Фрагменты Великой Войны

Говорят, что за всю историю человечества историками было насчитано всего двести мирных лет, и то сомневаются, может не все войны учли, поэтому считается, что история человечества – это история воин. Утверждение, конечно, не бесспорное, но какая-та логика в этом есть.

Многие из этих воин канули в неизвестность, многие никак не повлияли на историю человечества, всякое было. Но, одна малоизвестная «Великая Война» сыграла огромную роль в истории Евразии и человечества.

Когда я говорю «Великая Война», то имею ввиду Казахско – Джунгарскую войну 1600-1756 г.г. Эта Война, для нас, казахов, так же значима как Отечественная война 1812 г. -  для русских, Столетняя война – для французов. Великая Отечественная война - для советского народа.

В этой войне были свои герои и предатели, Сусанины, Казановы, колдуны и богатыри. Народные сказания, письменные китайские и российские источники оставили не много интересного материала. Полная история этой войны до сих пор не написана. Тут вообще нет цельной информации, какие-то урывки, фрагменты, но и они красноречивы. Да что там говорить, мы еще до конца не знаем историю Великой Отечественной войны 1941-45гг.

Вспомним некоторые имеющиеся фрагменты.

1) Эх, дубинушка, ухнем!
В истории любой войны важно оснащение и вооружение сторон.

Начнем с джунгар (ойраты, калмыки), которые относятся к западно-монгольским племенам и со времен Чингиз хана считались одной из сильнейших конниц мира. Из геополитических соображений, их хорошо поддерживали циньские власти, да и английская администрация Индии, вряд ли, оставалась в стороне.

Как писали в русских источниках, джунгары «на бой ездят в куяках железных да в шишаках, а в куяках доски железные, шириной в пол ладони, стрела из лука и сабля не имеет».

Основная масса войск ойратов – это тяжеловооруженная конница. С помощью шведского специалиста они неплохо оснастились артиллерией, китайцы, на начальном этапе, хорошо помогли холодным оружием и снаряжением.

Воин-кочевник с кривой саблей, это скорее литературный штамп. Во–первых, сабля была дорогим и не очень эффективным оружием против, закованных в броню, врагов.
Основная масса казахских воинов вооружалась простыми дубинками (соил и шокпар). Хороший удар дубиной и, тяжело вооруженный джунгар, слетал с лошади с «мозготрясением» и ушибами, не совместимыми с боеспособностью. Нападающие старались наносить удары по колену или в затылок, потому что после такого удара трудно удержаться в седле.

Так что, в той войне казахи в буквальном смысле «подняли дубинку народной войны».

Так же широко использовался топор, посаженный на длинную рукоятку. И у нас призыв к известному предмету имел место. В ближайшей русской истории Русь «к топору» призывали даже народовольцы.

Дубинки и топор - любимое оружие русских крестьян-ополченцев и кочевников – казахов, которые заслуживают место в музее рядом с танком Т- 34.

2) Орбулакский огонь.
В начале каждой войны находятся свои «300 спартанцев».

Однажды, в 1643 году, казахский Жангир хан и его шестьсот воинов устроили в ущелье засаду на джунгарскую армию во главе с Эрден батуром. Удачно выбранные позиции и наличие огнестрельного оружия, тайно закупленного через русских купцов, определило успех битвы. Да и удар, вовремя подоспевшего двадцатитысячного отряда Жалантас батыра оказался кстати. В отличие от царя Леонида, Жангир хан, все же, завершил дело победой.

Русский посланник в Джунгарии, Ильин Кучеев, подтвердил поражение огромной пятидесятитысячной армии джунгар. Откуда такое мастерство у иррегулярной  армии кочевников?

По доносам русских чиновников «киргизы в бою удачливы, волшебству воинскому учены от донских беглецов», подучили беглые казачки их окопы рыть и залпом стрелять из фитильных ружей.

Хороший пример сотрудничества! Когда мы вместе - победа рядом!

Позже, казахи научились сами делать примитивные ружья, порох и свинцовые пули, и не плохо этим пользовались… Об этом пишет русский Рычков и англичанин Д. Кэстль.

