Борис Хайретдинов. Акмурун. Рассказ

                Акмурун.
                Рассказ.          

Это незаметное событие произошло в далеком Башкирском Зауралье в лихие девяностые годы, когда воры и грабители, почувствовав слабинку власти и принялись без боязни осуществлять свои грязые дела.

Баймурат, сороколетний  деревенский  мужчина, очень любит лошадей. Когда он еще был ребенком в хозяйстве отца держали коня, в три года он сел верхом и это, видимо, очень понравился. Когда женился приобрел корову, овец, но для покупки  лошади денег не нашлось. А когда его избрали председателем местного совета, прикрепили ему сельсоветского коня. А потом райком назначил его, учителя с высшим образованием директором местной школы и соответственно коня забрали. Вскоре его направили в глухое село лесной зоны директором школы с наставлением построить новую современную школу. Дело в том, что решение построить среднюю школу на верхах приняли, а вот работа не началась. Надо было кому толкать вперед это дело, выезжать в столицу республики постоянно и решить все вопросы, относящих к строительству школы, в первую очередь, вопросы финансовые.
 Пришлось Баймурату Махмутовичу поработать в старой полуразрушенной школе и действительно много раз ездить по вопросам школы в вышестоящие органы, а потом за оборудованием для школы.    
 
Через три года новая двухэтажная школа со спортивном залом, столовой, трудовым кабинетом и светлыми классами гордо стояла на холме села. Это был нежданный подарок со стороны государства для жителей села и их детей. Коллектив школы работал стабильно, даже можно сказать, хорошо, на августовских совещаниях школу всегда оценивали только с хорошей стороны. Директор школы имел авторитет у  населения и руководителей района.
 
В личной жизни, вроде бы, все шло неплохо. Жили в школьной квартире, жена работала в школе учительницей, дети, все трое, учились хорошо и радовали родителей. Но былаодна проблема: воду для питья, для скота, для бани нужно было носить из реки под горой за 200 метров и носить в гору, потому, что на селе не было ни одного колодца для питьвой воды и никто не беспокоился об этом, так как таким образом жили с давних времен. Местный совет утверждал, что для этих целей нет денег. Попытки директора школы собрав деньги с населения для строительства нескольких колодцев не имели успеха. А для личног хозяйства ежедневно уходило много воды кроме питьевой: надо стираться, в бане мыться, напоить больных животных и так далее. Приходилось десятки раз таскать на горбу воду из реки вверх  в гору, где стоял их дом. Помучившись таким образом в течении нескольких лет Баймурат Махмутович твердо решил покупать стригуна или жеребца для личного хозяйства. Ина сенокос не надо будеть ходить пешком, и за водой можно сьездить за один раз в день, с двумя флягами для воды.

Задумано-сделано, он купил двухлетку башкирской породы в местном совхозе. У коня на левом боку уже было тавро-клеймо “S-4”, на который директор совхоза рекомендовал обратить внимание в случае необходимости. Тавро означало, что животное “совхозное из 4-го отделения». Оказалось, таврили коня недавно.
Двухлетка была гнедой масти. Первым делом новый хозяин молодого коня, пригласив ветврача села организовал  кастрацию животного, так конь превратился в мерина.
Баймурату пришлось самому обучать верховой езде двухлетку-мерина. До этого он подробно изучил инструкцию по этой части в журнале  не то “Коневодство и конный спорт”, не то в журнале, посвященной сельскому хозяйству.

Знал Баймурат и то, что лошади - достаточно умные животные и каждый человек, который имеет дело с лошадьми, наверное, не раз убеждался в том, что эти животные имеют удивительные запоминающие способности. Они хорошо обучаются командам, главное подойти к обучению правильно и научить их действительно хорошему, ведь лошади не забывают хорошее так же, как и плохое.
Лошадь обязательно нужно обучать. То, сколько времени будет происходить обучение лошади, зависит от самого животного, от подхода к нему, от того, сколько всадник готов посвятить времени для обучения, как упорно он готов работать с животным, а самое главное – каких результатов собирается достичь. Как правильно обучать лошадь, если контакт с животным установлен. Во-первых, это правильная посадка всадника на лошадь, ибо неправильная посадка будет беспокоить животного, спокойное обращение к животному, ласковый голос, поглаживание животного. Правильное понимание животного при дрессировке действует лучше любого другого метода.

