Портретист

Выставка произведений художника Юрия Николаевича Квасова в Иркутской картинной галерее, составивших полувековую летопись Прибайкалья – это событие в мире культуры и искусства Восточной Сибири. В интернете он представлен как один из лучших художников современности. Какие впечатления охватывают посетителя при первом, самом беглом, знакомстве с выставкой? Это поток эмоций, перемещение в мир высокого искусства, отражающий на портретных полотнах иркутскую историю на стыке двух тысячелетий. Портрет – наиболее сложный жанр живописи, который дается не каждому художнику. Предназначение портрета не только и не столько во внешнем сходстве с персонажем, но и в отображении его характера, внутреннего мира и убеждений, что и составляет особую ценность произведения.

Значимость иркутского живописца, его место в портретном творчестве проясняется в сравнении с художниками-передвижниками второй половины девятнадцатого века. То был золотой век русской живописи, для которой характерны эмоциональная сила образов, социальное звучание, демократизм. В образах людей из народа передвижниками запечатлены черты национального характера, самобытность простого человека, его погружение в поиск смысла жизни. Петр Третьяков настойчиво коллекционировал портретные работы лучших художников, создав галерею выдающихся деятелей культуры, ученых и общественных деятелей своего времени. В ней  запечатлена история государства российского. К чести иркутской художественной школы, Юрий Квасов, создавший цикл произведений из трехсот портретов(!), уверенно подхватил знамя передвижников, реявшее над Отечеством веком назад. 
 Портрет представляет собой единую композицию, где в полной мере проявляется миросозерцание художника, где одинаково важны лицо, одеяние  и окружающий фон, антураж картины. Перечисленные компоненты кудесников пера и красок блестяще освоены Юрием Николаевичем. Лица выглядят абсолютно естественными, при этом мастер портрета проявляет дар психолога, умело подчеркивает индивидуальность и сущность человека, склад ума и характера.

 Особое внимание уделено одежде, в написании которой применяются мягкие, теплые тона, зрителем ощущается натуральность ткани, ее изящество и шелковистость, к которой хочется прикоснуться. Цветовая гамма красочна и насыщенна, тщательно проработана, но без кричащих и вычурных красок. Даже обыденная одежда выписана с любовью. Все перечисленное, включая продуманную атрибутику портретов, возводит их в ранг сильных классических произведений.

Каждое из них по-своему привлекательно и находит своего почитателя. В кратком экскурсе по выставке хотелось бы остановиться на некоторых работах. По хронологии творений мастера, начнем обозрение с портрета Александра Вампилова, первого литератора России за весь послевоенный период. В далеком 1967 году художнику представили драматурга как «нового русского Чехова», и работа на холсте, точнее, на заготовке из древесноволокнистой плиты, закипела.

Но вот вопрос – художник ли владел кистью, или она сама странным образом подправляла изображение, следуя предписанному роковому фатуму? Да, тонкая ткань светлой рубашки прикрывает вампиловскую грудь, в горнах которой в часы вдохновения  рождались огни. Но отчего тогда на нем эта плотная верхняя одежда черного цвета? Не в ней ли ему придется со временем противостоять бушующей стихии тяжелых байкальских вод? И почему сгустилась тревожная облачность над Байкалом? И еще на скальном выступе крутого берега – профиль божества, никак самого Бурхана, устремившего загадочный взгляд к небесам… В ту же скалу ведет тоннель Кругобайкальской дороги, этакая зловещая черная дыра, откуда нет возврата. Лик писателя, покорившего вершины мастерства и осознавшего значимость собственного величия, строг и спокоен. Взгляд из вечности обращен к поколениям. Александру Вампилову оставалось жить и творить еще три года.

Отец Марк написан с началом третьего тысячелетия, но это творение можно поставить в ряд с работами живописцев эпохи Возрождения. На главный план картины совершенно неожиданно выступает вдаль устремленный взгляд провидца, да, этот взгляд завладел всей фабулой картины, ее сутью и смыслом. В проницательном взоре священнослужителя кроется понимание предназначения человека и еще что-то от Христа, а все прочее на полотне направлено тому во вспоможение. Эти глаза в затемненном обрамлении времен полны затаенной тревоги и сострадания к человеку, посланнику Божьему на земле, обремененному дьявольскими наваждениями и искушениями. Церковная мантия приглушенных красных тонов, украшенная золотым шитьем, свободно и непринужденно ниспадает ниц. В руках позолотный крест, оберегающий паству от скверны.