3) Окжетпес – легенда о любви
Какая же война без любви.

В Кокшетау есть очень красивая гора Окжетпес, что в переводе означает «не долетит стрела». О происхождении этого названия есть несколько красивых легенд, но мне нравиться та, которую я слышал еще в детстве от пожилого аксакала – акына.

В одном из бесконечных сражений с калмыками, казахам сопутствовала удача, были захвачены большие трофеи и, в том числе, пленные. Скорее всего они разгромили одну из колон, откочевавших из берегов Волги в Джунгарию, во время так называемого «пыльного похода».

Среди пленных была юная красавица-калмычка, потерявшая в этом бою любимого. Многие джигиты хотели бы взять ее в жены или в наложницы, но никому не давала согласия юная красавица. Все ее, почему-то, не устраивали, всех считала не достойными.

Слух о ней дошел до хана Аблая. Тогда хан приказал ей самой выбрать джигита или метод испытания кандидата в женихи. Гордая калмычка поставила условие: на вершине горы она закрепит платок, кто попадет в платок стрелой, тот и будет ее суженным.

Джигиты с азартом, бросились исполнять необычное условие. Красавица стояла на вершине, рядом с ней находился платок. Тучи стрел полетели к вершине, но ни одна не достигла ее. В азарте джигиты подскакивали все ближе и ближе. Видя, что они приближаются, она бросилась со скалы и разбилась насмерть, ценою жизни сохранив верность своему любимому.

Было это или не было, мы не знаем, ни документов не видеоматериалов нет. Но если через века эту легенду рассказывали в казахской степи, то это признак уважения к врагу, к его моральным качествам. Обратите внимание, никто  силой не попытался овладеть ею. Она осталась в легенде как символ любви и девичьей чести.

Уважение к врагу через уважение к женщинам. Мало найдется таких примеров в мировой истории воин.

Странно, но у казахов распространено мужское имя Ойрат. Это все-равно, что сына назвать Немцем после Великой Отечественной войны. Не было в этой войне европейской или китайской нетерпимости к другим расам и нациям, тут все сложней.

Легенда о горе  Окжетпес и даже то, что казах сына может назвать Ойратом, говорит о многом. Была война, в ней было все, кроме ненависти и злобы до полного уничтожения врага, презрения к нему. Этим больше страдали цивилизованные гитлеровцы и китайские императоры.

4) И наши Сусанины не дремлют.
В каждой войне есть свои бойцы «невидимого фронта».

В районе реки Тобыл, джунгары преследуя ускользающие аулы, в качестве проводника взяли пленного казаха. Далее, как рассказывал джунгарский посланник коменданту Ямышевкой крепости, проводник обманом водил их по кругу. Со слов джунгар, он обладал колдовскими способностями, напускал на них снег и мороз, многие, не привычные к холодам джунгары, померзли.

Поняв, что проводник их обманывает, они его сожгли как шамана. В итоге,все – таки, сами нашли искомые аулы, но не решились напасть из-за больших потерь.
Наверное, пошли греться в Ямышевскую крепость и жаловаться на коварство не цивилизованных казахов. Обманул, заморозил бедных джунгар, не дал им порезать малых детей и женщин!

Имя героя, к сожалению не сохранилось. Хорошо сработал безызвестный  казахский Сусанин.

5) Удар Аблая
Не в каждой войне, во время генерального сражения, на первый поединок выходит будущий главнокомандующий.

В 1729 году, к югу от Балхаша состоялось решающее сражение Джунгарской войны - Анракайская битва.

Началась битва с традиционного поединка батыров. Со стороны джунгар вышел на поединок знаменитый боец – непобедимый Шарши. Казахскую сторону представлял чингизид Абулмансур, который под видом простого воина Сабалака участвовал в этой битве.

Удача улыбнулась Сабалаку, одним ударом в шею он снес голову Шарши. Приторочив ее к седлу, с криком «Аблай!», он кинулся на врага (Аблаем звали его грозного деда).

В этом бою казахам бог дал удачу и они победили. Вдохновленные его призывом воины бросились на врага.

