Статья по воспитанию, обучению и развитию детей 1

Тема статьи:
"Воспитание, обучение и развитие на уроках по предмету "Основы Развития Культуры и Светской Этики"

Я работаю учителем начальных классов и преподаю своим четвероклассникам предметный курс «Основы религиозной культуры и светской этики», модуль «Светская этика»  с согласия и  по выбору  родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю. Всего  35 часа за год.
Моим ученикам очень нравиться этот предмет. На уроках мы изучаем основы 4 основных религий.
В своей работе я сталкиваюсь с рядом проблем. Родители очень настороженно относятся к этому вопросу. Они не хотят, чтобы их ребенок  изучал другие религии, чтобы его не могли переубедить и вовлечь в другие вероисповедания. С их стороны возникает много вопросов. И первым моим шагом стало родительское собрание, на котором я объяснила, что проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня огромное значение. Характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны¬ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции
На своих уроках я ставлю основную цель изучения предмета «Основы духовно-нравст-венной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Кроме того, основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:
• дать учащимся самые общие представления о возникновении развитии традиционных религий России, об их обычаях и
традициях;
• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех
религий представлений о добре и зле;
• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
 Работа ведется  по учебникам «Основы духовно – нравственной культуры России». Н.А.Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы религиозных культур народов России» 4 класс М:- «Русское слово» 2011.
Учебный курс   является культурологическим и направлен на развитие у школьников
 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах христианской культуры (основной раздел программы, 10 уроков). Призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Чтобы правильно выстроить все составляющие учебно – воспитательного процесса для каждого ребенка я  включаю в работу задания с индивидуальным подходом, с правом выбора.
На уроках ребята учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.) Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций
 Например:
 Работая над темой урока №7:  «Христианские праздники и таинства», я определила
1)Виды учебной деятельности: необходимо разобраться и изучить  церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождественский пост и Рождество Христово. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресение. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.
 2) Развивая на уроке УУД необходимо работать над  понятиями: храм, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон, Пасха, Крестный ход, Крещение, покаяние, венчание, причастие.
Встречаясь с трудностями на уроке, приходилось, пользоваться не только текстом учебника, но и пригласить на беседу церковного служителя Отца Александра. Запланировать экскурсию  в каникулярное время на остров Свияжск. А также самостоятельно составить слайд – шоу, фотогалерею, посетить выставки.
На уроке мне удалось развить следующие универсальные учебные действия.
Предметные результаты: ребята научились понимать суть церковного богослужения. Ученики знают основные праздники и особенности церковного календаря. Понимают смысл основных христианских таинств и осознают их важность в жизни христианина.
Универсальные учебные действия:
Ученики усвоили смысловые восприятия художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов текста.
Личностные результаты:
На уроках были сформирован целостный социально – ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Ребятам было предложено подумать над следующими вопросами: Что же такое христианство? Какие праздники наиболее значимые в христианстве? Какие традиции празднования существуют?
Какие праздники называются подвижными и неподвижными?
Мама одного ученика  вмешалась в процесс учебы и объяснила, что для них православные традиции не являются основными, а их семья  очень религиозная и они  являются протестантами.
Очень важно донести до родителей суть преподавания ОРКСЭ в школе, и. конечно же, учителю очень трудно ответить на все вопросы детей и родителей. Поэтому необходимы встречи с духовными наставниками разных религий.
На уроках я часто задаю ребятам творческие задания. Они их выполняют по желанию и неплохо справляются с темами. Особенно если им предстоит выполнить групповую или парную работу. Мне предстояло выбрать темы для работы такие, чтобы дети и их родители  могли выбрать задание, в первую очередь по своей душе. А процесс выполнения домашнего задания был познавателен и интересен всей семье.
Примерные темы творческих работ:
1. Темы сочинений: (урок № 16)
; «Милосердные дела и героические поступки христиан».
; «Величественные храмы».
; «Прекрасные иконы».
; «Молитвы христиан» о себе и других.
; «Что такое этика»?
; «Как я понимаю золотое правило этики?»
; «Возможен ли подвиг в мирное время»?
; «Как я понимаю православие».
; «Православные святыни».
; «Православные праздники».
; «Экскурсия в православный храм».
В конце года их ждет работа по защите проектной работы, показ презентации и выступление.
