Первый снег и Ночь в музее

Начало декабря 2013 года в Ташкенте было тёплым. На улице 20 градусов тепла. Ярко, но всё же по-осеннему, светит солнце. Тем не менее, давно зная необыкновенные выкрутасы ташкентской погоды, я не надеюсь на собственное восприятие, и каждый вечер непременно заглядываю на сайт Ташкентского Гидрометцентра.

Вот и на этот раз я уже за неделю знал, что 5 декабря резко похолодает и пойдёт снег. Ранним утром, затемно, едва продрав глаза, уткнулся в монитор компьютера и памятуя о снежном прогнозе, зашёл на сайт «Му Ташкент Скляревского», откуда привык получать достоверную информацию о происшествиях в городе и удивительные сплетни о великих ташкентцах.

Не знаю уж почему, но однажды зайдя на этот сайт, я с удивлением обнаружил, что для многих, нет занятия более привлекательного, как сплетничать о людях давно ушедших в мир иной. Чего только там народ не вспоминал. И это оказывается такая зараза, что на ташкентском сайте постоянно обитают, целыми семьями люди из Израиля, США, Канады и, конечно же, Москвы. Чего они там только не напридумывают. Диву даёшься. Так оближут человека, что будь он жив, непременно бы в петлю залез. То ли от стыда, то ли от нежданного осознания собственного величия.

Поначалу я в эту трясину тоже влез. А потом подумал, зачем мне прошлое ворошить. Пусть люди в раю спокойно живут и наши здешние сплетни не слушают. После этого сплетни не смотрел, выискивая на сайте только текущие местные новости.

Вот и на этот раз, учитывая, что за окном ни зги не видно, зашёл на сайт. И к моему удивлению, никаких фотографий с обещанным снегом там не было.  Ну, думаю, раз на ташкентском сайте до сих пор снега нет, значит пока не выпал, ошибся Гидрометцентр. Написал я это в чате, а через несколько минут Ирина Безрукова (это наш замечательный завсегдатай Ташкентского клуба авторской песни и поэзии «Арча», который возглавляет блистательным бард и мой старый друг Темур Шангареевич Валитов – «Тим Осенний»), сжалилась, и выложила удивительно красивую фотографию заснеженного Ташкента.

На улице уже чуть прояснилось, и выглянув за дверь, я понял, что всё что обещал Гидрометцентр и сфотографировала Ирина, сбылось. Температура, за ночь действительно опустилась на 20-25 градусов. Несмотря на снежную красоту, радости мне это не добавило. Было сыро, промозгло и холодно. А после обеда мне предстояло идти в Мемориальный Дом-музей Сергея Бородина. Нас туда вместе с Валерием Германовым – нашим великим историком, пригласили, обмозговать стратегию решения музейных проблем.

Во второй половине дня, прихватив по пути, Германова я вместе с ним направился в Музей.  Днём стало теплее и пришлось долго месить ногами подтаявший мокрый снег. Мы чуток запоздали. Музей был полон. Люди не только сидели, но и стояли. В основном это была молодёжь.

Увидеть выступающего из-за окружавшей его толпы было невозможно, но прислушавшись, я вскоре понял, что это известная в отечественной исторической науке фигура - Георгий Николаевич Уфимцев. А говорил он о Конституции Республики Узбекистан и об её роли в становлении государственности, экономическом и социальном развитии Узбекистана.

Речь была тёплая, по-домашнему доверительная и душевная. Я сразу обратил внимание на слушателей, и мне было приятно, что выступающий ещё до нашего прихода нашёл контакт со слушателями. Они буквально внимали и упивались его словам. Я сам, когда то много выступал перед людьми и по себе знаю, что увлечь аудиторию может только первоклассный лектор, подающий актуальный и интересный материал.

А он действительно был интересным. Я, конечно, не могу передать его полностью, поэтому отмечу только те моменты, которые привлекли моё внимание и запомнились.

