Печали свет из лабиринтов памяти

       Вчера нам объявили, что офис закрывается. Последний день существования "Дома здоровья" вылился в ностальгические воспоминания о детстве, старой Коломне, в которой ещё не было многоэтажек, о великих потоках труженников, которые раньше лились на наши знаменитые заводы всесоюзного значения - Коломенский тепловозостроительный, ЗТС,КБМ, ...О тех великолепных вещах, которые были этапами жизни каждого человека совсем недавнего времени - приём в октябрята, вступление в комсомол, в коммунистическую партию. Нынешнее поколение будет удивляться, но это было стимулом быть лучше, достойнее, стремиться к вновь поставленным целям. Этапы большого пути...В общем, "Печали свет из лабиринтов памяти..." пелось где-то внутри.
        Вы думаете, что мы ходили лечиться в какие-то там "Нуга бэсты", Дома и домики здоровья? Нельзя забывать, что главное богатство - это роскошь человеческого общения. За время посещения сеансов мы так породнились друг с другом, подружились, поэтому строгий приговор, конечно же, огорчил. Подобралась очень душевная кампания. За редкими, но бурными чаепитиями мы столько узнали друг о друге, не только о чудесах исцеления, но и о судьбе и талантах каждого "сектанта", как называли нас наши домочадцы.    Многие были уверены, что чудеса оздоровления происходили только благодаря современному массажному оборудованию, представленному в демонстрационном зале и которое можно было опробовать и приобрести. Конечно, оборудование приобреталось, использовалось. Но главное, - это атмосфера теплоты и радости общения, которую создали мы сами, все вместе, ежедневно собираясь в "Доме здоровья" на очередной сеанс общения, извините, оговорилась, массажа. 
      В городе уже прочно обосновалось несколько подобных фирм под девизами - "здоровье в массы" и "санаторий на дому". Хотя о подводных течениях, истинных целях этих фирм, старательно пытаются умолчать. Что главное в бизнесе? - Правильно, это деньги. Привлечь побольше людей, обворожить их наивные души новой сказкой о чудодейственной силе китайского или корейского супер оборудования, наварить на этом неплохие бабки, а дальше - как-то там...Самое интересное, что то же самое оборудование можно с помощью интернета приобрести по гораздо меньшим цены - в пять, десять раз дешевле. Вся интрига сводится к тому, чтобы обалванить наивных посетителей, доказать им, что без этих "подпорок" больному и немощному человеку просто никак не обойтись. И счастливые простаки, типа меня (да, я тоже попалась на эту удочку) отдают радостно свои последние, кровно нажитые, сбережения,отложенные на чёрный день ...
      В одних фирмах открыто говорили : "Зачем ходите, если ничего не покупаете?"- Это я неоднократно слышала об известной "Нуга бэст", в других это звучало подтекстом, более завуалированно. Но в день закрытия офиса и в "Доме здоровья" прозвучала та слишком уж откровенная фраза, на вопрос : "Почему?"
 - А что вы хотите, вы уже всё купили...
Нас терпели, пока мы приносили хороший доход, а как только запасы бабушек и дедушек были исчерпаны, салон-магазин решили закрыть, поискать других лохов в других местах необъятной Родины, благо есть кого "окучивать". Я в тот момент подумала - это ж надо так любить деньги, чтобы ехать, срывая детей со школы, бросая родителей и всё, что может быть дорого, почти на край света, потому что там ещё много тех, кто доверчив и стар, кто способен отдать последние гроши этим, желающим взять от жизни всё, молодым ещё людям. Этих новоиспечённых бизнесменов оправдывает то, что массажное оборудование хотя бы идёт на пользу здоровья, хотя ни о какой панацее и речи быть не может. Но когда одеяла или набор посуды предлагают за баснословные деньги - это уже полный абзац...Но я немного отвлеклась.