С рождения лошадь умеет ходить пешком, галопом, рысью, умеет скакать, крутиться вокруг себя, поворачивать. Всё, что может сделать всадник – это дать лошади образование, с тем, чтобы животное выполняло все эти движения, которые ей свойственны, когда этого хочет человек, а не когда этого хочется лошади.
Через некоторое время Баймурат добился своего: обучил коня верховой езде и приручил к упряжке.

Прошло несколько лет. Дети, все трое, повзрослели и разлетелись кто куда на учебу. Остались в доме он да жена и вели свое хозяйство.
Но однажды случилась беда, скоропостижно умерла его жена. Все хозяйство осталось на его плечах, трудно было успевать и на работе быть и присмотреть за хозяйством. Поэтому, написав заявление об освобождении с поста руководителя школы, решил немного облегчить себя. Просьбу удовлетворили, и он стал учителем по своей специальности. Живя один в доме,  стал подумывать о том, как бы после окончания учебного года переехать в райцентр, где и хлеб пекут и где продуктов-полуфабрикатов достаточно.

Однажды возвратившись из школы заметил, что задняя калитка от стоянки коня открыта, а Акмуруна не видать. Кто ходил? Почему нет коня?
С того момента Акмурун пропал и с концом, хотя его хозяин искал и искал в течение нескольких месяцев подряд, не оставляя соседние деревни.

В хлопотах повседневных дел пропажа коня потихоньку забылась. Баймурат Махмутович особо не печалился, считал, что не то что лошади, а люди пропадают и иногда ничего сделать невозможно, а тут всего-навсего животное. С другой стороны, 28-летний взрослый сын, учитель истории местной школы, наконец изъявил желание жениться и создать молодую семью с учительницей другой средней школы. Это была радостная весть для Баймурата. Надо готовиться к свадьбе. А на календаре девяностые годы, в магазинах – шаром покати: ни муки, ни сахара, ни водки. Как без них приготовить застолье? Что делать? Деньги-то есть, но покупать ничего.  На счет мяса вопроса нет: в хозяйстве содержатся овцы, режь да угощай.
Помогла знакомая женщина из райцентра, которая всякими правдами и неправдами достала все, что надо было и помогла советами как и где что делать.
Свадьба прошла на удивление отлично.

К началу осени Баймурат  женился на той женщине, которая помогла во всем, и переехал в райцентр, где он быстро нашел работу по своей специальности.
В деревне остался сруб для нового сарая, и его надо было продать кому-то, пока он не потерял качество или вышел из строя под дождем и снегом.   
Прошел еще один год. Вспомнив о срубе, он дал в местную газету объявление о продаже сруба для сарая размером 5 на 8 метров.
В ту же ночь Баймурат Махмутович увидел сон, который сильно удивил его самого. Во сне он разговаривал со своим пропавшим Акмуруном, как  друзья. Конь, обижаясь на своего хозяина, молвил:
- Почему не приходишь ко мне? Зачем не забираешь меня к себе? Я здесь, днем и ночью взаперти.
- Я тебя долго искал, объехал всю округу, но тебя не нашел, - ответил Баймурат.
- Ты же один раз был возле того сарая, куда меня заперли. Я тебя тихонько подзывал, но ты не услышал или не обратил внимания мне неведомо, не дойдя до меня, развернулся и ушел.
- Когда меня отпускают на волю на короткое время, выхожу на дорогу, которая ведет к райцентру и жду тебя. Сегодня же приезжай по этой дороге и меня найдешь. Меня здесь бьют и мучают. Сарай, где меня держали зимой, был очень холодным, поэтому мои легкие начали разрушаться. Видимо, мои дни сочтены. Спаси меня и я верно буду служить тебе.