Естественно, что прежде всего, он поздравил всех с 21-й годовщиной принятия Конституции страны, создавшей фундамент построения государственности и нового общества. Она была принята 8 декабря 1992 года и стала главной правовой и законодательной основой построения независимого демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Замечательный писатель Сергей Петрович Бородин в своей бессмертной трилогии «Звёзды над Самаркандом» художественными средствами подробно раскрыл то значение, которое придавал Амир Тимур принятию государственных законов. Он постоянно говорил о том, что нет, и не может быть сильного государства без добротной законодательной базы. Поэтому собственной рукой написал весь свод законов своего государства, получивший впоследствии название «Уложения Тимура».

Основные положения этих Уложений получили признание и во многом определили многие нынешние традиции узбекского народа. Поэтому внимательно читая текст современной Конституции нетрудно понять, что в ней заложены основные традиционные моменты жизни узбекистанского общества и в этом смысле прослеживается историческая связь с законодательством, сформулированным великим предком узбекского народа. 
 
Выступающий говорил о том, что принципы и положения, долгосрочные цели и задачи, заложенные в Конституции, а также правильно избранная и глубоко продуманная Стратегия достижения поставленных целей определили осуществление важнейших общественно-политических, социально-экономических и гуманитарных реформ, выход нашей страны на те рубежи, которыми узбекистанцы по праву гордятся. О том, что в стране последовательно проводятся демократические реформы на основе основополагающих принципов  – деидеологизация экономики, обеспечение верховенства закона, признание регулирующей роли государства как главного реформатора, реализация сильной социальной политики с учетом специфических особенностей страны, а также поэтапность осуществляемых политических и экономических реформ.

Глядя на многие республики бывшего СССР, подчёркивал он, мы еще и еще раз убеждаемся в неприемлемости искусственного форсирования демократических процессов. Путь революционных переворотов и силовых методов утверждения власти, как мы видим на сегодняшнем примере Украины, приводит, как правило, к контрпродуктивным результатам.

Далее Георгий Николаевич отметил, что высокие рубежи, которых Узбекистан достиг в либерализации и демократизации общества, обеспечении устойчивого и стабильного развития экономики, рост благосостояния и качества жизни населения, достойное для страны положение на международной арене – все это, прежде всего, результат глубоко продуманных, отвечающих современным демократическим требованиям реформ по формированию национальной государственности и политической системы, базирующихся на принципах сдержек и противовесов, разделения функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечения приоритета интересов, прав и свобод человека, а также общепризнанных нормах международного права.

Он говорил о том, что нужно понять очень важную истину – процесс реформ, демократизации и обновления общества – это не разовый и одномоментный, а непрерывно продолжающийся процесс, преследующий в конечном итоге понятные, находящие поддержку у населения цели. В этом и состоят важнейшие условия и гарантии для обеспечения успеха осуществляемых глубоких реформ, демократического обновления и модернизации страны.

Особое внимание Георгий Николаевич Уфимцев обратил на то, что поступательное движение Узбекистана по пути реализации принципов, заложенных в Конституции, масштабное реформирование и демократические преобразования в государственном, общественно-политическом, социально-экономическом строительстве, в гуманитарной сфере, в первую очередь кардинальный пересмотр и обновление сферы образования, динамичный рост уровня и качества жизни населения коренным образом изменили умонастроение людей и облик нашей страны, ее место в мировом сообществе.

Самое наглядное и конкретное представление о беспрецедентных переменах, происходящих в стране, продолжал он, дают некоторые показатели экономического развития за истекшие 22 года независимого развития.

Экономика Узбекистана за этот период выросла в 4,1 раза, в расчете на душу населения – не менее чем в 3 раза, при том, что население Узбекистана за этот период увеличилось почти на 9,7 миллиона человек и составляет сегодня около 30,5 миллиона человек.
Несмотря на серьезное воздействие, которое оказывает продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2008-2013 годах превысил 8 процентов, в 2014 году этот показатель предусматривается в размере 8,1 процента. Такие темпы роста экономики можно отметить среди немногих стран в мире.

Реальные совокупные доходы на душу населения за годы независимости возросли в 8,2 раза.

Обеспечивается сбалансированность макроэкономических показателей и ежегодный профицит Государственного бюджета.