     Итак, неожиданно для всех,на базе "Дома здоровья" образовался клуб пожилых людей - "Кому за..." Средний возраст посетителей колебался от семидесяти до восьмидесяти лет. Хотя всё чаше стали заглядывать и те, кому за тридцать, а здоровье дало какой-то сбой и громко стало бить тревогу: "Пора, брат, пора...Заняться и мной!" Здесь вас понимали, потому что проблемы-то у всех одни и те же. Можно было поделиться самым сокровенным, потому что всегда можно было найти отклик в сердцах "единомышленников". Всё было можно...
      А теперь... лежали мы с Серёгой на соседних кроватях. Принимали свою последнюю процедуру. Вспоминали счастливые годы советской эпохи, любимый КТЗ (Коломзавод) , на котором, как оказалось, мы с ним  работали  даже в одном цехе, только в разное время. Старожилов вспомнили всех цеховых, добрых и не очень добрых общих знакомых. Погрустили о том, что "лафа" заканчивается. На что Серёга очень оптимистично заметил: "Да что грустить, скоро огороды от рассвета до заката - вот наша главная процедура здоровья!"
     Я видела, как у него по щеке скатилась, как говорят, скупая мужская слеза. И я понимала его. Он остался один, с женой давно развёлся. Детям он особенно не нужен, у них свои заботы. После тяжёлой травмы он, конечно, попил кровушки у домочадцев, за ним ведь нужен был серьёзный уход. Но сейчас то он уже - орёл, на своих "крыльях", то бишь, ногах,в пору опять подумать о зазнобушке, спасибо "Дому здоровья"...Всё таки за год "массажных процедур" да общения в  таком замечательном коллективе многое изменилось. Он пришёл сюда на костылях, озлобленный после всех неудач, да семейных неурядиц. Здесь его обогрели, поддержали. Теперь в пору на танцы бегать, да тёток щупать...
    Я лежала и чувствовала, что по моим щекам тоже катятся невольно слёзы. Жаль расставаться со всеми. Когда ещё увидимся? Если только случайно где-то...
   После недолгого, но трогательного прощания я уже подходила к выходу, как у порога меня окликнула одна из теперь бывших посетительниц салона. Она попросила проводить её до дома, так как передвигаться с палочкой по скользкой дороге тяжело, а нам всё равно по пути. Не скажу, что я была в восторге от её просьбы, но мы пошли вместе. Я поддерживала её под руку. И за разговорами мы вскоре очутились в квартире этой совсем немолодой женщины. Просьбы следовали одна за другой, а мне не удобно было ей отказывать. Я прекрасно понимала, что для неё, совершенно одинокой, именно в данный момент, так хотелось просто человеческого общения, которого ей с этого дня будет очень не хватать... Рядом осторожно прохаживался кот, важно изучая меня. Двух комнатная квартира была, на удивление, очень хорошо обставленной. На стенах висели картины и цветы. Да и порядок поддерживался почти идеальный.
      Неожиданно на меня свалился груз целой жизни этой как мне всегда раньше казалось такой старой и бестолковой ( она вечно всё забывала и путала) женщины. Я и раньше, конечно, знала, как её зовут, но близко общаться с ней мне лично было совершенно не интересно, но сейчас, я думаю, запомню её инициалы навсегда.
      Тамара Ивановна родилась в Сибирском городке, куда их семья попала после раскулачивания . Она была совсем маленькой, когда родителей не стало и поэтому свой жизненный путь она начинала в Красноярском детском доме. Благо, нашлась добрая семья, которая и взяла девочку на воспитание. Как рассказывала Тамара Ивановна, воспитывали её в строгости, но любили и оберегали, как родную дочку (своих детей приёмным родителям Бог не дал). В общем, с детства ею были усвоены те понятия, которые руководили её поступками всю сознательную жизнь.- "Не убий, не укради..." И делай людям добро. Работая фармацевтом, она обеспечивала лечебными препаратами всех родных и знакомых, всех соседей (даже во времена невероятного дефицита). До сих пор она, откликаясь на просьбы соседей, делает им уколы, не беря ни копейки за это, а благодаря оставшимся в аптечной сети связям, помогает найти необходимые препараты. А ещё у неё с некоторых пор появился дар целительства, и она помогает людям справиться с самыми разными недугами, не спрашивая за свою добродетель ни какой платы. Конечно, люди всё равно стараются отблагодарить - кто продуктами, кто одежду принесёт в знак благодарности, но всё равно она чувствует себя совершенно одинокой.
     Передо мной оказалось несколько коробок фотографий. Я стала их просматривать. И о, боже! Это моя Тамара Ивановна - такая молодая, стройная, спортивная... каких-то двадцать лет назад! Она всегда занималась спортом. Ходили семьёй в походы, объездили весь союз с палатками, часто бывали в горах, на море. А вот они на даче. Шикарный особняк в два этажа ( муж сам строил, как она сказала). Тридцать гектаров общей площади сама фазенда, на которой летом собираются дети, внуки. Но это только летом, а сейчас... Тоска, да и только.
