1. Денежная реформа

НА СНИМКЕ: 100 рублей до реформы и после. Дореформенные деньги за их крупный размер называли «сталинскими портянками», а послереформенные – за их малую величину, сопоставимую с конфетной обёрткой, «хрущёвскими фантиками»
 

Неожиданно было объявлено о деноминации денег «в целях облегчения организации денежного учета». С 1 января 1961 г. как наличные деньги, так и вклады в сберкассе мы обменивали по курсу 10 к 1, т.е. за 10 старых рублей мы получали 1 новый рубль. А вот копейки остались теми же. Тот, у кого в карманах было много мелочи, получил некоторое разовое преимущество. Цены во всех магазинах были снижены в 10 раз, а вот на рынках снижения цен в 10 раз почему-то не произошло, так что, в конечном итоге население проиграло.

Я помню, что килограмм яблок я покупал раньше за пять рублей. После реформы за пять новых рублей я смог купить на рынке два килограмма яблок, а отнюдь не 10.

Тогда я не знал (мне кажется, что это вообще не публиковалось в газетах), что одновременно с деноминацией было проведено «укрепление золотого содержания рубля» с 0,222468 грамма чистого золота до 0,987412 грамма.

Но цены на продукты питания в магазинах пока оставались без изменений.

Вот они, цены первой половины 1961 года:

- буханка черного хлеба – 12 коп.
- буханка белого хлеба – 16 коп.
- сахарный песок – 96 коп. за 1 кг,
- молоко – 28 коп. за 0,5 л,
- мясо (говядина) – 1 руб. 30 коп.
- яйцо, за 1 десяток – 1 руб. 50 коп.
- масло сливочное – 3 руб. 60 коп. за 1 кг,
- колбаса «Чайная» за 1 кг – 1 руб. 20 коп.
- треска за 1 кг – 92 коп.
- соль – 4 коп. за кг,
- пол-литра московской плохо очищенной, но самой распространенной водки стоили – 2 руб. 62 коп, но можно было сдать обратно бутылку за 12 коп.

Вскоре я отметил, что в магазинах Академгородка всегда продается армянский коньяк три звездочки. Он не был дорогим, и мы его всегда подавали к столу на праздники.

Впоследствии я узнал, что это был любимый напиток Михаила Алексеевича Лаврентьева. Так что, очень может быть, что коньяк всегда был в продаже по его требованию. Начальник ОРСа «Сибак6адемстрой» Николай Александрович Борисов был очень внимательным человеком.

Я тоже полюбил этот коньяк. Приятный и дешевый. Он стоил всего 4 руб.32 коп.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/28/672


Рецензии