Государственный внешний долг страны не превышает 16 процентов к ВВП, а внутренний долг имеет нулевое значение, растут объемы экспорта и золотовалютных резервов.
За годы независимого развития в экономике страны освоено в расчете на доллары свыше 162 миллиардов долларов капитальных вложений, из них более 56 миллиардов долларов иностранных инвестиций.

Это, прежде всего, сотни и тысячи вновь введенных современных предприятий, выпускающих востребованную на мировом рынке конкурентоспособную продукцию, это сотни и тысячи километров железных и автомобильных дорог, а также объектов инфраструктуры, это сотни тысяч квадратных метров жилья, это, наконец, кардинально меняющийся облик наших городов и сел, рост благосостояния и качества жизни населения.

Все эти факты, акцентировал Уфимцев – это растущее доверие международного сообщества к процессам реформирования и модернизации страны, будущему Узбекистана.

За годы независимости в Узбекистане созданы новые отрасли промышленности - автомобилестроение, бытовая электротехника, нефтегазохимическая отрасль, фармацевтика, полностью модернизированы и переориентированы на выпуск конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью пищевая и легкая промышленность, химическая отрасль, производство строительных материалов и др.

Но говоря о грандиозных структурных сдвигах в экономике и переменах в жизни, продолжал выступающий, нельзя не сказать о чрезвычайно важных и решающих изменениях, которые происходят в умонастроении и мышлении людей, их отношении к жизни, результатам своего труда.

Меняется сам человек, растет его гражданское и политическое сознание, растет его правовая культура, мы избавляемся от коммунистической идеологии и иждивенчества, веры в вождей, которые думают за нас.

Уверенно входит в нашу жизнь, занимая ведущие позиции, новая генерация кадров – самостоятельно мыслящая, владеющая современными знаниями и современным видением молодежь, свободная от предрассудков и стереотипов прошлого, способная взять на себя ответственность за будущее.

В заключение, Георгий Николаевич Уфимцев еще раз поздравил всех со знаменательным праздником – Днем Конституции, пожелал всем вам здоровья, счастья и удачи, благополучия и достатка нашим семьям.

Вскоре официальная часть закончилась. Кто-то читал замечательные стихи, кто-то рассказывал о жизни и творчестве Бородина и других писателях и поэтах его времени, а вот в заключение выступил Ансамбль Алмазарского районного русского культурного центра «Ивушка» под руководством Валерия Никитина.

Это был подлинный фурор, поскольку все его участницы напоминали знаменитых лауреатов Евровидения - Бурановских бабушек. И это было не только внешнее сходство. Они представляли тот же, глубоко народный стиль своих песен, проникающих в сердце и душу всех слушателей. Я с удивлением наблюдал, как студенты узбеки восторженно скандировали и, хлопая себя по коленям, подпевали бабушкам: - «Чё те надо? Чо надо? Но не дам. Но не дам. Чо ты хошь». Это была последняя песня, в их большом концерте и хитро улыбнувшись зрителям, они попрощались и побежали переодеваться. Вот тут то, во дворе музея, по пути, я их остановил и сфотографировал на память. Что ни говори – это великие таланты на сцене в доме великого писателя Сергея Петровича Бородина.

Тепло и нежно, распростившись с прекрасными артистками, я вернулся в дом Бородина, где начиналось очередное заседание Общественного Совета Дома-музея Сергея Бородина.  Члены этого Совета люди немолодые, лично знавшие Сергея Петровича, а погода на улице к вечеру была морозной, дорога заснеженная и обледеневшая. Поэтому на этот раз Совет работал в несколько урезанном виде. Но это ему совсем не мешало, поскольку творческий костяк всё же присутствовал.

В это время стало темнеть. И тут выяснилось, что прошедший ночью первый, мокрый и липкий снег, в конце концов, оборвал электрические провода, а энергетики от греха подальше, вовсе отключили электроэнергию в этом квартале.

