Магия даров Псапэ у адыгов

                Последнему магическому народу
                Европы адыгам (черкесам) – посвящается.

Введение.
Ещё Иван Грозный не родился, ещё и российская Русь (Россия) не родилась, когда в 1502 году в Венеции вышла одна из первых печатных книг «Быт и страна Зихов, именуемых Черкесами», в ней итальянский путешественник Джорджио Интериано отметил удививший его обычай щедрости и даров. Он записал : «И весьма восхваляют щедрость и дарят охотно все свое имущество, за исключением коня и оружия. А что касается их одежды, то тут они не только щедры, а [просто] расточительны, и по этой причине оказывается, что они по большей части хуже одеты, чем их подданные. И несколько раз в году, когда они справят себе новое платье, или красную шелковую рубаху, какие у них в обычае, то сейчас же все это выпрашивается в дар вассалами. Если же откажутся отдать или покажут свою не охоту, то это у них считается величайшим позором. И потому стоит только попросить у них что-либо подобное, как они сейчас же предлагают [взять], снимают с себя и берут взамен жалкую рубаху низкого просителя, по большей части, худую и грязную, и таким образом, почти всегда знатные одеты хуже других, за исключением обуви, оружия и коня, которых никогда не дарят.»
В последующие столетия ещё многие иностранные путешественники были немало шокированы тем, что многие богатые адыги (черкесы), соблюдая Адыгагъэ, на каждом шагу совершали акты дарения, т.е. часто раздавали своё добро в пользу своих вассалов, гостей, нуждающихся и т.д.. (( А в это время нравственно отстающие религии, занимались тем, как убедить бедных в том, что они  бедны не по вине богатых, а из-за собственных грехов в прошлых жизнях.))
Народ нартов (адыгов) унаследовал у древнейшего человека, бережно сохранил и систематически использовал несколько комплексов магических обрядов, в которых магия опиралась на подарки, в том числе комплексы «Детские», «Свадебные», «Гостеприимства», «Псапэ» и др.
В этой статье речь о магическом обряде даров «Псапэ», который наравне с магическим обрядом даров «Гостеприимства» имел самые ярко выраженные черты милосердия (благотворительности).
Обряд бытовал у нартов (адыгов) на протяжении 2,5 тыс. лет, а именно с момента рождения адыгов (см. Майкопская культура - 5,5 тыс.лет назад) и до исчезновения Дольменной культуры (3 тыс.лет назад).
А до наших дней обряд, частично утратив своё магическое содержание, дошёл до нас как этический обычай так же именуемый «Псапэ».

Цель. 
Обряд даров «Псапэ» (архаичный) имел две магические цели :
_1)через добавления радости, надежды и счастья в сердце каждого человека (своего и чужого), оказать мощное позитивное воздействие на всю Вселенную;
_2)раздать «удачливость» дарителя.
Причиной и источником магической силы обряда была любовь ко всему народу.
Позже, когда магическая составляющая была большей частью утеряна, обряд трансформировался в этнический обычай даров «Псапэ», который имел целью ориентировать народ адыгов на постоянное повышение уровня доброты во взаимоотношениях, на большие самоограничения и жертвы ради общества. Ещё позже стали декларироваться и другие цели соответствующие поздним религиозным воззрениям адыгов.