С тех пор Абулмансур - «Сабалак» вошел в историю как великий Аблай хан.

Сейчас в казахском спортивном троеборье Уш курес (фехтование, ножевой бой, борьба) рубящий удар в шею называют «ударом Аблая» (он приносит полную победу).

6) Борьба с мергенами (снайперами)
Эпоха мастеров рукопашного боя проходила с прогрессом вооружения и тактики.

Похоже, что знаменитое снайперское движение зародилось именно в Казахско-Джунгарскую войну.

И джунгарами, и казахами широко использовались мергены (снайперы), которые заняв удобную позицию в стороне, отстреливали лучших бойцов и командиров из лука, а то и из ружья. В одной из таких столкновений, мерген  с фитильным ружьем с удачной позиции убил несколько лучших бойцов, казахи дрогнули.
Положение спас Ильгибек – батыр, который медленно поехал в его сторону, пригнувшись к шее коня. В последний момент он стремительно бросился на позицию врага. Ружье мергена дало осечку, второй попытки у него уже не было и батыр его буквально изрубил на куски.

Когда Игильбек батыра спросили почему он в начале так медленно ехал, он объяснил: «Калмык хотел забрать моего коня и дожидался, чтобы я подъехал ближе, я же рассчитывал на то, что на фитиле образуется большой нагар и он даст осечку».

Рисковый расчет и он оправдался!

7) Стрела возмездия.
Над всеми нами витает рок. Мы все рабы судьбы, но при этом многое решает и выбор. Выбор часто бывает сложным, но делаем его мы сами.

Малайсары-батыр был одним из авторитетных батыров Среднего жуза. Бесконечная война, длинною в целую жизнь, выматывала все силы народа. Именно Малайсары батыру удалось заключить, более-менее, прочное примирение с джунгарами в 1743 году.

Договор был клятвенным с самим Голден цереном.  К данному договору присоединился и известный батыр Джапак - глава рода актогай.

Не на долго сохранился этот мир, из-за беглых джунгарских князей Довац Амурсана и Байджуру, которых не захотел выдавать Аблай хан, снова обострились отношения  с джунгарами, дело шло к возобновлению воины с некоторыми казахскими родами.

Аблай хан начал собирать ополчения, но Малайсары с Джапаком, ссылаясь на клятву Голдан – церену, не хотели участвовать в этом походе, предлагали просто выдать беглых Голдан церену и сохранить мир.

Аблай хан был непреклонен. Клятву, данную врагу, он клятвой не считал, а отказ участвовать в походе воспринимал как измену своему народу.

После долгих мучений Малайсары все же решил присоединиться к  объединенному казахскому войску. Даже находясь уже в рядах, выступающих против джунгар  войск,  они с Джапаком пытались уладить все миром.
Противоречивые чувства мучили батыров.

Конец сомнениям положила первая же стрела, прилетевшая с джаунгарской стороны и насмерть поразившая батыра Малайсары. На этом прервались его душевные муки и земная жизнь.

Этот поход принёс успех казахам. Аблай хану удалось даже возвести одного из беглых князей Довацеи на джунгарский престол.

Как говорится, поставим во главе вечных врагов свою марионетку. Все-таки сильным политиком был Аблай хан, не только полководцем и батыром.
Малайсары батыра жалко, не легкий выбор стоял перед ним, может, поэтому он воспринял смерть в бою как выход из тупиковой ситуации.

8) Ошибки Аблая
И великие ошибаются. Казахско-Джунгарская война тоже не исключение.

В одном из боев, Аблай, во главе небольшого отряда из двухсот джигитов, атаковал главные силы семитысячного джунгарского войска под предводительством ноина Аптеня. Безрассудная  атака провалилась, сам Аблай попал в плен.