Темнеет в Ташкенте быстро, а потому уже через пять-десять минут все предметы в Музее, а также всех членов Совета накрыла кромешная мгла. Началась подлинная Ночь в Доме-Музее. И тут каждому, из находившихся в загадочном доме писателя, поневоле вспомнились его слова: -

«Листва ночного сада черна. Тьма под деревьями подобна спекшейся крови.

Над мраком сада сияет серебряное небо, и тонкая струя ручья отсвечивает в ответ небесным светилам, постукивая камушками дна, словно перебирая перламутровые зерна нескончаемых четок.

Тишину в саду строго велено блюсти до утра: в этом саду спит Повелитель Мира».

Сознавая всю необычность и значимость момента, мы непроизвольно снизили тон, и повели очень тихую и неспешную беседу. А дело касалось сохранности фондов Дома-Музея. В нём насчитывается свыше 28 тысяч единиц хранения и каждая из них должна быть сохранена. Поэтому и встал вопрос о съёмке и оцифровке всех экспонатов. Конечно, всё это можно сделать с помощью бытовой техники, но это совсем не то качество, которое требуется для создания Виртуального фонда экспонатов Дома-Музея.

Но ещё важнее иметь поисковую компьютерную программу, способную находить, группировать и классифицировать экспонаты. При наличии такой поисковой системы исследовательская деятельность в Доме-Музее, образно говоря, получит второе дыхание, раскроет новые, ранее неизвестные аспекты жизни и деятельности великого писателя.

И это касается не только Дома-Музея Сергея Бородина. В таком же положении находятся все другие музеи страны. А это значит, что Министерству по делам культуры и спорта Республики Узбекистан необходимо оснастить все музеи такого рода стандартной программой, обеспечивающей единство виртуальных музейных фондов республики. Программы такие наверняка давно созданы. Дело за малым – купить лицензионный диск и оснастить им всё музеи страны. А к хорошей программе, не мешало бы добавить и соответствующую аппаратуру. Но это уже не наша забота.

Закончив с одним, и переложив груз со своих слабых плеч на плечи вышестоящего музейного магната, задумались о другой проблеме. И вновь находясь во мраке, откуда то услышался тихий проникновенный шёпот:

«Огонь времени разгорается жарче. Багряные отблески вспыхивают то на позолоченных скобах грузных ворот, то на медных бляхах, вбитых в резное твердое дерево. Разговаривая негромко, стража поглядывает - то нетерпеливо на котел, то несмело в темноту сада: туда, под сень деревьев, не велено ходить никому, - там, скрытый тьмой и тишиной, отдыхает их повелитель.

Вдруг стража замерла, глядя в сад остекленевшими глазами, затаив дыхание: из-под деревьев неслышно, будто не по земле ступая, а по воздуху, шел к ним ребенок в тонких шелковых зеленых штанах, в полупрозрачной алой рубахе до колен, в белой тюбетейке на голове.

Воины не смели шелохнуться, не понимая - въявь ли видят перед собой это дитя, кажущееся прозрачным в его легкой одежде».

Оцепенев поначалу, от нового, неизвестно откуда, просочившегося в тьму старого Бородинского дома наваждения, все поплотнее придвинулись к столу, встряхнулись и повели беседу… о детях и молодёжи. 

Говорили о тлетворном влиянии западной культуры на современную молодёжь, о том, что насаждение ею в молодёжной среде невежества и мракобесия. С горечью констатировали, что российское телевидение вместо научного просвещения в былой самой рейтинговой программе Сергея Капицы «Очевидное невероятное», с утра до вечера готовит из российской молодёжи поваров и клоунов. А в перерывах между этим, обучает её блатному жаргону, то бишь, готовит к отсидке «в краях не столь отдалённых», непрерывно героизируя «паханов, воров в законе, домушников, форточников, медвежатников» и прочий криминалитет. В результате русский язык, идущий с экранов российского телевидения давно превратился в «блатную феню» и англоязычный выпендрёж. И именно этим языком сегодня в совершенстве владеют дети, а соответственно, и молодёжь, чуть ли не с пелёнок. Где уж там ей до шедевров мировой литературы. Не поймут они читая. Язык Пушкина, Толстого и Сергея Бородина давно стал для них чуждым и непонятным, по существу иностранным. 