Что за мистика? Что за наваждение? Он, сегодня в воскресный день, не собирается никуда. Почему снится любимый конь? Он – человек неверующий, как говорится, атеист, поэтому не верить в чушь, когда говорят и пишут, что между близкими людьми или между людьми и между домашнему животными существует энергетическая связь и, будто бы, некоторые люди понимают «язык» птиц и животных. «Все это ерунда, – подумал он, - ведь диалектический материализм учит тому, что «В мире не существует ничего, кроме движущихся материй».
Когда-то его учили о том, что материя - основа всего мироздания. Такая предпосылка находится на том же уровне, что и гипотеза о существовании внешнего мира. Вряд ли сейчас кто-либо станет утверждать, что в мире нет материи, всё-таки, материю можно встретить везде. Поэтому, вполне разумно будет полагать, что она лежит в основе всего. А что какая-то невидимая энергия связывает живых существ – это чушь.
В время утреннего чаепития Баймурат рассказал жене о непонятном, мистическом сне и добавил, что никуда поездку не планирует, видимо, всего-навсего пойдет на базар чтобы купить кое-какие мелочи.

Зазвонил телефон. Хозяин дома взял трубку и после взаимного приветствия услышал вопрос:
- Вы продаете сруб?
- Да, я.
- Цена какая?
- Я не знаю, поедем, посмотрим, и цену сами назовете. У вас транспорт есть?
- Есть. Легковушка. А сейчас мы можем съездить в вашу деревню, чтобы данный вопрос быстрее решить? У вас время есть?
 - Можем в сию минуту поехать, время есть.
-  Тогда я подъеду через минут десять.
Продавец и покупатель познакомились и поехали в деревню, которая находилась на расстоянии 60 км от райцентра.

Примерно в 30 километрах от райцентра находилась еще одна деревушка  на пригорке. Немного дальше по равнине текла небольшая река. Главная дорога шла по краю деревни. Когда начали спускаться с бугорка, Баймурат заметил впереди стоящего коня на обочине  дороги. До него осталось 50-60 метров.
Что такое? Неужели мерещится? Что за напасть? Такую конфигурацию коня Баймурат узнал бы среди тысячи лошадей. Это же конфигурация его пропавшего в прошлом году коня! Не может быть такого!?

Немножко не доезжая до коня, Баймурат велел остановить машину, вышел и сразу узнал своего Акмуруна. Он был стреноженный волосяными путами. Не веря своим глазам, он позвал мерина по имени. Услышав свою кличку, конь поднял голову, тихонько поржал, давая знак, что узнал и медленными скачками приблизившись к своему хозяину положил голову на его плечо. Баймурат, посмотрев на лицо коня, очень удивился: Акмурун беззвучно плакал и слезы по щеке катились из глаз беспрестанно. Действительный хозяин  крепко обнял своего любимого коня, постоял некоторое время, до конца не веря всему этому, проверил тавро, которого не было видно из-за густой шерсти  и, оборачиваясь к водителю жигули, сказал:
- Братец, послушай. Это мой конь, который пропал год назад и я не могу оставить и еще раз потерять моего Акмуруна. И для доказательства имеется и тавро, о котором знаю только я. А воры не знают о тавре, так как оно спряталось в густой шерсти мерина. Давайте, помозгуем, как быть дальше. До деревни доедем попозже.