Голдан церен не испытывал симпатии к одному из героев Анракайского сражения (начала его поражения и заката). Но, зная его ценность для казахов, пленнику сохранили жизнь. Закованного в цепи  Аблая бросили в яму, каждый день осыпали его оскорблениями (и не только). Мать поверженного им батыра Шарши, да и родственники многих джунгар, погибших на полях Анракая, требовали его казни.
Голден церен решил поторговаться, условия он поставил достаточно серьезные:

1) Средний и Младший жуз, по примеру Старшего жуза, должны ему платить ежегодную дань.
2) Самые знатные батыры, бии и ханы должны отдать своих сыновей  в заложники.
3) Выдать им авантюриста Карасакала, которого Аблай в свое время готовил поставить на джунгарский престол.

Но Аблай, даже будучи в плену, сумел передать «на волю» весточку, чтобы не с одним из этих условий не соглашались, если «даже сами мы все помрем». Все-таки, силен был духом Великий хан Аблай.

Были, конечно, и желающие принять все условия, во избежание кровопролития. Старший жуз уже платил дань, дрогнули и представители младшего жуза. Бесконечная кровопролитная война уже изрядно истощила народ.

Осенью 1741 года состоялся экстренный Курултай Среднего жуза по этому вопросу. Не смотря на то, что мнений было много, победили сторонники Аблая (не принимать условия джунгар), мнение которого выразил султан Барак. А батыр Джанибек  вообще наотрез отказался отдавать сына в заложники.

На «нет» и суда «нет»

9) Колдовское посольство
Довольно часто наш народ спасало чудо. И на этот раз не обошлось без волшебства.

Именно по инициативе и во главе представителей  Среднего жуза поехала делегация казахов к Голдан церену. В делегацию был включен один представитель Среднего жуза, имя которого(как нас учили с детства) не стоит часто произносит, без особой надобности. Но пусть простит меня дух этого Великого человека - это был Казбек бии (ему тогда было лет пятнадцать).

В ходе переговоров (согласно предания) слово дали Казбек бию. Взял он домбру и обращаясь к Голден церену, пропел ему всю его родословную и родословную Аблай –хана. Обе ветви сходились на Чингис хане.

Получается, что Голден царен держит  в яме и позволяет черни издеваться над своим братом.

Пораженный  Голден царен дал немедленную команду освободить Аблая и с почестями выпроводить вместе с посольством. Как только посольство с освобожденным ханом скрылось за горизонтом, к Голден церену обратились его военачальники с вопросом, почему он так легко отпустил злейшего врага? На что тот ответил: «Когда этот бии пел шежире (т.е. родословную чингизоидов), мне показалось, что за плечами его стоят два тигра, готовые кинуться на нас если мы не выполним их условия. Может это духи наших предков - Аруахи?»

Явно Казбек-бии околдовал или как сейчас говорят, загипнотизировал хунтайджи. На той войне всякое бывало, но факт есть факт, Аблай-хана освободили. Русские и китайские письменные источники это подтверждают, но не могут объяснить.

10) Мудрость и сила Великого бии
Для подтверждения сверхъестественных способностей этого бия, приведу пару примеров.

Еще раз мне приходится упоминать священное имя Великого бия Казбек-бии, вообще, его рекомендовали называть Бабам.

В детстве  нам рассказывали как-то сидел Великий бии, длинным зимнем вечером  и уже дремал у себя в зимовке в районе горы Дегелен (позже там создали Семипалатинский ядерный полигон). Неожиданно он встрепенулся и вскочил
- Что случилось Бабам – спросили домочадцы.
- Тут недалеко угнали табун лошадей, за ним отправили погоню, - ответил бии.
- Ну и что?
- И угонщики, и погоня – казахи.
- Мало нам джунгар, так друг  у друга  уже  вору. Совсем одичал народ от войны. Кому хоть молятся?
- Оба просят меня, чтобы я помолился за них. И убегающие и догоняющие.
- Что же делать, если догонят, то друг друга поубивают, если не догонят, то воровство восторжествует.
- Вызовем сильный буран – сказал Бабам.
- Зачем? - спросили домочадцы.
-Тот, кто догоняет, потеряет след и не найдет, а тот, кто угоняет, потеряет скот и табун сам вернется к хозяевам.

И вдруг, резко задуло, пошел густой снег.