А ведь в былые времена двигателем общественного прогресса был научно-технический прогресс. Молодёжь стремилась к знаниям. Лучшие и умнейшие ребятишки поступали учиться в математические школы. А Ферганский Педагогический институт в 1960 г., учитывая тягу молодёжи к знаниям, в порядке эксперимента принял на первый курс физико-математического факультета 16 восьмиклассников - победителей  областной математической Олимпиады.

Так и учились будущие гении одновременно и в школе и в ВУЗе. Не из всех выросли гении. Получив блестящую математическую подготовку, почти все они после окончания школы и трёх курсов физико-математического факультета провинциального областного  ВУЗа,  предпочли всё начать заново, поступив в самые престижные ВУЗы страны. Следы их там затерялись, а вот те, кто продолжил образование в республике, заметно выросли и сейчас хорошо известны всем. Это о них с гордостью говорят, что они являются национальным достоянием Узбекистана. 

После этих слов в музейной темноте послышался общий тяжкий вздох, и кто-то с горечью констатировал, что начало 90-х всё перевернуло. Наука перестала быть престижным занятием. Зашёл я в те времена в кабинет Директора Института экономики Академии наук академика А.Х. Хикматова сказал, что только что назначен заместителем директора по науке только что созданного Научно-исследовательского центра по проблемам многоукладной экономики при Госкомимуществе и попросил помочь с кадрами. Он горестно вздохнул и ответил, что поделиться  он готов, только вот не возьму я никого, не осталось в институте учёных. Затем открыл сейф и вытащил оттуда 12 дипломов ВАК о присуждении научных степеней кандидата наук. И сказал, что уже больше полугода валяются. Никто за ними не приходит. Никому они не нужны, поскольку сейчас сигаретами престижнее торговать. Открыл он мне глаза. За что я ему и сейчас благодарен.

А тем временем в души людей мутной волной входило потребительство. Все помнят, как в начале 90-х люди с восторгом покупали 100-летнее турецкое печенье, которое было невозможно раскусить, подслащённые быстрорастворимые красители воды ЮПИ и т.п. Но настоящий перелом начался с появлением пейджеров. Каждый молодой человек, имевший пейджер, с гордостью называл себя пейджерастом.

А сколько нервов стоило преподавателям для того, чтобы научить студентов отключать мобильные телефоны во время занятий. Кто-то удалял виновного вместе с телефоном из аудитории, кто-то выбрасывал телефон в окно, а вот мне удалось решить проблему по-иному.

Я тогда преподавал в Институте востоковедения. В начале учебного года начал преподавать в магистратуре. Зайдя в аудиторию, увидел, что перед каждым из слушателей лежит новенький сотовый телефон. Молодые люди явно гордились очень дорогим в то время родительским подарком по случаю их поступления в магистратуру.

Как я и ожидал, вскоре у кого-то зазвонил телефон. Я разрешил студенту выйти. А затем оставшимся задал вопрос – знают ли они, почему студенты Института востоковедения пользуются сотовыми телефонами, а не пейджерами? Выдержав необходимую паузу, я сам на него и ответил: - «Дело в том, что для того, чтобы пользоваться пейджером, помимо всего прочего, читать нужно уметь». Результат превзошёл мои ожидания. Ребята поняли жёсткий юмор. Сотовые телефоны немедленно исчезли со столов. И не только со столов в этой аудитории, но и вообще после этого на всех моих занятиях в любой аудитории я никогда не видел и не слышал сотовых телефонов.

Как экономист, я понимал, что происходит. Это производители, которым позарез нужны новые рынки сбыта товаров, с помощью маркетинга буквально влезали в души людей. Бизнесу необходим рост объёма продаж.  «Глаза-то у всех одинаковы: на свое радуются, на чужое зарятся». Вторили нам тёмные стены Музея словами Сергея Бородина.

