Кое-что о ревности

               
               
(Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
               
                Человек переживает землетрясения, эпидемии, ужасы
                болезней и всякие мучения души, но на все времена
                для него самой мучительной была, есть и будет
                трагедия спальни.
                Л. Толстой

                Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит
                против ревности?
                Соломон      
   
     «Ядро того, что мы называем любовью – это  половая любовь, цель которой – половая близость» (З.Фрейд). «Парные отношения являются целенаправленным построением, узаконивающим половой акт»(Ф. Скэрдеруд). «Брак – это контракт, позволяющий супругам пользоваться гениталиями друг друга» (И. Кант).
   
    «Основной заряд, содержащийся в любви, направлен на любимого человека как на воплощение существеннейших человеческих качеств» (Э. Фромм). «Объект, представляющий исключительную сексуальную ценность» (Иоанн Павел II) – это личность, обладающая неким добром, вызывающим желание это добро поиметь, то есть осквернить. «Половой акт, который заключается в оккупации одного существа другим, наводит на мысль о захватчике и захваченной вещи». «Этот акт приводит к осквернению одного существа другим и внушает осквернителю определенную гордость, оскверненный же, даже если все произошло с его согласия, испытывает унижение» (Ренда в «Докладе Уриэля»).
   
    «...Либидо может быть как женственным, так и мужественным» (П. Федерн). «Прибегая к различным способам сексуального удовлетворения, человек способен удовлетворять разнообразные бессознательные психологические побуждения. Например, жена, которая время от времени предпочитает находится сверху мужа, удовлетворяет свой маскулинный компонент» (Ф. Каприо). «Сексуально мотивированное желание» (А. Васильченко) – это  желание устроить «преисподнюю для женщин» (С. Гарроке) нижней частью тела, в которой сосредоточена безудержная мужская «любовь».  «Я всю жизнь не мог себе даже представить иной любви и до того дошел, что иногда теперь думаю, что любовь-то и заключается в добровольно дарованном от любимого предмета праве над ним тиранствовать» (Ф. Достоевский).
   
     «В ревности проявляется вся шаткость той почвы, на которой зиждется любовь. Ревность есть обратная сторона любви. Она показывает, насколько безнравственна любовь. В ревности воздвигается власть, господствующая над свободной волей ближнего. Она вполне понятна с точки зрения развитой теории: ведь с помощью любви истинное «я» любящего всецело сосредоточивается в лице его возлюбленной, а человек всегда и всюду чувствует (кстати, в силу очень понятного, но тем не менее ошибочного заключения) за собою право на свое «я». Однако следует признать, что она тут же выдает себя. Мы видим, что она полна страха, а страх, как и родственное ему чувство стыда, всегда простирается на определенную вину, совершенную нами в прошлом» (О. Вейнингер).               
   
     «Ревность происходит более от тщеславия, чем от любви». «Отсутствие ревности означает расчетливую любовь» (Ж. де Сталь). «Ревность у мужчин складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох и раздраженного тщеславия» (О. Бальзак). «Ревнивцем движет вовсе не любовь к женщине, а страх перед унижением, которое он может испытать из-за ее неверности» (А. де Сад).  Сочетание таких травмоопасных чувств как благодарность за возможность анально-генитального унижения, названная любовью, и страх перед вероятностью, что это сделает или уже сделал другой, приводит к неуправляемому процессу – бешенству1. Причина в том, что «в основе преклонения лежит весь ужас похоти и  вожделения. Мужчины делают из женщин мадонн, но не могут игнорировать свои сексуальные потребности. Соответственно, они неизбежно оскверняют райский сад» (Ф. Тэллис).

    «Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность» (Ф. Ларошфуко).               
             «Любовь, конечно, рай, но райский сад
              Нередко ревность превращает в ад» (Лопе де Вега).
   
