Дедушка
Автобус, в котором мы должны ехать в село, набивался до отказа. Жаждущих в него попасть была тьма тьмущая. Это и колхозники, торговавшие на рынке, и учащиеся, учившиеся в городе и ехавшие на выходные за очередной порцией провианта, и уже взрослые дядьки и тетки, спешившие проведать своих престарелых родителей. Не попасть в автобус, означало добираться на попутках и еще 9 км пешком. Перспектива остаться в городе до утра никого не устраивала. Вот и сегодня людей было очень много. В редких случаях выделялся дополнительный автобус. Но водители не очень хотели пускать другие автобусы на свой маршрут. Они «трамбовали» свой «пазик» до отказа, пытаясь как можно больше загрузить пассажиров. Сегодня все их усилия не увенчались успехом. Загрузив полностью авто, на перроне оставалось еще человек тридцать. Они окружили автобус и не отпускали до тех пор, пока дежурная по автостанции не уверила их, что дополнительный автобус еже выехал за ними. Все спешили домой, ведь завтра выходной и не просто выходной, а 9 мая – День Победы.
Дорога до села занимала около часа. «Пазик» периодически останавливался и выпускал порцию пассажиров. Они, выйдя из автобуса, разминали затекшие конечности и радовались обретенной свободе. В автобусе становилось посвободней. Еще немного и мы у цели. Нас встречает дедушка Лёва. В паспорте он записан как Леонтий, но все называют Лёвой, и мне очень нравиться, наверное, что созвучно со Львом. Сам дед высокий и наверное, самый сильный в селе, и как всегда в своем любимом картузе-восьмиклинке.
Ему в этом году будет 59 лет и День рождения у нас с ним в один день. Здорово. Усадив меня на багажник, и повесив сумки на руль, дед медленно покатил велосипед, при этом рассказывая родителям сельские новости. Новости меня не очень интересуют и рассматриваю молодую зеленую поросль вдоль дороги. Красивыми пятнами выделяются кусты сирени. Практически у каждого подворья есть эти кустарники. Повернув в свою улицу, я увидел, что к буйству разноцветной сирени добавились алые стяги на некоторых подворьях. Дед объяснил, что флаги выдал сельсовет и только на те подворья, где есть участники войны. Завтра День Победы и село должно быть украшено флагами. Ветераны должны бережно хранить их и вывешивать на все праздники. Я был очень горд, что на доме деда алело красное полотнище. Он прибил его на фронтоне дома и его было видно из далека. Мой дед ветеран и вчера ему вручили юбилейную медаль. Я знал, что у дедушки есть медали и они прикреплены к пиджаку. И пока бабушка Маруся суетилась встречая гостей, мне удалось выскользнуть из ее объятий и упросить деда показать медаль. Медаль была в коробочке и еще не заняла своего места на выходном пиджаке. Я бережно достал ее из коробки и она засияла на всю комнату. Я подумал, что она золотая и спросил деда. «Почти!» - ответил улыбнувшись он. Дедушка рассказал, что прикрепит ее на пиджак и возьмет меня завтра на парад. Вечерело. Никакие бабушкины разносолы и вкусности меня не привлекали. Я хотел поскорее лечь спать и что бы быстрее наступило утро. Ночь прошла спокойно. Только моя голова коснулась подушки, я уснул.
Конечно у нас дома не было такой перины, как у бабушки. Ее огромные подушки, сложенные друг на друга, казались мне кораблями. А перина – это огромное море. И вот окунувшись в это море, сон окутал меня. Спал я крепко и долго. Разбудил меня голос деда: «Эй солдат, подъем!». Я открыл глаза и увидел, что дед уже в парадном пиджаке, и новая медаль заняла свое место рядом с другими медалями, но сияла она лучше остальных. Быстро одевшись, я был готов схватить деда за руку и бежать на парад. Моим планам не было возможности воплотиться в жизнь. Преградой на их пути стала бабушка Маруся и ее категорический ультиматум: «Без завтрака - никаких парадов!». Компромисс был найден быстро. Я согласился съесть краюху хлеба и выпить теплого домашнего молока, которое терпеть не мог. Все остались довольны. Родители мне уже приготовили букет. Это были несколько тюльпанов, сорванных в палисаднике, и несколько веточек сирени. Букет получился красивым. Взяв в одну руку букет, а второй рукой ладонь деда, мы отправились на парад.
Парад в селе, конечно, скромнее чем в городе. И все-таки есть свои каноны. Сбор был назначен возле клуба. Ветераны подходили к месту встречи, поздравляли с праздником, жали руки и хлопали друг друга по плечам. В основном это были мужчины, чуть старше или чуть младше моего деда. Они были в сопровождении, таких как я, детей. Некоторых я знал, а некоторых видел впервые. Были ребята в красных галстуках – местные школьники. Народ построился в колонны и двинулся к могиле неизвестного солдата, где должен состоятся митинг и возложение цветов. Женщин было мало. В основном они остались дома готовить праздничные обеды. Позади колоны пристроились несколько автомобилей односельчан. Они любезно предлагали подвезти всех, кто устал. Мы с дедом шагали в колоне. На некоторых автомобилях я у видел портрет незнакомого мужчины в армейской форме. «Кто это?» - спросил я у дедушки. «Это Сталин!» - ответил дед и показал на одну из своих медалей. На медали был профиль этого мужчины и надпись: «Наше дело правое – мы победили!». Вот мы у памятника. Начался митинг. Выступали фронтовики и у многих были слезы на глазах, срывались голоса. Пионеры выпустили в небо голубей. Все желали мира, и скорбили о павших. Свой букет я тоже положил на могилу неизвестного солдата. Было как-то очень грустно. Была полевая кухня и запах солдатской каши щекотал мне нос. Нам насыпали порцию каши и деду дали «боевые» 100 грамм. Каша показалась мне очень вкусной. Дед выпил водку не закусывая и мы пошли домой.
Дорога домой уже была не такой торжественной. Букета уже не было. Деда немного разморило от усталости и водки. Мы шагали не спеша. Меня мучил один вопрос, но я боялся задать его деду. Я смотрел на дедушку и думал: «Почему у него так мало медалей? Ведь он у меня такой сильный, а медалей мало». Когда мы шли в колоне, я видел, что у многих ветеранов было намного больше медалей чем у деда. Было обидно. Слезы пытались вырваться из глаз, но я их сдерживал. Дед все равно заметил.
- Ты чего такой грустный. Мы же победили!
- Дед, ты был плохим солдатом? – спросил я.
- Почему? –быстро спросил дед и потянулся за папиросами.
- Ведь у тебя только пять медалей, - сказал я, и опустил голову.
Дед закурил и сразу закашлялся. Помолчал немного и сказал: «Внучек, служил я хорошо! Тебе не должно быть стыдно за меня. Мы победили!».
Позже я узнал, что мой дед был с первого дня на фронте. Воевали вначале с одной винтовкой на пятерых. В мае 1942 г попал в Изюмский котел, был тяжело ранен и попал в плен. Концлагерь находился на территории Франции и его освобождали союзники. На предложение уехать за океан – отказался. Вернулся домой. Отстраивал разрушенные шахты Донбасса. Был настоящим солдатом своего времени. Спасибо тебе дед! Мы победили!
Свидетельство о публикации №217012801887
С уважением и дальнейших Вам успехов,
Любовь Арестова 14.09.2017 21:34 Заявить о нарушении