Содержание обряда.
Магический обряд Псапэ состоял из заклинания (приказа, требования) и акта безвозмездного дарения (одного или нескольких даров) нуждающимся людям (чаще в виде материальных средств, реже в виде физической или иной помощи).
Обряд совершался в разных формах, а именно :
- простого дарение человеку вещи, которая ему понравилась;
- оказание помощи человеку, который неожиданно попал в трудную жизненную ситуацию;
- благотворительной раздачи даров (чаще – в виде продуктов питания), которые производились как по просьбе, но гораздо чаще без просьбы со стороны нуждающихся или кого-либо. Однако, раздача даров по обряду Псапэ отличались от раздачи милостыни или благотворительности тем, что эта раздача даров производилась в пользу всех жителей определенной местности, улицы, джамаата (части аула) и т.п. То есть подарки раздавались всем подряд, родственникам, дальним родственникам, знакомым соседям, незнакомым соседям, нуждающимся и даже состоятельным семьям (не испытывающим никакой нужды), то есть всем кто живет в выбранном околотке, а не только нуждающимся. Для состоятельных семей получаемые в дар продукты не были так значимы, как для нуждающихся, но эти дары служили первым толчком, запускающим цепную реакцию, эти семьи заражались положительным примером, и начинали продумывать свои вариант совершения даров.
Естественно, что одиночное совершение обряда Псапэ производило мизерное воздействие на Вселенную.
Однако адыги массово следовали положительному примеру и в результате акты дарения стали происходить сотнями тысяч раз в год, это явление преобразило страну и превратило её в страну подарков.
Соседние народы тоже заразились обычаем. И хотя соседи не ведали ничего о магической составляющей древнего обряда, тем не менее, они массово последовали примеру адыгов и стали дарить друг другу подарки – их жизнь тоже изменилась к лучшему.

Суть обряда.
Чтобы лучше понять суть архаичного магического обряда «Псапэ» - представьте себе художника, который гуляя в общественном парке, увидел прекрасную картину, на которой нарисован большой букет цветов, а затем он заметил, что фрагмент картины был немного повреждён влагой и несколько цветков стали иметь блёклый вид. Художник за свои деньги купил кисточки и краски, затем сделал несколько исправительных мазков, чтобы эти цветы стали ярче, чтобы они снова стали гармоничной частью букета на картине, после чего художник просто ушёл домой довольным.
Как художник, делая эти исправления, не рассчитывал на благодарность со стороны нарисованных цветков - точно так же и  совершающий обряд Псапэ не должен рассчитывать на благодарность (ни в какой форме) от тех, кому он оказывал помощь.
По аналогии с вышеуказанным художником, каждый совершающий обряд адыг  всегда шёл на определённые жертвы, риски, убытки и т.п. (к которым его никто не принуждал), но такова плата за любовь к этому миру и за право дарить людям радость, за право улучшать Вселенную.
Совершив обряд Псапэ человек попытавшийся в меру своих сил и средств улучшить мир, имел только одну выгоду – в улучшенном мире завтра должно было жить  приятнее, комфортнее, безопаснее и т.д..
И хотя  в масштабах Вселенной изменения могли казаться чересчур незначительными, маги-воины (а затем и все адыги) считали совершение обрядов дарения («Псапэ») своим долгом.
На эту единственную допустимую выгоду указывают старые пословицы :
_1)Псапэ пщlэмэ зыхуэпщlэр уи щхьэщ (Совершая Псапэ, ты делаешь это для себя)
_2)Псапэ зыщlэм, псапэ къехь (Совершающий Псапэ приобретает Псапэ).

Магический обряд дарения «Псапэ» имел мало общего с буддистскими и иными религиозными практиками, так как наши древние предки (времён Майкопской и Дольменной культур) не рассматривали совершения обряда как какой-то акт духовного самоСовершенствования, самоВозвышение или самоОчищение через чистое, свободное от корысти благодеяние и т.д..
Во многих современных нравственно отсталых станах западной цивилизации считают человека «добропорядочным» уже тогда, когда он не причиняет вреда окружающим и платит налоги, но такая пассивная позиция была неприемлема для нартов (магов-воинов), которые считали своим долгом активно совершать добро, причём по собственной инициативе, а не только когда об этом просят.
И со временем эта позиция, которая предписывала активно улучшать мир оказалась включённой в Адыгагъэ. Об этом свидетельствует образ мыслей нартских героев. К примеру нартский герой Бадыноко, которому ещё в  колыбели пели : «… Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь …». А выросший Бадыноко говорит : «Никогда я не стремился, К угощениям богатым, К песнопениям весёлым… доспехи боевые, Я надел для дел высоких, Мой удел — защита правды».
Эти и подобный установки нартов (магов-воинов) наложили свой отпечаток на мировоззрение адыгов : сочувствие, сострадание, милосердие, благотворительность, и как результат активная помощь страждущим (через раздачу даров) стали постоянно действующей нравственной идеей.

