Экскурсия в кабину Ил-18. Флюгирование

                Флюгирование.


         Флюгирование винтов на турбовинтовом самолете есть одна из самых сложных и самых жизненно важных задач. Немало произошло катастроф, когда на взлете после отрыва отказывал двигатель и громадная тормозящая сила на незафлюгированном, раскручиваемом потоком пропеллере мгновенно переворачивала самолет.
         Поэтому на двигателях стоят датчики обратной тяги, срабатывающие при малейшем намеке на отказ; двигатель тут же автоматически выключается и флюгирует винт.
         Однако техника несовершенна, и в самый напряженный момент, на случай отказа автоматики, не помешает пара лишних глаз и быстрая реакция бортмеханика. Ударить по грибку-кнопке КФЛ займет секунду – за это время капитан успеет парировать начавшийся бросок и крен машины.
         А уж на случай отказа системы ручного флюгирования существует система флюгирования аварийного – кранами под красным колпаком на полу.
         Для того, чтобы не перепутать и не зафлюгировать работающий двигатель, в  кнопках КФЛ установлены яркие лампы. А для того, чтобы случайно не задеть тонко настроенную лампу-кнопку, ее спрятали в специальную арматуру.
         Система автофлюгирования, постоянно дежурящая в полете, обозначена горением ряда зеленых ламп готовности.
         Если в полете понадобится вновь запустить остановленный двигатель (предварительно убедившись, что он исправен), расфлюгирование производится вытягиванием КФЛ вверх. Капитан при этом готов к броску машины при раскрутке пропеллера, а бортмеханик должен в нужное время нажать кнопку запуска двигателя в воздухе – вот они, четыре, под прозрачной крышкой.  Здесь нет нужды медленно раскручивать двигатель стартер-генератором – обороты нарастают практически мгновенно, только успей поджечь топливо. Стремление к броску машины пропадает сразу же после запуска, когда все силы на винте уравновесятся.
         Система флюгирования винтов позволяет самолету Ил-18 продолжать горизонтальный полет даже при трех остановленных двигателях, а уж при двух – заведомо.

         Рядом с кнопками КФЛ расположена панель управления топливной системой. Баки на самолете расположены в левом и правом полукрыльях, по группам, и выработка топлива должна осуществляться симметрично, чтобы не было стремления самолета к крену. Всем этим хозяйством заведует автоматика, но предусмотрена возможность подкачки и перекачки топлива по усмотрению экипажа, особенно при отказе двигателя.
         Здесь же, под красными колпачками, установлены пожарные краны – первое, что закрывается при пожаре двигателя.

                *****


   Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/28/386






                *****


Рецензии