     «Аффективные травмы на разных стадиях либидо» (С. Моргенштерн) испытывают как мужчины, так и женщины. «Вопреки мнению сладострастных, но слишком невежественных поэтов, половая страсть, как и все иные, есть не благо, а по самой сущности своей несчастие. Необходимо вызвать в зрителе великое сострадание, чтобы он простил любовному роману присущую его природе недостойность. Только буржуазная, тупая публика может без скуки смотреть на сцены счастливой влюбленности, на банальные беседы под кустами сирени при луне, со вздохами и поцелуями. Но даже и такая публика заснула бы во втором же действии, если бы к любовной фабуле авторы не примешивали посторонних пряностей – измены, ревности, семейных ссор, – которые суть те же страдания, только пониже сортом, чем в трагедиях, и как все нечистые страдания вызывают не доброе, а скорее злое чувство в зрителе, чувство удовлетворенного эгоизма. Ни одна страсть – кроме  разве скупости – не  возбуждает столько ненависти к людям, как влюбленность. Кто не испытал мучений ревности, не знает, что такое нравственные страдания. Сравните Гамлета и Отелло. Бедному мавру нечего притворяться безумным: он уже безумен от горя, и трагизм его безумия в том, что он собственноручно убивает ту, которая для него милее собственной жизни. В какой страсти это еще возможно? Малейшее подозрение – и  весь душевный мир влюбленного настраивается на месть и злобу: к ней, изменившей, к ее сообщнику, ко всему человеческому роду. Бывают жестоки дуэли из ревности (из всех страстей чаще всего половая любовь ведет к кровавой развязке), но надо поглядеть на ярость деревенских Отелло, чтобы получить понятие об остервенении, к какому приводит «любовь», причем как бы для верха низости и окончательного торжества зла женщина, как самка у дерущихся львов, иногда охотно отдается победителю. Вспомните Лауру из «Каменного гостя». Половая подлость поистине неизмерима» (М. Меньшиков). 
   
     «Костер любви питается дровами ревности» (В. Брусков). «Ревность – это любовь, которая одновременно и ненавидит и завидует» (П. Флоренский). «Даже самая тщательно организованная коммуна свободной любви вскоре распадается под давлением ревности и собственнических чувств» (М. Ридли). «Влюбленный стремится к единоличному обладанию тем, кто стал предметом его вожделений, он хочет безраздельно властвовать не только над душой, но и над телом, он хочет, чтобы любили только его одного, хочет войти в чужую душу и занять там главенствующее место и царствовать, как владыка» (Ф. Ницше). «Ценность потерявшей девственность девушки на брачном рынке существенно снижалась, если же изнасилована была замужняя женщина, это было посягательство на честь ее мужа» (С. Метьюс-Грико).
   
     «Ревность есть «не что иное, как колебание души, возникающее вместе из любви и ненависти, сопровождаемое идеей другого, кому завидуется, эта ненависть к любому предмету тем больше, чем больше было то удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получает от взаимной любви любимого им предмета» (Б. Спиноза).  «Ревность — это боязнь превосходства другого лица», «искусство причинять больше зла себе, чем другим» (А. Дюма-сын). «Боль, возникающую от представления о том, что любимый партнер обнимает другого, вполне естественна. Эту естественную ревность необходимо строго отличить от ревности собственника» (В. Райх).
   
     «Страх измены сидит в нас очень глубоко». «Мужья жертв изнасилования переживают случившееся сильнее своих жен» (М. Ридли). «...В каждом влюбленном есть частичка маркиза de Sad'a. Частые самоубийства вместе и порознь от любви, убийства из ревности недаром сопровождают эту страсть. В уголовной антропологии уже установлена связь вообще всякого убийства и самоубийства с эротическим расстройством. Половая функция, обеспечивающая жизнь более чем личности – жизнь  рода – настолько  могущественна, что возмущение ее спутывает весь нравственный строй человека. Подобно потопу, половая любовь, наводняя душу, ломает все психические, столь нежные, столь трудно образуемые преграды» (М. Меньшиков).
   