Все получилось так как он предположил и никто не пострадал.
Могли ли люди тех времен влиять на погоду или нет, я не знаю, но к природе они были значительно ближе, так что всякое могло быть.

Еще один факт (из нашего времени).

Власти независимого Казахстана решили поставить памятник, на родине Великого бия. Данное решение, конечно, ни как не стыковалось с убеждениями  и верой людей того поколения. Да и сам Великий бии завещал всем, упоминать его имя только когда действительно тяжело. Но современной молодежи и властям этого не объяснить, да и объяснять некому.

В день установки памятника стояла хорошая погода, ничего не предвещало непогоду, в том числе и метеосводки. Но после того, как был установлен памятник, поднялась такая буря, что снесло несколько кровель и сорвало провода. Хорошо, что никого не убило и не ранило.

Может совпадение?

Еще факт, свидетелем которого я был сам.

Как-то летом, уже в годы независимости, в одном областном центре власти решили украсить пустующие торцы трех панельных пятиэтажек  портретами трех биев.

Изображения, естественно, не сохранились, учитывая  мусульманские  обычаи, согласно которому нельзя рисовать живых, они себе этого не позволяли, да и ханы тоже

Взяв за основу очертания лиц потомков, художник, как мог, нарисовал портреты биев.

Естественно, народ начал посмеиваться над этой неуклюжей попыткой. Моя строительная бригада, вместе с другими работали не далеко от этих домов и тоже хихикали над художествами властей.

Во время перерыва я рассказал рабочим все, что знаю, про Великого бия и не советовал им так смеяться, всякое может случиться, но до смертельного случая, думал я, вряд ли дойдет. Честно сказать, опасался за монтажников, тем более они не очень соблюдали технику безопасности.

Как я и предполагал, ЧП все-таки случилось, после обеда прогремел взрыв. Оказалось, что взорвался газовый баллон в доме, где висел портрет Великого бия.

«Жертв не должно быть» - подумал я. Действительно, вдребезги были разрушены четыре квартиры. В одной из квартир, упавшая плита перекрытия перерезала только носок тапочка девушки, которая в это время сидела на диване.
И, представьте, ни одной жертвы! Как после этого не поверить в его сверхъестественную силу. В этом все-таки что-то есть.

Мы благодарны Вам, Великий бий, за урок, и над прошлым я никогда не смеюсь. Сомневаюсь, спорю, но не смеюсь.

11) Казахско - китайская война
В рамках Казахско-Джунгарской войны наши предки успели повоевать и с Китаем. Бесценный опыт!

После разгрома Джунгарии, часть территории этого огромного государства отошла к китайцам, часть казахам. Власть над оставшимися джунгарами перешла к  ставленнику Аблай хана – Амурсане. Это, естественно, не понравилось циньским  властям. Они, потребовали выдачи Амурсаны. Вместо этого Аблай хан выслал ему десятитысячную  подмогу.

Циньские войска вторглись во владения Амурсаны, легко смели  сопротивление и занялись тактикой поголовного истребления населения.
Аблай дал команду аулам Среднего Жуза откочевать на север под защиту русских крепостей, а боевые дружины двинул в  прибалхашские степи.

Так началась казахско  - китайская  война.

Стройными колонами наступали китайцы до реки Ишим. Этим красивым парадом удивить казахских батыров было не возможно. Что, для китайцев тяжелый поход, то для нас несколько ускоренных перекочевок, тем более налегке.
Небольшие отряды наносили непрерывные удары по циньским войскам. Россия ввязываться в большую войну с Китаем не хотела, но казахам помогала, допускать китайцев до Оренбурга им было ни к чему.

Поэтому всесторонняя поддержка казахскому войску со стороны России было обеспечена.

Северные русские крепости рассматривались как надежный, глубокий тыл, да и с огнестрельным оружием стало полегче. Мергены азартно отстреливали нарядных мандаринов, травили колодцы, выжигали степь, пакостили как могли, партизанщина одним словом.