Эту мысль в темноте музея подхватили и развили. Постепенно потребление материального переросло в потребительство духовного.  И теперь мы постоянно видим с экранов горячие новости о том, сколько раз разводился тот или иной актёр и сколько у него незаконнорожденных детей и любовниц, а теперь и вовсе эту моду взяли на вооружение крупнейшие политики. Они наперебой сообщают, что только что бросили свою умную жену с учёной степенью кандидата наук и взяли в жены какую-то тупую, как пробка, фотомодель. Всё это понятно и не вызывает вопросов. Поэтому самые популярные и посещаемые сайты в Интернете всегда до предела примитивны. В них просто не пускают непонятные обывателям вещи. Мало, что они умные и квалифицированные, главное в том, чтобы самый набитый дурень, мог сказать, что всё понял и это хорошо.

И тут кто-то постучал по столу и заметил, что мы обсуждаем не СМИ, а музейную политику. И от нас зависит многое для того, чтобы на примере реализации музейной стратегии компенсировать недостатки и просчёты СМИ и Узнета.

Он сказал, что в отличие от стран Запада и других стран СНГ, мы вооружены методологией, не имеющей аналогов в мире Национальной программы по подготовке кадров. А в ней ещё в 1997 году в качестве закона закреплено, что в Узбекистане в процессе непрерывного образования готовится не потребитель, здесь идёт «становление разносторонне развитой личности-гражданина, в основе подготовки которого стоит интеллектуальное и духовно-нравственное воспитание человека».

Мало того, программой законодательно определено, что в системе образования «особое внимание уделяется личности обучающегося, развитию у него культа образования и знаний, общепознавательной активности, формированию самостоятельности, чувства гордости и достоинства».

Ключевое здесь слово «культ», означающее законодательное преклонение и почитание образования и знаний как перед нового божества, служение этому божеству и исполнение связанных с этим действий и обрядов.

Иными словами ещё в далёком 1997 году в противовес, навязываемых Западом моделей оболванивания молодёжи,  в Узбекистане процессу образования и знаний придан статус государственной светской религии, и об этом прямо записано в Законе Республики Узбекистан. С этого времени, все образовательные учреждения, включая и музеи, автоматически превратились в подлинные храмы новой религии образования и знаний.

Именно поэтому сегодня возле наших музеев, так же как в просвещённой Европе, стоят очереди. Именно поэтому молодёжь стремится приобщиться к нетленным раритетам, выставляемым музеями для всеобщего обозрения. Для нашей узбекской молодёжи это сродни иконописным ликам и мощам святых, которым не стыдно поклоняться как артефактом интеллектуального развития человечества. Эту позитивную тенденцию нужно всемерно поддерживать и развивать.

Это очень важно для Дома-Музея Сергея Петровича Бородина, поскольку речь идёт не только о великом мастере художественного слова, но и о величайшем пропагандисте чувств национального патриотизма, человеке, произведения которого на исторических примерах учат молодёжь законопослушанию.

Все замолчали. И вдруг из небытия, во тьме, тихий размеренный голос самого Сергея Петровича Бородина прочитал отрывок из своей книги:

«Ходит по народу слух, будто однажды в Бурсе был суд. Кого ж судили?! Султана своего, Баязета судили! Вдова из греков, Бестина по имени, подала на султана жалобу, и справедливый казий, судья, сказал: "Перед аллахом все мусульмане равны. Кто виноват, того накажем". А жалобилась она, будто султан, расширяя свой сад, прихватил ее земельку. Много ли, мало ли прихватил... "Не трогай, - кричит, - вдовью долю, она у меня от мужа, а не от тебя, султан!" Сам Баязет на суде стоял, как простой ответчик, а истица сидела. И казий присудил вернуть вдове Бестине землю. И заплатить вдове за обиду. И султан повиновался суду. А уж народ заговорил не за вдову, а за султана: вот, мол, что за султан у нас! Любуются им, верят ему, за него помрут»!

Долго мы все молчали, переваривая услышанное, затем прошлись по мероприятиям, вытекающим из обсуждения проблемы, тихо пересекли загадочный двор Сергея Петровича и по первому подмороженному снегу, разошлись по домам. Но тихий голос и мудрые слова из произведений Бородина запали в душу и до сих пор будоражат сердце.


Рецензии