“Wholeness”) опять-таки совпадает с греческим корнем “Holos” – «целый, полный», от которого произошли и «холизм», и «голограмма», и «голографическая парадигма».

Американский врач, психолог и нейрофизиолог Карл Прибрам, автор книги «Языки мозга» (1971 год), оказался третьим участником этой синкретической троицы: физик, философ, нейрофизиолог. («Друзья мои, прекрасен наш союз!») Результатом такого прекрасного союза стало учение, в котором оказались неразрывно связанными досель разобщённые вопросы бытия (философия), природы (физика)  и сознания (психология). Два богатыря науки — физика и психология — в голографической парадигме Бома-Прибрама идут рука об руку.

Само мудрёное словечко «парадигма» опять происходит от греческого слова «образец»,  «пример для подражания» и  подразумевает под собой  научную систему, научное мировоззрение, методологию научного исследования. В этой системе и методологии затрагиваются сложнейшие философские вопросы  реальности, не менее сложные физические вопросы, связанные с квантовой нелокальностью или «призрачным действием на расстоянии», как называл его Эйнштейн, наконец, интригующие вопросы, связанные с загадками сознания и работы головного мозга. Бытие и сознание переплелись в голографической парадигме воедино. Холизм есть холизм.

В философском плане эта  научная система подразделяет мир на два уровня реальности: скрытый, или импликативный (“implicate”) порядок бытия, с одной стороны, и явный, развёрнутый, или экспликативный (“explicate”) порядок, с другой.  Этот неожиданный методологический подход был продиктован именно необходимостью разрешить загадку квантовой нелокальности, того самого «призрачного действия на расстоянии» Эйнштейна.

Квантовая нелокальность, зародившаяся в ЭПР-парадоксе (1935 год), формализованная теоремой Бэлла в 1964 году  и подтверждённая экспериментами Алена Аспе (фр. Alain Aspect) в 1982 году, подразумевает, что элементарные частицы взаимодействуют между собой мгновенно, вне зависимости от того, на каком расстоянии друг от друга они находятся: 2 сантиметра, 2 километра, 2 миллиарда километров или 2 миллиарда световых лет. Как такое может быть, если скорость любых взаимодействий ограничена скоростью света?

Дэвид Бом пришёл к выводу, что элементарные частицы способны МГНОВЕННО взаимодействовать на любом расстоянии не потому, что они обмениваются таинственными сверхсветовыми сигналами между собой, а потому, что их «разделённость» есть иллюзия. Иными словами, на каком-то более глубоком уровне реальности сцепленные частицы,  как и все остальные материальные предметы, —  это вовсе не отдельные объекты, а фактически продолжения чего-то более фундаментального, чего-то всеобъемлющего, чего-то Целого (греч. — Holos). Наше представление о самостоятельном существовании предметов и явлений мира является искажённым, поверхностным, фрагментарным.

Простейший пример этого глубинного порядка бытия — рыба в аквариуме. Если некий наблюдатель не имеет возможности видеть её непосредственно, так сказать «лицом к лицу», а только посредством двух телекамер, установленных в разных концах изолированной от наблюдателя комнаты  с аквариумом, то у него создаётся превратное представление, что он видит 2 разные рыбы, совершающие разные, диаметрально противоположные, но зато абсолютно синхронные  движения. Одна рыба поворачивается в фас, вторая — в профиль. Не имея непосредственного доступа к истинной реальности, глубинному порядку бытия, наблюдатель совершенно искусственно и неправомерно разделяет Целое (рыбу) на части (голова, хвост, чешуя). (Приятного аппетита!)

Как оказалось, кванты в экспериментах с квантовой запутанностью, подтверждающих так нелюбимую Эйнштейном нелокальность, совершают совершенно аналогичные синхронные и, что самое важное, нелокальные телодвижения. В них различная поляризация фотонов играет роль «фаса» и «профиля» рыбы. Находящиеся на расстоянии в миллионы и миллиарды километров друг от друга, «запутанные» кванты абсолютно синхронно поворачиваются «в фас» и «в профиль». Клюёт! Хороший улов для сторонников квантовой нелокальности!
 