Поэтому генерал Хатака в своих доносах в Пекин писал: «Кругом сплошная  глушь, поживиться нечем». Каждую отраженную  атаку  китайские генералы описывали как невиданную победу, естественно получали награды и звания.
Аблай – хан знал, во что превратиться это армия через месяц другой после его «пчелиных укусов». Похоже, и в Пекине догадывались, куда ведут их хитрые казахи.

В отличие от Наполеона китайцы оказались мудрее, они понимали, что зима в степях Сары-Арки быстро превратит великую армию в толпу обормотов и легкую добычу кочевников, поэтому, в сентябре, китайцы повернули назад, без генерального сражения.

Если внимательно проанализировать Отечественную войну 1812 года, то, похоже, Кутузов учел опыт Аблай-хана, а Наполеон, в отличие от него, не изучал опыт китайских генералов Хадана и Дардана.

Наполеон страдал евроцентризмом и вряд ли сделал какие-то выводы из этой «азиатской войны», скорее всего он про нее и не слышал.

Кутузов такими комплексами не страдал, сделал выводы.

После подведения итогов, китайский император Хунли, обозвав своих генералов глупейшими, лишил их титула «гун», чинов и званий. Казахи закрепили за собой земли  до современных  Урумчи.
Кто победил в этой  войне?

Самое интересное выяснилось позже, когда уже независимый Казахстан уточнял свои границы  с Китаем.

Китайские специалисты нашли в степях под  Балхашом  бутылку, закопанную этими горе-генералами. В записке было сказано, что земли до Балхаша принадлежат китайскому императору. Тогда, гордые казахи, ответили, что великую китайскую стену вы сами построили, значить сами отменили свои границы. А бутылки от имени Чингисхана, мы можем закапать хоть под Гаунджоу.

Китайцы замолчали и спрятали бутылку. После этого граница прошла практически по Советским рубежам. Так что, прошлое имеет привычку стрелять в будущее.

12) Казанова отдыхает
Когда-то великий Толейран говорил, что женщины – это и есть политика.

Пророссийская политика султана Барака и казахских элит не  очень нравилась джунгарам. Не смотря на то, что было заключено временное перемирие, джунгарская сторона, которая тоже устала от вечной войны, потребовала усилить ее некоторые пункты. Один из пунктов требовал вернуться к практике передачи заложников, как гарантов исполнения договоров, поэтому они в заложники потребовали сына Барака - Шигая.

На этот раз он решил уступить и во имя сохранения мира Барак выполнил условия, отправив  Шигая в Джунгарию в ставку Цевон-Даржи, сына Галден – Церена.

Молодой султан Шигай отличался своей любвиобильностью, так что султан, вместо заложника, подсунул «кота в мешке», да к тому же «мартовского». Мало ему наложниц и токалок, так, будучи в ставке Цевон Даржи, соблазнил его мать, вдову самого Голден Церена. Между «молодыми» установились очень даже теплые, романтические отношения. Дело шло к тому, что заложник мог стать отчимом Хунтайджи.

Цевон Даржи ничего не оставалось, как отправить новоявленного «папашку» обратно домой, не воевать же снова с казахами из-за сердечной слабости своей мамочки, позора не оберешься.

Вот так и выиграли еще одну мирную передышку и даже без заложников.

13) Путь «белой юрты»
Политика политикой, но со святынями лучше не шутить.

Война шла не только с джунгарами и китайцами, война, в виде локальных конфликтов, стычек и набегов шла и с яицкими казаками, башкирами, туркменами и коканцами. Учитывая большую автономность и уровень самоуправления, одни роды могли  дружить с соседями, в то же время другой род биться с ними насмерть.

Во всем этом чёрт ногу сломает.

В 1747 губернатор Неплюеев И.И. представил в Петербург доклад о пользе российского подданства казахов, мотивируя тем, что:

Во-первых, фактически вся нагрузка в войне против агрессивных джунгар лежали на казахах, а джунгары серьезно угрожали русским владениям в Сибири.

Во-вторых, именно казахи обеспечили безопасность российской торговли с среднеазиатскими государствами. Да, среди них были всякие, но в основном была сильная пророссийская партия батыра Джанибека и найманского султана Барака.