Что еще? Еще два императорских портрета, выполненные в лучших традициях русских художников. Один из них, изображающий Александра Первого, освободителя Европы, олицетворяет торжество и историческую значимость его правления. Светозарное обличье, парадный мундир и сама поза с подбочененной фертом рукой подчеркивают горделивость и важность высокой царской особы. Надо ли пояснять, с какой радостью и благодарностью восприняла этот портрет Ее Императорское Величество, Великая Княгиня Марина Владимировна, праправнучка Александра Первого? Она и наградила Юрия Николаевича за исполненную работу медалью «400 лет Дому Романовых». Мне, имевшему честь получения из рук наследницы Диплома победителя литературного конкурса «Наследие», особо приятно отметить столь торжественный акт признания заслуг живописца перед Российским Императорским Домом.

Другие ассоциации навевает портрет последнего российского императора Николая Второго. В его глазах не упоение победами, а ожидание трагической развязки, предсказанной в послании далекого предшественника, Павла Первого, в котором монах Авель пророчил гибель империи и царской семьи. На Николае тоже военный мундир, но строго черный, свечи в кабинете потушены, в опущенной руке зажата перчатка. Царь уходит с политической арены, уходит навстречу мученической казни. Оба царских портрета по достоинству оценены экспертами и находятся в ведущих музеях Санкт-Петербурга. Примечательно, что в Музее Военной Академии северной столицы находится еще одна картина Юрия Квасова – портрет Нестора Каландарашвили, возглавлявшего в годы Гражданской войны один из иркутских партизанских отрядов. Ныне портреты непримиримых противников великой гражданской междоусобицы сошлись в музейных залах столицы Российской империи.

 Каждая картина портретиста открывает особый, индивидуальный мир человека, через образ которого видится его мироощущение, служение избранному делу, приходит осмысление истории или целой эпохи. Каждый портрет притягивает, навевает на сокровенные размышления. Портрет Владимира Гронского, директора Государственного Мемориального Музея, поражает мастерством воплощения живого, реального человека,  только помещенного в портретную рамку. То же самое можно сказать о портрете художника А. Муравьева, академика, где эффектные серебристые нити на усах и бороде придают картине оттенки экстравагантности и романтизма. В женских портретах привлекают чистые тона, мягкий стиль живописи, порой с оттенками легкой грусти и сдержанной недосказанности. Таковы портреты Елены Ивановой (Иркутянка), Светланы Домбровской, художницы по металлу Веры Кондратьевой и другие.

Нельзя обойти вниманием автопортрет художника вместе супругой и музой его жизни и вдохновения Ольгой Ильиной (Квасовой), тоже художницей. Поразительная проработка мужского лица в игре светотеней и уверенный взгляд человека, знающего свое дело, создают образ творца, которым вправе гордиться земля сибирская. Композиция картины построена по оригинальному принципу «портрета в портрете», где за верной спутницей жизни Юрий Николаевич держит пустую рамку, разместив в ней драгоценную вторую половину. Она не только рядом, но и всегда в нем.

Восхождение Юрия Квасова на Олимп искусства еще раз подтверждает высокий профессиональный уровень преподавательского состава Иркутского художественного училища (ныне колледжа), взрастившего немало больших мастеров живописи, среди которых достойное место занимает Юрий Николаевич. Своим добрыми наставниками  он считает народного художника В. Рогаля, а также М. Воронько и Г. Леви, преподававших в том же образовательном заведении. Прославленный коллектив Иркутского художественного колледжа и сегодня продолжает успешно готовить специалистов художественного профиля.
Наступивший год, год семидесятилетия создателя иркутской портретной летописи, подводит первые итоги его огромного вклада в искусство живописи. Впереди новые успехи и достижения.


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Прочла. Понравилось. Хочется подробностей, хочется описание иных картин Юрия Квасова, хочется фотографии одной из его картин в начале рассказа!

PS. И, как обычно, небольшие комментарии по тексту. В предложении:
"П. М. Третьяков настойчиво коллекционировал также портретные работы лучших художников,  создав галерею выдающихся деятелей культуры, ученых и общественных деятелей своего времени" слово "также" не совсем вписывается в смысл (с учетом всего абзаца).
Думаю, вы, при желании отредактируете, или внесете правку, например, так:
Известно также, что особую галерею портретов выдающихся современников своего времени создал Петр Третьяков.

С благодарностью.

Екатерина Пудовкина   29.01.2017 22:56     Заявить о нарушении
Добрый день, Екатерина! Большущее спасибо за внимание к публикации и добрые подсказки. Уже заметно подправил текст, который писал наспех, чтобы подать в газеты. С удовольствием учел и Ваше замечание. С творчеством художника и всякими сведениями о нем можете познакомиться, набрав поисковик "художник Юрий Квасов", где он представлен как один из лучших художников современности.
С большим уважением,

Александр Ведров   30.01.2017 07:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.