Исполнители.
Обряд мог выполнить не только обученный маг-воин, но и обычный человек. Любой адыг (с чистым сердцем), не имея специальной магической подготовки, мог исполнить обряд, нужно было только знать слова магического заклинания и иметь возможность сделать задуманные подарки.

Изменение название обряда.
Современное наименование обряда «Псапэ». Это слово из 2-х компонентов - «Псэ» (дух, душа), и «Пэ» (начало, исток, основа), итоговый прямой перевод «начало души».
Это относительно новое слово (ему около трех тысяч лет), а его магический перевод примерно -  "формирование духа будущих поколений".
До этого обряд имел другое название, которое утрачено и пока ещё не восстановлено.
Утраченное архаичное название скорее всего содержало в себе слово «Тха», под которым ныне понимают «Бог», и которое ранее понималось как «Дух». На это указывает тот простой факт, что архаичные маги-воины верили, что воздействуют на «Духов» различных природных стихий, а вот с «Богами» этих стихий они знакомы не были. Утратившие магические способности народы стали постепенно превращать ставших неподвластными «духов» природных стихий в жестоких и непредсказуемых «Богов» (появились пантеоны таких «Богов»). К примеру – «Мэзытхьэ», который ныне переводят как «Бог Леса». Но стоит только спросить – Как зовут бога леса ? Станет понятно, что это вовсе не «Бог», а всего лишь извращённый осколок от древней магической веры в «Духа Леса». На любого «Духа» любой стихии нарты могли воздействовать непосредственно, при этом они не беспокоили Великого демиурга - Тха (Тхьэшхуэ), он же Величайший Дух, создатель Вселенной.

Условия эффективности обряда.
Эффективность влияния каждого конкретного обряда Псапэ определялась двумя факторами : чистотой мотивов (помыслов, целей) и эффективностью помощи, которая оказана нуждающимся в ней. Истинная или лицемерная благодарность или даже чёрная неблагодарность людей получивших помощь не могла испортить магического эффекта обряда, при условии, что это помощь была действительна необходимой, дошла до адресата и была принята нуждающимися в ней (а значит, картина неминуемо менялась).
Общая эффективность влияния обряда Псапэ определялась, образно говоря – количеством художников, вносящих положительные изменения в огромную картину Вселенной.
Чем больше людей совершают Псапэ и соответственно чем больше совершается Псапэ, тем лучше. В силу этого говорят: Псапэ куэд щыlэкъым (Псапэ много не бывает).

Условия неэффективности обряда.
Если человек, при произношении заклинания или совершении даров, преследовал хотя бы минимальные корыстные цели, то он прекрасно осознавал, что это уже не обряд Псапэ и это осознание лишало обряд всей магической силы.
В силу этого стали говорить :
_1) Пщlа ухущlегъуэжым (ущlэфыгъуэжым) Псапэ хъуркъым (Если сделал благодеяние, но пожалел, это Псапэ не становится).
_2) Уи гум lей илъу блэжьа lуэхур Псапэ хъуркъым (Благодеяние, совершенное со злом в душе, не станет Псапэ);
_3) Псапэ щlэи псым хэдзэ (Сделай Псапэ и брось, в воду).
Таким образом, основное условие эффективности обряда – чистота намерений, доброта, любовь, истинное сострадание и сочувствие к нуждающимся в помощи, истинное желание порадовать как родных и близких, так и неродных и даже незнакомых «чужих» людей.

