Статья по воспитанию, обучению и развитию детей 2

Тема статьи:
«Преемственность дошкольного и начального образования»
     По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
     Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение МБОУ «Лицей№9 имени А.С.Пушкина ЗМР РТ», взаимодействует с близлежащими дошкольными учреждениями: «ДОУ №13»,»ДОУ № 31», «ДОУ №11», «ДОУ № 34», «ДОУ №6». К нам из этих детских садов, поступают воспитанники.
Мы организуем работу по преемственности нашего лицея с ДОУ по трем основным направлениям:
1)методическая работа с педагогами;
2)работа с детьми;
3)работа с родителя.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с учениками:
а) экскурсии в школу;
б) посещение школьного музея, библиотеки;
в) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
г) участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
д) выставки рисунков и поделок;
е) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
ж) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при лицее №9 (занятия в Школе Развития: «Малышок»).
 2. Взаимодействие педагогов:
а) совместные педагогические советы (ДОУ и лицей);
б) семинары, мастер – классы;
в) круглые столы педагогов ДОУ и учителей лицея;
г) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
д) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытые уроков в лицее;
е) педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:

а) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями лицея;
б) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
в) консультации с педагогами ДОУ и школы;
г) встречи родителей с будущими учителями;
д) анкетирование, тестирование родителей  в период адаптации к школе;
е) визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
ж) заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско – родительских пар).
    Одним из показателей  работы по преемственности и результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей  воспитанников и обучающихся детского сада  и школы  можно считать высокий уровень адаптации обучающихся.
Из опыта работа педагога – психолога МБОУ «Лицей№9 имени А.С. Пушкина ЗМР РТ» Никишиной А.А.
«Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы.
Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой. Изучение адаптационного периода 1 классов проводилось по проектной методике «Школа зверей». Изучалось: мотивация, отношение к учителю, отношение к ученикам, агрессивность, самооценка, тревожность.
Мотивация наблюдается 72%.
Отношение к учителю 56%.
Отношение к ученикам 66%.
Агрессивность  5%.
Самооценка в норме 87%.
Тревожность 41,8%.
Вывод: Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникают у детей в процессе учебной деятельности. Сравнивая результаты 2015-2016 учебного года с 2014-2015 учебным годом, можно определенно сказать, что у  первоклассников этого  учебного года снизилась агрессивность, ученики  более доброжелательны к учителю, наблюдается высокая мотивация, уровень тревожности уменьшился».
    В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий.
    Согласно ФГОС УУД -  совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы  универсальные учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.
     Применительно к моменту поступления ребенка в школу и на конец первого класса можно выделить следующие предпосылки универсальных учебных действий.
Портрет выпускника ДОУ Портрет первоклассника
 - умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства - понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми
- положительно относится к школе
-умеет доброжелательно относиться к окружающим людям
- умеет уважать достоинство других -умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
- умеет уважительно относиться к чужому мнению
- умеет понимать чувства других людей и сопереживать им
- умеет беречь свои вещи - умеет бережно относиться к материальным ценностям
-уважает и принимает ценности семьи и общества
- любит свою Родину и свой край
-умеет взаимодействовать со сверстниками через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре
- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров - умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции
-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила
- может поддержать разговор на интересную для него тему -умеет обсуждать возникшие проблемы, правила
- может поддержать разговор на интересную тему
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности
- умеет делать самооценку и себе и своим действиям -умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности
- умеет делать самооценку себе и своим поступкам
- умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах -умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям
Из данной таблицы  видно, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.
    Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. В детских садах всё чаще замечается искусственная акселерация развития ребёнка, излишнее увлечение школьными технологиями, а также игнорирование или недооценка игровой деятельности в дошкольный период детства.
    Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться,  как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника  знания и умения по предметам. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, смысловой грамотностью.
    Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Дети по-разному подготовлены к школе и это  существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы индивидуальной подготовки ребёнка к школе, что отрицательно влияет на развитии и здоровье детей, а затем сказывается на учебном процессе во 2- 4 классах.
    Дошкольное детство – совершенно особая пора, от которой зависит вся будущая жизнь человека, и эту подготовку должны брать на себя специалисты (психолог, логопед, воспитатель и родители). Так утверждает практический психолог, почетный работник образования России Н.Г.Свободина. И я с ней согласна, нельзя переносить школьные уроки в детский сад. Игра и еще раз игра – вот, что надо малышу, сюжетно – ролевые игры.
Играя, он может научиться, не только читать и писать, но и мыслить.
     Больше читайте детям вслух. Особенно сказки. Да, да дорогие родители и воспитатели читайте детям сказки! Обыкновенные русские народные сказки. Но не забывайте о современных писателях. Дети любят Э.Успенского, А. Барто, С.Маршака, Б. Заходера. А ещё пользуются успехом у детворы писатели Ирина Пивоварова, Тамара Крюкова, Андрей Усачёв. Читайте детям стихи! Это не только доступно детям для повторения, но и эстетично, гармонично, ритмично.
   Меня, как и многих коллег, удручают те проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, потому что мы имеем дело с последствиями этих проблем и видим, как они трудно преодолеваются при отсутствии взаимопонимания учителей, воспитателей  и родителей. Но зато, какое удовольствие, работать в контакте с понимающими, неравнодушными учителями и воспитателями, обеспокоенными школьными неудачами своих подопечных! Такая совместная работа, а главное – достигаемый результат, приносит настоящую радость от учебного процесса.


Рецензии
Всё очень правильно пишите.
Доходчиво понятно.
Работа ради детей,
- это прекрасно!

Жму зелёную.

С уважением,

Вячеслав Поляков-Прокопьев   28.12.2017 14:34     Заявить о нарушении