Именно султан Барак решил передать в дар российской императрице, в знак полной покорности и верности, священную  белую юрту. Естественно, он не согласовал данное решение с другими правителями, не смотря на то, что сакральная белая юрта, идущая со времен Джучи хана, принадлежала всем казахам. Найманы традиционно жили в районе Улытау (ставки Джучи хана) близ нынешнего Джезказгана.

Направляясь в Оренбург с подарком, брат султана Барака остановился  на землях казахского рода каракесеков (это район Семипалатинского ядерного полигона). Но когда Бекболат- бий (сын Великого бия) узнал о цели поездки, то найманам на традиционное гостеприимство рассчитывать не пришлось. Посыпались упреки и проклятия. Каракесеки считали кощунством  отдавать  сакральную вещь другому государству.

Найманы есть найманы, как не крути они правообладатели Белой юрты. И Белая юрта была доставлена в Оренбург.

Русская сторона, конечно, не поняла смысла дара и не оценила его. Оренбургский губернатор вежливо приняв подарок, все-таки, не стал отправлять ее в Петербург, Белая юрта ему показалось слишком ветхой. Не исключено, что лежат ее останки где-то в хранилищах музеев.

14) Русский маскарад.
Любая большая война заканчивается мирными переговорами, а это дипломатия. В дипломатии есть все, кроме совести.

Как обычно, бывает после победы, начались распри и междоусобицы. Аблай хан устал от тяжёлой походной жизни, поселился в Кокшетау, пытаясь приучить казахов к земледелию, даже нанял русского крестьянина Матвея Арапова в ханские советники по земледелию. Матвея Арапова, наверное, можно назвать первым министром сельского хозяйства Казахского ханства.

Но дела шли неважно, народ противился. Тут еще на юге столкнулись два рода  уйсюны и киргизы.

Согласно донесениям русских наблюдателей бои шли не шуточные, потери исчислялись сотнями.

Оставив управлять в Кокшетау своего сына Вали-хана, престарелый Аблай-хан отправился к киргизам, прихватив с собой беглого русского солдата Якова, который у него был военным советником, включив его в состав посольства. Простодушным киргизам объяснили, что это большой русский генерал.

Аблай, таким образом, «опираясь на авторитет и поддержку российских властей», отрегулировал конфликт. Людей подтвердивших, что и Китай поддерживал его власть, в его свите было достаточно.

Поверив уловке, киргизские элиты сели за стол переговоров. Определили границы между киргизскими и казахскими родами, примерно там сейчас проходит граница между Казахстаном и Киргизией. Обман конечно, но зато без кровопролития.
Как писал русский представитель в Петербурге: «Из тех  диких киргизов, большая часть сил захватом в послушании Аблая приведена…» Там же поделили между казахскими родами земли и власть над Ташкентом.

Осенью 1780г. по пути из Ташкента в Туркестан, Великий хан покинул этот мир. Последний его поход был миротворческий, все-таки он был не просто Великим полководцем, но и прозорливым, дальновидным политиком.

Многому нам у него надо учиться, особенно после Ошских событий.

История величайшего, почти двухсотлетнего кровопролития, на территории в несколько раз превышающим Европу, к сожалению, плохо изучена, но даже по отдельным фрагментам можно оценить ее величие.

В этой Великой Войне, агрессоры - джунгары (ойраты, калмыки) исчезли как народ, осталась только часть прорвавшихся через казахскую степь на берега Волги – это нынешние калмыки.

В итоге, как государство, исчезла Джунгария, Казахстан фактически присоединился к России. Если бы не героическое сопротивление наших предков, то, скорее всего, казахов, как и джунгар, уже не было бы, а граница между Китаем и Россией проходила бы по Волге.

Совсем другая геополитическая ситуация!


Рецензии
По фрагментам Великой войны и ловкости Аблая (Абулмансура) следует сделать вывод, что на войне все методы хороши.
Талгат, про Казыбек би понравилось, как никто другой донёс о его значимости.
Вроде разбито на мини - сюжеты, но получилось целостностно, много и занятно - интересно.

Дмитрий Солнцев 2   13.09.2022 15:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.