Жалость.
У адыгов, немного жалости допускалась в отношении маленьких детей и старых, немощных людей. А жалость к трудоспособным членам общества считалась глупой и недопустимой, так как считалось, что жалость превращает таких людей в паразитов и в жалких (никчёмных). В общественном сознании нуждающиеся никаких послаблений в соблюдении обычаев не имели, пожалуй, это было наилучшее из того, что для них можно было сделать.

Анонимность.
Простые законы магии содержали требование – «сохранять анонимность» при совершении Псапэ, чтобы магическая сила эмоции благодарности человека, которому оказали необходимую помощь, могла не тормозить возле дарителя, и могла непосредственно усилить магическое заклинание дарителя, которое уже было адресовано Вселенной. Со временем, на это требование наслоились этические правила «соблюдать скромность», «Табу на хвастовство» и др., и вместе они стали важным элементом этнического сознания адыгов.

Посвящения (Хатыр)
Однако, в силу объективных обстоятельств, часто, сохранить анонимность было изначально невозможно (в случае, когда помощь нужно оказывать в условиях непосредственного присутствия  или в случае, когда помощь оказывается открыто одновременно множеству людей и т.д.). В таких случаях было необходимо закамуфлировать дарение по обряду Псапэ под дарение в рамках иных обрядов, чтобы максимально перенаправить эмоций благодарности с личности дарителя на всю Вселенную. К примеру, можно было объявить о том, что раздача подарков была в посвящено какому-то празднику, радостному событию (успеху), либо посвящена поминовению кого-то из предков (Хатыр) и т.п.

Трансформация обряда в обычай.
Начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры, после того как обученные маги-воины (нарты) были истреблены,  обряд стал включаться разными религиями в арсенал средств воздействия на своих приверженцев, но с разными изменениями, которые чаще всего фактически лишали его магической эффективности.
Об этом свидетельствуют данные, о множественных христианских и исламских включениях в процедуру совершения даров милосердия и благотворительности.
Теперь, делая подарки адыг, стал говорить : Псапэ Тхьэм ищl (Да сделает Тхьа это действие Псапэ).  Так же говорят присутствующие при совершении дарении.
В знак благодарности стали говорить :
- Псапэу Тхьэм къуитыж (къыритыж) (В виде Псапэ Тхьа да воздаст тебе (ему)).
- Гугъу фызэрехъар гъащlэу, Псапэу, гукъыдэжу Тхьэм къывитыж (За ваши труды Тхьа да воздаст вам долголетием, здоровьем, Псапэ, воодушевлением, бодростью);
- Псапэ Тхьэм ищl (Это благодеяние Псапэ Тхьа да сделает).

Говоря проще - адыги, поддавшись новоявленным религиям, перестали требовать изменений непосредственно от Вселенной, и стали просить Тха (Аллаха, Бога)  произвести эти изменения вместо них.
Магический обряд Псапэ никак не должен был беспокоить Верховного демиурга – создателя Вселенной.
Архаичный обряд был нацелен на изменения (улучшения) общества и Вселенной.
Нарты (адыги) считали такое влияние на Вселенную допустимым и разрешенным (а иначе зачем им даны разум, физические и магические возможности ?). Далее они считали, что не нужно беспокоить Тха (Аллаха, Бога), каждый раз, когда делаешь какой-либо подарок (тем более что подарков должно делаться очень много). По их мнению, магические действия не должны были быть адресованы к Верховному демиургу, потому как они суть приказы (требования) адресованные Вселенной, а к Верховному демиургу можно обращаться только с нижайшими просьбами и то только в особых случаях.
Обычай Псапэ ориентировал всех активных производителей (успешных добытчиков) на каждодневную помощь другим. Как в первоначальной магической форме обряда, так и в ослабленной религиями поздней средневековой форме «обычая даров», он стал фактором постоянного повышения уровня солидарности и сотрудничества между всеми слоями общества, а также повышения общего индекса счастья народа, а также стал фактором, превращавшим человека в Человека с большой буквы.


Рецензии