Пугающее Эйнштейна «призрачное действие на расстоянии» (“spooky action at a distance”) превратилось в физическую  реальность, подтверждённую экспериментом Алена Аспе. Локальному реализму Эйнштейна пришёл конец. Настало время нелокальной реальности!

По мнению Бома,  Целое — это первичная реальность, которая определяет, подобно мозгу,  дирижёру или хореографу, поведение частей системы. Так как любое движение является лишь проявлением единого целого, первичной реальности, разделение которой на отдельные части иллюзорно, то между всеми фундаментальными явлениями мира существует  мгновенная, нелокальная связь, без ограничения силы действия с расстоянием. Эту первичную реальность Целого он и назвал скрытым или «импликативным» порядком, в котором содержится всё и вся:

«Поскольку импликативный порядок является основой, произведшей на свет всё сущее, он должен  по крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик» [2].

Бом замечает, что импликативный порядок, который он также называет полем «квантового потенциала», с таким же успехом может быть назван «духом». В величайшей индийской философской системе, адвайта-веданте, роль этого скрытого от взора людского, импликативного, «духовного» порядка играет Брахман. А явный, развёрнутый, экспликативный, материальный  порядок — это Майя, иллюзия существования.  Её главный принцип — «Брахман реален, мир нереален, душа суть то же самое, что Брахман». На авансцене древнего мира появляются уже не один, а два уровня реальности, как и в голографической парадигме. То же разделение на два уровня реальности прослеживается в мифах всех народов мира, где есть запредельное духовное «небо» и грешная материальная «земля».

В свою очередь основатель «коперниковской революции в философии» великий Иммануил Кант, задавшись вопросом «познаваем ли мир?», также разделил весь мир на два различных мира: познаваемый мир зримых феноменов (те самые синхронно поворачивающиеся рыбы на экранах телевизоров) и принципиально непознаваемый мир ноумена, философской «вещи в себе» (или «рыбы как она есть»). Образно говоря, мы можем видеть мир только посредством неких «экранов телевизоров», наших априорных форм сознания — пространства, времени, причинности, создающих превратное представление об истинной реальности, «вещи в себе». А саму «вещь в себе», ту самую рыбу в аквариуме, «рыбу как она есть», мы увидеть не в состоянии. Она для нас – ноумен, вещь-невидимка. Как и индийский Брахман. Как и сеть Индры:

«Значение холономной реальности состоит в том, что она создаёт то, что Дэвид Бом называет «свёрнутым», или «скрытым» порядком, который одновременно является всеобщим порядком. Всё содержится во всём и распространено по всей системе. Посредством наших органов чувств и телескопов — линз вообще — мы открываем, разворачиваем этот свёрнутый порядок. Наши телескопы и микроскопы даже называются «объективами». Так мы и познаём суть вещей: с помощью линз в наших органах чувств делаем из них объекты. Не только глаза, но также кожа и уши являются структурами, состоящими из линз» [3].
 
У Бома и Прибрама иллюзией оказались и пространство, и время, которые у Канта и его верного ученика Шопенгауэра служат лишь априорными формами сознания, но не объективной реальностью:

«Но, по Бому, такие кажущиеся фундаментальными концепции, как пространство и время, могут быть просто проявлениями какого-то более глубокого, запутанного порядка» [4].

Это в чём-то напоминает идею Фотини Маркопулу и Ли Смолина об ином, фундаментальном уровне реальности и об иллюзорности пространства, но резко расходится с ними относительно роли времени. У Ли Смолина и его бывшей супруги время на фундаментальном уровне реальности как раз не иллюзорно, а реально.