В это время с пригорка бежал к ним сухопарый старик с уздой с удилами и сходу громко кричал:
- Отойди от моего коня! Вы воры, хотите его увести. Не получится. Сейчас милицию позову. Отойди от коня, я тебе говорю, это мой конь. Иначе буду бить уздечкой.
-  Во-первых, здравствуйте, - поприветствовал его спокойным голосом Баймурат, - во-вторых, еще раз подтвердите: это ваш конь?
- Конечно, мой, еще раз мой, вопрос неправильный.
- Давно, давно и опять вопрос неправильный.
- Я думаю, что ответ неправильный. Давайте, поговорим спокойно и разберемся наконец. Дело в том, что это мой конь по кличке Акмурун, который пропал в прошлом году в начале весны.
- Не ври мне в глаза, бессовестный, это мой конь.   
- А тавро у твоего коня есть?
- Не твое дело, нет у него никакого тавра. Я знаю своего коня лучше, чем какие-то проходимцы.
Баймурат решил помолчать о тавре и спросил:
- Скажите только честно, чтобы потом не пришлось отвечать вам за ложную информацию, когда конь появился в вашем хозяйстве?
Почему-то старик на этот раз решил ответил честно.
- В начале прошлогоднего лета я купил коня у свата.

На душе Баймурата стало теплее, «начало есть, значит, и будет конец», - подумал он и продолжил разговор:
- Сват ваш где живет? В этой деревне?
- Нет, он из соседнего села, отсюда до них 5 км. Давайте, закончим болтовню, меня ждет сенокос, - сказал старик и надел узду на голову коня. Баймурат не стал препятстовать этому и подумал, что в любом раскладе без милиции не обойтись и продолжил задавать вопросы:
- Где ваш дом?
- Зачем тебе знать?
- Затем, чтобы пойти к вам. Где ваш дом?
- Недалеко отсюда, вон рядом, отсюда метров сто. Но я не пущу чужаков в свой двор.
- Если надо будет мы перекантуемся возле вашего двора. Вам придется остаться до прихода милиции дома.
- У меня сенокос… 
- Может быть. Но если вы не хотите сесть в тюрьму за воровство, на сегодня останетесь у себя дома и покажете нам настоящего вора. Конь до прихода милиции будет под моим контролем.

Эти слова, наконец, подействовали, видимо, на старика и он ничего не говоря направился в сторону своего дома. Путники, оставив машину на обочине дороги, последовали за ним. Баймурат по телефону сельской почты вызвал наряд милиции.
Милиция, к радости путников, прибыла быстро. Участковый допросил Баймурата Махмутовича, потом старика и составив соответствующий протокол, сказал, пока про тавро молчать и умчал в соседнюю деревню за сватом старика. Он знал того человека, знал их адрес. Оказывается, по словам участкового, тот несколько раз был в поле зрения милиции, по делам, связанных с пропажей лошадей, но каждый раз сумел увернуться от наказания, подставив других.
Через полчаса машина участкового ГРОВД  вернулась обратно со сватом старика.
До заполнения протокола произошло следующий разговор между участковым и сватом.
- Вы продали этого мерина?
- Да. Я продал. Мой конь, хочу - продам, захочу - пущу на мясо.
- У вас было две лошади…
- Нет у меня трое голов.
- У этого мерина тавро есть?
- Нет, конечно, зачем ему тавро, не колхозная лошадь
- Точно?
- Точнее не бывает.
- Хорошо. Сейчас слушайте! Вот этот человек, - участковый показал на Баймурата, - заявил, что это его конь, который пропал в прошлом году. Баймурат Махмутович! Вы утверждаете, что это ваш конь?
- Да, утверждаю, конечно. Это мой конь и любой из села подтвердит мною сказанное.
- Тавро есть?
- Конечно, есть. Вот посмотрите: просто оно осталось под шерстью, а если шерсть погладить против его расположения тавро видать.

Все видели, что тавро на том месте, куда указал учитель. Факт налицо, делать было ничего. Единственное то, что вор пробормотал, что если заранее знал бы, что так получится, пустил бы на мясо.  Осталось составить протокол и дело сдать в районный суд. И тут вор признался во всем. Разобравшись во всем, участковый тут же возвратил коня действительному хозяину, то есть Баймурату Махмутовичу, который до поры до времени оставил коня у знакомых из этого села.
На суде вор отделался штрафом в сумме равной стоимости молодого коня.


      
 
 


 
   
 
 

 

   


Рецензии