     «Супружеская любовь сохраняется дольше благодаря щепотке ненависти» (Ж. Ростан). Т. е. пока есть что унижать – любовь жива. Таким образом, анально-генитальная природа полового влечения открывает возможность нанесения оскорбления другому мужчине самым ужасным способом – с  помощью изменившей ему женщины. Если у женщины, как «хранительницы очага», основной мотив ревности – угроза потери опоры для семьи, то у мужчины, по себе знающего какими частями тела доминировал над его женщиной соперник, преобладает страх быть униженным вместе с ней. Для потерпевшего измена – это не просто «нарушение прав в сфере отношений между полами» (В. Шипов) и  использование его собственности в качестве унитаза. Измена со стороны женщины, как жертвы «регулярного анального задействования» (Л. Андреас-Саломе),  это  плевок не только во влагалище, но и в семейный очаг. Причем главная беда для потерпевшего не столько в том, откуда этот плевок исходит, хотя и это сверхоскорбительно, а в том, какого рода радость испытал оскорбитель, приложившийся к очагу самым грязным местом – промежностью. Беспомощная ярость потерпевшего усиливается также по причине того, что он осведомлен об этом двойном удовольствии соперника. Что касается покусителя на чужое добро, то он испытывает особое злорадство от надругательства сразу над двумя личностями.
   
     Грязь ширинки оскорбителя – главная причина невменяемости ревнивца. Если бы мы любили не промежностью, а каким-то другим местом, то все было бы не столь катастрофично а «зеленоглазый монстр, который глумится над жертвой, перед тем, как съесть ее» (У. Шекспир), был бы достаточно безобиден.

   «Нет более печальных историй, чем разыгрывающихся на фоне любви» (В. Розанов). «Не думаю, что на свете есть страдания, унизительнее ревности» (А. Франс). «Ревность – яд: в малых дозах стимулирует любовь, в больших убивает» (И. Шевелев). Известно, что «чума фантазий (С. Жижек) гложет ревнивого независимо от наличия основания. «Позор и ревность потому причиняют нам такие муки, что в этих случаях тщеславие бессильно нам помочь» (Ф. Ларошфуко). Понятно также, что не ревнуют только нравственно фригидные. Что касается свингерства, то это еще одно подтверждение того, что у чувства брезгливости есть другая крайность. 
   
    «Ревность удивительна и парадоксальна. Когда мы испытываем страстную любовь, мы подвергаемся опасности. Статистика убийств только подчеркивает эту парадоксальную ситуацию. С точки зрения статистики, если нам вообще суждено кого-нибудь когда-нибудь убить, это скорее всего будет человек, которого мы, по нашим собственным уверениям, любим больше всех на свете» (Ф. Тэллис). В уголовных кодексах ряда стран на случай такого способа оскорбления предусмотрена скидка.
   
     «Ревность – вовсе не обязательная спутница любви, скорее, это предвестник ее разрушения. Чтобы преодолеть ревность нужно понять, что лежит в ее основе. Чаще всего – это заниженная самооценка. Следовательно, для уменьшения стресса, вызванного ревностью, следует поднять собственную значимость как в собственных глазах, так и в глазах любимого человека» (Н. Параникян). Есть и другой прием. «Я сперва очень ревновала своего мужа. Но когда ему изменила – тут же перестала ревновать» (Л. Смирнова).
   
     «Если вы изменяете – расставайтесь. Не держите вы при себе заложника. Именно это – не честно.
      Если вы изменяете, но боитесь расставаться, что, на мой взгляд, чудовищно, то сделайте так, чтобы ваш партнер никогда, ни при каких обстоятельствах не узнал, что вы правда изменяете. Врите до последнего и не признавайтесь даже под дулом пистолета. А потом скорее расставайтесь.
      Потому что есть раны, от которых просто невозможно излечиться. И ты с ними живешь потом, как дурак, хотя все давно в прошлом. Пишу, и пальцы трясутся» (А. Долина).
          
     «Говорят, что ложь убивает любовь. Но откровенность убивает ее еще быстрее» (А. Эрман). «Цепь брака настолько тяжела, что нести ее приходится вдвоем, – иногда втроем» (А. Дюма-сын).