Иллюзия и реальность, часть и Целое, дух и материя – такова в самых общих чертах первая, философская составляющая голографической парадигмы, наводящая явные мосты между Западом и Востоком.  Вторая, физико-математическая составляющая голографической парадигмы сводится к наличию так называемой «пилотной волны» (“pilot wave”):

«Бом предположил, что импликативный  порядок — это квантовый потенциал, поле, состоящее из бесконечного числа колеблющихся пилотных волн. Частичное перекрывание одной волны другою генерирует то, что нам представляется частицами, составляющими чёткий порядок» [4].
 
Чтобы понять значение пилотной волны для голографической парадигмы, не плохо бы было вспомнить, что понимается под голографией в науке. Вся голография построена на принципе интерференции электромагнитных волн, то есть лучей света.

Сам термин «голограмма» появился в середине прошлого века, в 1947 году. Его автор Дэннис Габор получил «за изобретение и развитие голографического принципа» Нобелевскую премию по физике в 1971 году. Габор предложил технологию создания реалистического объёмного, трёхмерного  изображения, закодированного  в виде некоего информационного паттерна на плоской двумерной поверхности. Достигается этот созидательный процесс путём интерференции, то есть наложения друг на друга, двух волн: опорного пучка волн и сигнального пучка волн.  Никакой мистики, никакой философии, сплошная физика и оптика. Закодированные на плоскости непонятные крючочки и загогулинки под названием «информационный паттерн» под воздействием луча света внезапно превращаются в понятное, реалистическое, объёмное изображение. Да будет свет!

Первые голограммы отличались низким качеством изображения. После создания мощных лазеров в 1960-х годах голография начала бурно развиваться. И тут учёные начали примерять её на Вселенную.

Примерка прошла весьма успешно. Волны играют важнейшую роль и в голографической парадигме Бома-Прибрама, которая как раз и даёт новую космологию Вселенной.  Можно сказать, что в голографической парадигме роль световых волн, созидающих трёхмерное изображение путём считывания информации с двумерной плоскости, выполняют те самые пилотные волны скрытого, импликативного порядка.

Математическая формализация этих волн подразумевает некие нелокальные скрытые переменные. (Эйнштейн в своё время настаивал на локальных скрытых переменных. Однако локальность ничуть не свойственна квантовой механике, а свойственна лишь  теории относительности.) Явная нелокальность теории, которая устраняет «проблему измерения» в квантовой механике, сначала была воспринята физиками в штыки, а затем вдруг обрела неожиданную поддержку со стороны теоремы Белла и подтверждающих её экспериментов Алена Аспе. Время всё расставило по своим местам!

Трёхмерность — не единственное замечательное свойство голограммы. В отличие от обычных фотографий, каждая небольшая частичка голографической плёнки содержит всю информацию целого. Разрежь голографическую плёнку на две части — в каждой из них будет весь снимок целиком. Разрежь на сто, на тысячу частей — каждый кусочек, каждый фрагмент будет содержать в себе целое изображение. Хоть качество изображения  ухудшается, но принцип остаётся неизменным. Принцип голограммы «всё в каждой части» напоминает высказывание знаменитого Лао-цзы, автора «Дао-Дэ дзин» («книга о Дао и Дэ»):

               «Величайшее заключается в мельчайшем».

Третья составляющая голографической парадигмы связана с вопросами сознания и работы головного мозга. Как оказалось благодаря исследованиям Карла Прибрама, работа мозга, состоящего из нервных клеток, нейронов,  также основана на голографическом принципе и интерференции волн:

«Нейроны имеют древовидные разветвления, и когда электрический сигнал достигает конца одного такого разветвления, он распространяется далее в виде волн, точно таких, какие мы наблюдаем на поверхности воды. Поскольку нейроны тесно прилегают друг к другу, расходящиеся электрические волны постоянно налагаются друг на друга. Когда Прибрам увидел это своим мысленным взором, ему стало ясно, что волны могут создавать бесконечный калейдоскопичный ряд интерференционных картин, в которых и коренится адаптированность мозга к принципу голографии.