     О муже Тамары Ивановны хочется рассказать немного подробнее. Конечно, я его сразу узнала, на заводе он занимал высокую партийную должность, был всегда на виду. В юности он был известным спортсменом, вёл секцию по борьбе... А ещё он был невероятно красивым. Смотрю на его фотографии, и глаз не могу отвести. Понятно почему её невзлюбили односельчане. Приехала из какой-то тьмутаракани и сразу лучшего кавалера увела у всех из под носа. Они с мужем прожили счастливую, очень счастливую жизнь. Но вот с тех пор, как муж умер, а дочери разлетелись из родного гнезда, ей стало совсем тоскливо.  Я слушала её и думала: " А может и мне прибегнуть к её чарам. Несколько лет назад врачи загубили моего не рождённого ребёнка. Врачебная ошибка. Так бывает. Но с тех пор мечтать о чуде материнства я перестала". А Тамара Ивановна рассказывала, что несколько бесплодных семей она осчастливила, проведя сеансы магии, колдовства, не знаю, как их лучше назвать. Подумала  я, подумала, и решила, что Богу виднее - даровать мне дитя или нет.
      Я рассматривала фотографии, Тамара Ивановна включила магнитофон с любимой кассетой. Подпевала ( и голос у неё оказался красивый, даже совсем не старый), отложив палочку, стала пританцовывать, оправдываясь, что очень любила танцевать. Приготовила чай и скромное угощение. Чтобы не обидеть старую женщину, я согласилась отведать чайку, понимая, что мне уже давно пора домой, что дел невпроворот. Но что-то останавливало. Я видела её счастливое, как будто даже помолодевшее лицо, и мне было как-то неловко вдруг оборвать так сразу эту её не частую идиллию.
    Как всё таки, думала я, странно устроена жизнь. Буквально совсем недавно эту женщину, которая мне казалась сейчас старухой, можно было встретить на бурных тусовках коломенского бомонда, где она зажигала своими танцами и песнями, всегда была на виду, душой кампании. Хотя главным дирижёром всех вечеринок,праздников, конечно, был он, её ненаглядный, любимый муж, с которым она не знала ни бед, ни печалей. Он возил её на лучшие курорты страны. Был всегда таким внимательным и добрым. Но онкология не пощадила и его. Ни деньги, ни знакомства не помогли. Сгорел как свечечка, быстро. Именно с тех пор в Тамаре Ивановне и открылся тот самый дар -целительства.
      Но странное дело, люди, которые помогают другим излечиваться от разных болезней и недугов, сами себе помочь не в состоянии. Это какой-то странный и необъяснимый закон, потому что с подобной ситуацией я сталкивалась не однократно. Мне приходилось иметь знакомство с очень сильными целителями. Одна из них, Марина, лечила в том числе и всем известных космонавтов, обладала навыками хилеров, в России их очень мало, единицы.
Её высокопоставленные и богатые клиенты в знак благодарности возили её по лучшим курортам мира. Но её дочь погибла... от наркотиков, а муж... от неизвестного вируса, подхваченного то ли в Египте, то ли в Тайланде. После чего она ушла в монастырь. Другая моя знакомая, которая могла лечить даже по телефону,  на любом расстоянии, как-то мысленно, и очень успешно, не смогла спасти от рака своего мужа, просто он её не воспринимал, как лекаря, для него она была всего лишь женой... Я могла бы вспомнить и третью, и четвёртую... Это сути не меняет. Есть какая-то закономерность в том, что даже очень высокого уровня целители, именно целители, а не шарлатаны, оказываются беспомощными, когда проблема становится или их собственной, или очень близких им людей.
       Как бы то ни было, Тамаре Ивановне, которую я уже записала в дряхлые старухи, ещё не было восьмидесяти лет. Но ноги её изогнулись колесом, морщинистое лицо не выдавало ни каких признаков былой красоты. А ведь она была очень красивой, с ногами до ушей, как о таких говорят, общительной и очень жизнерадостной.
     Мне стало как-то не по себе. Я думала  о том, как неумолимо время, если таких красавиц и красавцев ломает и карёжит до неузнаваемости. А поэтому стоит спешить жить, пока есть силы, молодость и очень дорожить этим далеко не вечным богатством. Это не то богатство, ради которого люди, не щадя последних сил и здоровья "сколачивают капитал", продавая душу дьяволу, рвутся к славе и власти, и , совсем потеряв совесть, обирают стариков. Совсем не то...
    А Тамара Ивановна продолжала радостным голосом: "Я всегда благодарю Господа за то, что он подводит ко мне людей, которым нужна моя помощь. Мне так приятно нести людям добро!"
    Да, мы были так воспитаны, - помогать друг другу, делать добрые дела не за какую-то плату или особую благодарность, это нам было всегда необходимо, как воздух, мы иначе не могли и не можем. А я вот думаю, чего ждать от поколения, воспитанного на жестоких компьютерных играх, в основе которых бесконечные убийства, они порождение общества лжи и цинизма. Всё чаще можно слышать о том, как безжалостно обманывают стариков, отнимая у них последнее то с помощью каких-то фирм, то представившись работниками соц. защиты, а то и просто на улице вырывают сумки из рук старушек...
      Гостеприимная хозяйка с надеждой спрашивала меня:
"Ты же будешь ко мне заходить? Мне с тобой так легко, так радостно. Мы же увидимся скоро?"
 - Ну конечно! Завтра же забегу.
     Я уходила от Тамары Ивановны, а в ушах звучала фраза: "Мне так приятно нести людям добро..."

