Продавец Счастья

Неизвестно в каком городе мира его можно встретить сейчас, но знающие люди говорят, что есть такой Продавец счастья. Он ходит по людным базарам, по темным улочкам. Длинными долгими дорогами он бредет в сношенной обуви и в ветхой одежде, вышедшей из моды, вот уже несколько веков назад.

За спиной его потрепанная сумка, быть может, у этого аксессуара есть и другое, более древнее, название, но она у него уже так давно, что он и сам не может его вспомнить. Но он точно знает, что в ней лежит. Он несет людям Счастье… Нет, не его появление радует людей, а даже напротив, люди пытаются расступиться, завидев его. Они отходят и замолкают, будто бы боясь подхватить проказу. Он пылен, и ноша его запылилась. В его сумке находится счастье, которое он продает. Но бизнес его не процветает. Товар никто не берет.

Ветхий торговец зашел на базарную площадь, переполненную людьми. Народ расступился, как расступается уже много веков, завидев его. Толпа окружила старика и замолкла с немым вопросом в глазах. Старик спросил:

- Счастливы ли Вы, люди? Если нет, то купите у меня счастье.

Люд оживился. Кое-где среди толпы послышались смешки.

- Сколько просишь? - выкрикнул кто-то с насмешкой.

- Прошу не много, но плата мне нужна настоящая, не подделка.

- Старик, ты просишь золото?

- Да нет. Мне нужна более вечная ценность.

- Что может быть более вечным, чем золото и драгоценные камни?

- Есть такая цена, и вы все были богаты ей при рождении, но многие растеряли ее уже давно, многие сидят в долгах, а некоторые даже не помнят о ее существовании, так как давно ее потеряли.

- Что же ты просишь за свое счастье?

- Да, счастье действительно мое, но мне оно уже не нужно, оно стало слишком тяжелой для меня ношей. Я слаб и не могу его поднять.

- Неужели оно так велико? Может быть, мы все соберем хотя бы на частичку?

- Я не могу его разделить, не могу продать часть. Счастье должно быть целым и неделимым. Счастьем нужно владеть лично.

- Так все же, какова твоя цена?

- Цена моя - это цена счастья, и у каждого она своя. А мое счастье стоит недорого. Я готов его отдать тому, кто способен описать мне свой самый бескорыстный поступок.

Люди наперебой стали выкрикивать о своих мнимых и реальных достоинствах. Рассказывали страннику о своих бескорыстных поступках. Гул простоял до вечера, но ни один ответ не устроил придирчивого старца. В каждом из людских поступков он видел лишь корысть одну. И даже самые набожные и почтенные люди не устраивали его своей добродетельностью.

- Что есть добродетель набожного человека, - говорил он. - Это лишь корысть, замаскированная под боязнь Суда Божьего.

Уже стемнело, а старик был непреклонен.

- Мы больше не можем припомнить своих или чужих бескорыстных поступков. Скажи, старик, а ты сам, какой ценой купил это Счастье?

- Я расплатился в тот же момент. Я отказался от своего собственного счастья. Я обменял его на новое, которое теперь продаю вам.

- Нет, такое счастье нам не нужно. Ты еще долго будешь продавать его и никогда не продашь.

- Да, мне уже несколько сотен лет не найти человека, и я уже потерял последнюю надежду.

- Зачем же ты ходишь? Остановись!

- Я не могу прекратить путь. Я должен его продолжить. Ведь только так люди смогут понять, почему они несчастливы. Потому что они сами отказываются от своего нового счастья.
*  *  *
2004 год
*  *  *
Piorova.ru
*  *  *
Моя новая страница на Прозе: http://www.proza.ru/avtor/piorova
*  *  *
Моя старая страница на Прозе: http://proza.ru/avtor/natellakniga


Рецензии