Кто бы мог подумать, что семья – это так трудно!» (Ж. Дюамель).
___________   
 1«Линней помещает бешенство в одну компанию с «болезнями страсти», булемией, эротоманией и ностальгией. Он определяет его как желание рвать на части ни в чем не повинных людей» (К. Юханнисон).               


Рецензии
Все это худлит и имеет отдаленное отношение к научному взгляду на ревность.
Хотя Ваше тщательное собирание гербария вызывает уважение.
Но гербарий-то односторонний, подбирался явно под уже готовую парадигму.
.
С уважением

Бондаренко Тимофей   18.11.2021 07:00     Заявить о нарушении
Если бы мы "любили" не промежностью, все было бы не столь катастрофично. Кстати - В «попытках проникнуть во внутренние стороны человеческих пороков» (Чан Тхак Хван) «поэты и философы, конечно же, лучше описали необходимые составляющие и стороны зрелой любви, чем любые психоаналитические исследования» (О. Кернберг). Здесь беспокойство Кьеркегора, «мужество быть» (П. Тиллих) важнее «мысли» Декарта. «Постигнуть сердцем все возможно непостижимое уму» (К. Фофанов). «Порой слепые тоже могут увидеть тайники твоей души» (Джами). «На каждом шагу я обнаруживаю, что меня опередили поэты». «Я часто с удивлением задавался вопросом, откуда вы знаете о той или иной неизвестной другим вещи, до которой я сам дошел только в результате сложных и долгих исследований», – писал Фрейд Шницлеру. Тем более, что «наше отношение к миру – плод не познания, а непосредственного восприятия его, переживания» (А. Швейцер).

Георгий Сергацкий 3   18.11.2021 09:32   Заявить о нарушении
На "гербарий" есть отзывы ПОНИМАЮЩИХ о чем идет речь: http://proza.ru/2019/05/27/1264

Георгий Сергацкий 3   18.11.2021 09:36   Заявить о нарушении
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "гербария" состоялась в Российском научном сексологическом обществе: http://1sexology.ru/8-prezentaciya/

Георгий Сергацкий 3   19.11.2021 08:49   Заявить о нарушении
Презентовать можно что угодно кому угодно.
А "понимающие" находятся и на черные квадраты.
:-)
Ваш гербарий собран без попытки глубокого теоретического анализа. А потому односторонний. Вы ухитряетесь не видеть то, что видеть психологически не готовы. Хотя это вроде как назойливо лезет в глаза при взгляде инопланетянина...
Прочитайте
http://stihi.ru/2017/07/07/922
.
С уважением

Бондаренко Тимофей   01.04.2022 14:50   Заявить о нарушении
цитата из попытки парирования отрицат отзыва: "если бы мы любили не промежностью..."
Нельзя этой нужной нижней частью живого трупа (тела, туловища без головы и конечностей) любить - как нельзя думать попой, которая включает часть промежности
Ибо:
Промежность [perineum] — область между лобковым симфизом спереди, верхушкой копчика сзади, седалищными буграми и крестцово-бугровыми связками с боков. Является нижней стенкой туловища, замыкающей малый таз снизу, через к-рую проходят мочеиспускательный канал, прямая кишка, а также влагалище (у женщин). Промежность предотвращает выпадение тазовых органов, создает возможность удерживания их содержимого (кал, моча) и контроля за мочеиспусканием и дефекацией.
Иное:
предполагать, что некто живой "любит" кого-то живого, призрачного или мертвого половым органом генитально - это очень упрощенно до противной примитивности. "Любят" мозгом - терминалом вселенской АИС с упакованными генами
Спасибо

Ан Ме   29.05.2023 17:40   Заявить о нарушении
Тимофей, изготовление гербария - часть научной работы
У нас в ЦНИИ АРиКТ тот кто шел за докторской по совокупности трудов делал так: сажал десяток аспирантов и соискателей и они набирали ему цитаты на заданную тему месяцами! Доктор становился "эукариот-эрудитом ..."
Но правильно поставленная задача = половина поиска решения проблемы и ...
И такой "гербарий"важен и нужен сам по себе = и посему тут не место морали

Ан Ме   29.05.2023 17:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.