-------

         Прошло некоторое время с написания этого рассказа. Конечно, я забегаю к Тамаре Ивановне, чтобы как-то скрасить её одиночество...А на днях мне опять позвонили, теперь из косметической фирмы... Я было собралась поехать в Москву за порцией бесплатного сыра, но дети быстро привели меня в чувства :" Ты что, не слышала? сколько уже предупреждают, что приходишь на бесплатный сеанс, а уходишь с договором на кредит на 50-100 тысяч...Сколько можно наступать на одни и те же грабли!"
    А действительно, сколько можно?


Рецензии
Тяжело старикам, особенно одиноким. Мне через полгода - 70.

Вадим Светашов   29.01.2017 16:56     Заявить о нарушении
Всё относительно, тем более возраст. Наверное, как к нему относиться. Некоторые в 70 с лишним, как моя знакомая, на катке катаются и танцами занимаются, не считают себя пожилыми(обижаются, когда на них так говорят), другие...Да Вы и сами всё прекрасно знаете. Спасибо за отклик.

Наталья Евстигнеева 2   29.01.2017 20:28   Заявить о нарушении
И еще, Вадим, что Вы решили на счёт сборника?

Наталья Евстигнеева 2   29.01.2017 20:31   Заявить о нарушении
Наташа! Печататься из-за 1-3 страниц не имеет смысла, а на большее слишком мала пенсия. Уж извините

Вадим Светашов   29.01.2017 20:59   Заявить о нарушении