Голографический принцип неизменно фигурирует в волновой природе взаимодействия нервных клеток мозга, — пишет Прибрам. — Мы просто не могли себе этого представить» [2].

Подтверждением тому служит в первую очередь нелокальный характер человеческой памяти. Многочисленные опыты убедили учёных, что память как человека, так и подопытной мыши не локализована где-то в определённых отделах головного мозга, а распределена по всему мозгу. Как и голограмма, где в каждой частице Целого содержится всё Целое. Как оказалось, это касается не только памяти. Дальнейшие опыты привели Прибрама  к пониманию многочисленных паранормальных явлений именно через призму голографической парадигмы:

«Нельзя сказать, что мир — это полная иллюзия и объекты в нём отсутствуют; дело в другом: если вам удастся проникнуть в глубины вселенной и посмотреть на неё как на голографическую систему, вы придёте к совершенно иной реальности — той, которая поможет понять то, что до сих пор не находит объяснения в науке, а именно: паранормальные явления и синхронизмы — удивительные совпадения, имеющие внутреннюю связь» [5].

В 1991 году на Западе была опубликована книга Майкла Талбота «Голографическая вселенная» (“The Holographic Universe”), ставшая бестселлером. В этой книге, некоторые цитаты из которой мы уже привели, подробно рассказывается о создании голографической парадигмы Бомом и Прибрамом и приводятся многочисленные примеры этих воистину чудесных «паранормальных явлений» или, как их ещё называют, «пси-явлений». По иронии судьбы в следующем году автора книги не стало. Он умер в 38 лет от лейкемии.

Весьма консервативный учёный мир отнёсся к голографической парадигме со скепсисом и недоверием. Однако, невзирая на подобный скептицизм, есть физики и психологи, относящиеся с симпатией к идеям Бома, включая таких маститых ученых, как Роджер Пенроуз из Оксфорда, Станислав Гроф, один из основателей трансперсональной психологии, и Брайан Джозефсон, нобелевский лауреат 1973 года по физике:

«Джозефсон считает, что бомовский импликативный порядок может однажды привести Бога или Душу в сферу науки — идея, которую поддерживает и сам Джозефсон» [2].
 
И мы НЕ пойдём другим путём! Мы выбираем голографический Дао, что по-китайски буквально значит  «путь»!


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/04/598
На главную: http://www.proza.ru/2017/02/08/668


Примечания:

1. Философская энциклопедия. — М.: «Советская энциклопедия», 1970. — Т. 5. С. 440
2. Майкл Талбот «Голографическая Вселенная»
3. Е.А. Торчинов   «Пути философии Востока и Запада»
4. Джон Хорган «Конец науки»
5. Карл Прибрам в интервью журналу «Psychology Today»


Рецензии
Маэстро! Вы вновь в ударе!))) Зримо ощущается накал интеллектуального прорыва в суть вещей. Такое напряжение мысли при чтении этого текста и даёт мне право назвать Сергея Горского одним из лучших популяризаторов самой передовой науки. Говорить о невероятном прорыве человеческого интеллекта в познании мироздания простым, понятным для школьника языком - особый дар. "Очевидное - невероятное" продолжается, хотя и не на экране телевизора! у Капицы сына достойный продолжатель.))) Это здорово!
Снимаю шляпу!



Николай Львов 4   27.01.2017 10:26     Заявить о нарушении
Не могём, а мОгем!
http://youtu.be/pC5ZLMclZ6A
Спасибо!
Прочёл - передай другому!

P.S. То ли ещё будет, ой,ёй,ёй!

Сергей Горский Москва   27.01.2017 10:47   Заявить о нарушении
И все ж прочти ( не много текста)) у Владимира Дементьева3 фантастически весёлый и умный опус "За гранью круга".......

Николай Львов 4   27.01.2017 12:17   Заявить о нарушении
Я его уже давно весь прочёл. Забавно.

Сергей Горский Москва   27.01.2017 12:37   Заявить о нарушении