Мы разделимся на группы по интересам. Сейчас я предложила темы исследовательских работ для тех ребят, которые бы выбрали презентацию по данной теме.
Тема:  «Значение православной культуры в жизни человека и общества»
2. Примерные темы исследовательских работ для презентаций: (уроки 31-35)
; Как христианство пришло на Русь?
; Христианское отношение к природе.
; Святые в отношении к животным.
; Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей
; Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
; Христианская семья и её ценности.
; Православный календарь, праздники.
; Православный храм и другие святыни.
; Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
Работу уже начали выполнять некоторые ученики 4 класса А.
Они хотели бы вам представить свою работу.
Выступление учеников 4 класса:
Тема исследовательской работы для презентации: «Православный календарь, праздники» (Федорова Ангелина и Дудин Вадим).
Сочинение по теме: «Рассказ о семейном празднике» (Матвеев Андрей).
Работы детей:
1) Работа в паре.
Федорова Ангелина
На уроках ОРКСЭ, учитель дает нам творческие и исследовательские задания. Мы изучаем и делаем презентации и сообщения. Я выбрала тему: «Православный календарь и праздники»
Узнала, какие бывают христианские праздники. Например: Благовещение, Пасха, Крещение, троица, вербное воскресение, преображение, Рождество Христово и многие другие.
Накануне праздника Рождество Христово, я задумалась, почему символом Рождества является елка, и именно это дерево украшают на Новый год.
Прочитав книгу «Рождественская звезда» Стадольникова Т.А.(Издательство: Рипол классик; 2014), я узнала, что в Рождество принято заботиться о бедных и обездоленных. Звать за праздничный стол бедняков, одаривать нищих. Ведь Христос – будущий царь мира родился не в богатом дворце, а в простой пещере и этим показал, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.
Приметой Рождества стала елка. Это вечнозеленое растение стало символом победы жизни над смертью и символом неумирающей природы. Сейчас почти в каждом доме елку украшают разноцветными блестящими игрушками и сладостями, а на верхушке обычно закрепляют рождественскую фею, или большую серебряную звезду.
В этой книги есть замечательное стихотворение. Написал его Федор Достоевский «Божий дар». Из этого стихотворения я поняла, почему же все - таки выбрали именно елку.
Дудин Вадим
Праздник Рождества был установлен в 4 веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. Католики и протестанты празднуют Рождество раньше – 25 декабря, православные – 6 января. Разные числа объясняются тем, что в 1582 году папой Римским Григорием был введен новый календарь, получивший название «григорианский», вместо юлианского. Православие не приняло нового календаря (нового стиля) и по сегодняшний день пользуется юлианским (старый стиль).
В рождественскую ночь совершается торжественная служба, дома, и храмы заранее украшают еловыми ветками, которые символизируют древо жизни. Главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается в 22:00, звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа.
Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название. В Англии – кэролы, в Германии – святые вечера, на Украине и в Беларуси – коляды, в России – святки.
2)Работа над сочинением:
Матвеев Андрей
Сочинение на тему: «Христианская семья и ее ценности».
По традиции Рождество отмечают в нашей стране 7 января. Но у многих людей этот день не отличается от других мирских праздников, и заключается лишь в застолье. Но для меня и моей семьи это особенный день. В это день, 2000лет назад Бог послал в наш погибающий мир младенца, который стал Спасителем наших душ. Имя ему Иисус Христос. Этот праздник является одним из самых главных христианских праздников. В этот день мы со своей семьей собираемся возле рождественской елки, которая является символом райского древа. Папа открывает Библию, и мы читаем место писания, историю о младенце Иисусе, мы поем ему псалмы, славящие Его имя, мои братья и сестры читают стихи. Ведь это Его день рождения, а на день рождения принято делать подарки. А что мы можем подарить Богу? Ведь Он царь всего, только одно, благодарения наших сердец, молитвы и песни. Мои родители в эти дни стараются дарить милость – делают подарки нуждающимся. Я бы очень хотел, что бы все люди поверили в Бога. Тогда их жизнь изменится и на Земле воцариться мир. Потому что главное для христианской семьи ценности это вера, надежда и любовь.
Таким образом, преподавание уроков ОРКСЭ, на мой взгляд, должно непременно строиться на сплоченной работе с семьей. Семья,  где чтут традиции каждого народа, является  здоровой в духовном  и нравственном воспитании. Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.
Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети. 
Литература:
1. Учебник «Основы духовно – нравственной культуры России». Н.А.Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы религиозных культур народов России» 4 класс М:- «Русское слово» 2011.
2. Рождественская звезда/составитель Т.А. Стадольникова/- М: РИПОЛ классик, 2014.
3. Ф.И. Достоевский Стихотворение «Божий дар» -1906.
4. Детям к Рождеству/составитель И.В. Анухина/ – С-Пб: Изд-во «Композитор», 1994.


Рецензии