Про голод

Это сказала женщина, которая всегда жила в достатке. Всегда.

В пресловутые девяностые я была у нее в гостях и она показывала мне кладовку, битком набитую закрутками, запасами круп, макарон, яиц, сухого молока, коробками шоколадных конфет, банками с медом, штабелями сгущенки. Все это сопровождалось вздохами о тяжелой жизни на талоны.


. -Это все на талоны?- изумлялась я.

-Ну что ты, все по блату. Мы не можем жить как вы, крутимся, как можем.

 -Молодцы, -подумала тогда я и вздохнула, -хорошо, что есть люди, которые умеют так жить.


Так вот, она вчера сказала:

- Судить о голоде может только тот, кто его испытал. Ведь ты даже не знаешь, как это жить на картошке с хлебом.

Слушая ее нарочито елейную интонацию и такие же смиренные вздохи, я взорвалась.

Нет, я, конечно, натура миролюбивая, это правда, не буду лукавить. Почти всегда ухожу от конфликтов, не вступаю в бабьи склоки, не реагирую на зависть, провокационные щипки, даже если они за моей спиной.

Но когда мне откровенно лгут, меня иногда заносит. В миг просыпается скорпионья непримиримость и петушиная вспыльчивость. После их совместной работы пространство вокруг меня усеяно трупами, огнем и дымом. Все, кто выжил, долго не могут прийти в себя. Если не верите, то не советую проверять. Это такая гремучая смесь, что диву даешься, как я с этим живу. При этом, слава Богу, моя всеобъёмлющая любовь к жизни и остальным людям не затихает ни на миг, только этот целенаправленный гнев выскакивает на короткое время, пройдется напалмом и стихнет. А я с изумлением наблюдаю покалеченные тела.
Так вот, она это сказала. А у меня сразу картинки из памяти.

Картина первая.

И даже не пресловутые девяностые, а восьмидесятые.
 Мы получили квартиру в новом доме в новом микрорайоне. Причем, во всем доме абсолютно ко всем замкам подходят все выданные жильцам ключи.
Только въехали, муж уехал на сессию на месяц, оставив мне последние деньги: один рубль и шестнадцать копеек.

Кроме жилых домов нет ничего. Ни магазинов, ни аптеки, ни телефонов, ни поликлиники. Ничего. Ходит один рейсовый автобус в центр города.

Я с годовалым ребенком одна. Хотела поехать с ней за хлебом, но однажды средь бела дня квартиру открыл своим ключом какой-то мужик. Я схватила стул и с криком:"Грабят!" кинулась на него. Мужик убежал. С тех пор я не покидала дом и на ночь придвигала к двери всю мебель, какую могла сдвинуть.

Как хорошо, что мама прислала еще на старую квартиру немного молочной смеси для дочки!
А я хотела есть. Страшно хотела. Те, последние деньги кончились, потому что я просила соседку купить мне хлеба в городе.


Голод. День. Два. Неделя. И когда он становится главным в твоей жизни, ты теряешь другие цивилизованные чувства. От воды уже тошнит. На запас детского питания- табу. Его мало.


У соседки была дача по соседству с нашим домом. Она поставила на площадке подъезда ведро, а над ним наклеила бумажку с просьбой к жильцам- не выкидывать пищевые отходы, а бросать их в это ведро для ее дачного поросенка.

Я выходила ночью с фонариком. Рылась в ведре. Собирала хлеб. Однажды собрала подгоревшую кашу, которую залила водой в сковороде и разогрела. Так я жила месяц.


Картина вторая.

 Уже другая квартира. Муж с дочкой поехали в Москву по его делам на две недели . Дела очень важные, ехать надо обязательно, а денег у нас, как всегда, мало. Мне оставили все то, что у нас было - немного картошки.
Ее хватило на три дня. Потом я шуровала все полки, доела припрятанный компот.


Мне не у кого было занять. Просто поверьте, так бывает. Я опять голодала. Вода. Воздух. На этот раз было начало лета и я варила суп из молодой крапивы. Только из нее одной. Выжила.


Картинка третья.

 Теперь уже в моем сегодняшнем доме. У меня огород, закрутки, запасы на зиму.

Но сейчас весна. Все запасы кончаются. Берегу для родных. Денег нет, но я иду на оптовку. В какой-то непреодолимой уверенности, что приду домой с каким-нибудь продуктом.
Внимательно смотрю на землю. Обошла почти все киоски и вот удача! Нашла пять рублей!
Купила на них банку сайры и булку хлеба. Сварила большую кастрюлю рыбного супа.

 Я знаю, что такое счастье! Оно и такое тоже бывает.

Если у вас сложилось впечатление, что я жалуюсь, то это не правда. За всю свою жизнь я НИКОГДА и НИКОМУ не жаловалась.

Почему я это написала? Потому что если я промолчу, то мои внутренние Скорпион и Петух будут меня клевать и жалить, мне надо обязательно поделиться с друзьями тем, что меня взволновало. А тех, кого эта история раздражает или вызывает другие негативные чувства, лучше молча пройдите мимо. Для собственного здоровья ...




 


Рецензии