III К. р. Ваятели. Трофейный бордель и зубопроте
Внизу за полотном железной дороги, только что отгремел бой между разбойниками и слесарями. У автомобиля на параллельном рельсам проезде лежало выпотрошенное тело Правдоподоба, рядом валялись инженерская барсетка и черные солнцезащитные очки.
Слесаря возбужденные, ошарашенные битвой шли к телу своего несчастного начальника. Дмитрий Григорьевич, тяжело дыша, выпрямился обернулся и сделал знак Николаю, покрутив кистью руки, вытянутой в сторону латиниста.
- Давай, поворачивай конька на брелоке. Скорей! Ну, что же ты! - снова согнулся, ощущая непреодолимый рвотный спазм.
Николай с лукавой и одновременно философской улыбкой Будды держал брелок в руке, наблюдал жуткую гибель главного инженера, но не торопился менять действительность и оживлять «этого бравого гусара».
- Э что это, что! Смотри, что сделали! – вскричал слесарь хохол.
- Ох. Ё.. – вздохнул Лысый, снимая свою матерчатую кепочку, и ослепительно просияв гладким черепом.
- Ну, давай! – Тяжело дыша, прохрипел Дмитрий Григорьевич.
Николай небрежно повернул морского конька на золотом брелоке. Он уже не улыбался и не смотрел на слесарей, а скорее, брезгливо и грустно устремил взгляд куда-то вдаль, в небо по верх горы. Расправа с Правдоподобом вопреки ожиданиям явно не радовала его.
Между тем внизу все преобразилось: слесаря, спокойно работали в яме у трубы. Главный инженер живой, в белой футболке, с целыми внутренностями, шагавший от машины взглянуть какова из себя утечка, вдруг остановился, взялся за живот, сделав страдальчески-кислую мину, покачал головой и снова, уже медленнее, пошел к слесарям, продолжая оглаживать себя вокруг пупка. Его явно беспокоил живот.
- Ну, вроде бы все в порядке. Все целы. Ты сейчас к себе газету? – спросил Дмитрий Григорьевич, обтираясь носовым платком. – Ох, с такой жизни блевать начнешь…
- В газетку. Да-а… В газетку. Надо будет созвониться с магистром, узнать, как там он с кишечником справился?
- Надо встретиться, узнать, что там Андрей Федорович?
- Вроде хотел устроиться в «Зеленстрой», но я его предупредил, что бы он этого не делал.
- Почему?
- Есть сведения, что «Зеленстрой» собрались банкротить. Там грядут сокращения и задержки зарплаты.
- Ах да, ты же теперь вхож в коридоры власти.
- Ну, не так уж и вхож, да и не во все… Однако, я пойду пожалуй.
- Ну, бывай.
Николай пошел по обочине бетонки, вдоль которой волной вздыбились заросли ежевики.
Дома, после работы, за чаем он достал с полки секретера, из под папки, в которой он хранил записи инженера Корявцева, прошитый скоросшивателем.
черновик очерка, написанного его добрым приятелем журналистом Эвксинским из Сочи, посвященного местным скульпторам.
"Начнем с сочинского скульптора Николая Алексеевича Березовского, добрейшего и веселого старичка. Всем сочинцам знакома его скульптурная композиция «Ныряльщики» над лестницей к ривьерскому пляжу.
Березовский не хотел сниматься на фото и решительно не желал, что бы о нем что-либо писали. Родом он был с Брянщины. После раскулачивания семью Березовских сослали в Сибирь, куда-то под Абакан. Однако еще до войны вместе с родителями он уже жил в Сочи. Возможно, Березовские принадлежали к числу тех обладавших обостренным истинктом выживания жертв коллективизации, удачно уклонившихся от гибели и репрессий, чьими трудами в годы первых пятилеток были выстроены курорты Черноморского Побережья Кавказа с дворцами-санаториями, дворцами-вокзалами, портами, мостами-виадуками, дорогами, предприятиями микояновского пищепрома и т.д.
Жили Березовские в Охотничьем переулке, между улицами Островского и Воровского. Переулок славился у сочинцев чистейшей, вкусной водой из колодцев. За водой на Охотничий люди специально приходили с ведрами из соседних дворов и улиц. Сам Николай Алексеевич помнил, как отец, пригласил во двор трех землекопов, рыть колодец. Те начали копать круглую яму метра полтора в диаметре, затем вставили в нее бетонное кольцо в метр высотой, и продолжили дело, подкапывая землю под кольцом так, что бы оно проседало вниз, по мере углубления ямы.
Вырыли не более двух метров и оставили кольцо у дна. Вскоре оно наполнилось прозрачной холодной водой.
Однажды прекрасным летним ранним утром Николай вместе с отцом на попутной полуторке поехали в лес, на гору Пикет, за грибами. Поход был удачным: уже пошли и белые грибы и лисички, по дороге попалась спелая дичка-черешня, – набрали и черешни. Когда возвращались домой, тоже на попутке, увидели, что все люди вокруг как-то поменялись: серьезны, озабочены, суровы и даже скорбны, - ни живых разговоров, ни смеха, ни
улыбок.
- Что случилось? – спросил отец у соседа армянина.
- А вы что, не знаете? Война.
Войну Березовский-отец начал лейтенантом, - закончил капитаном . Однажды, только Николай пришел из школы, прибежала соседка, медсестра в размещенном в санатории «НКВД-1» госпитале.
- Березовские! Скорее собирайтесь. К нам в госпиталь вашего отца привезли!
Раны отца были многочисленны, но не тяжелы, - тело и лицо посекло осколками. В первые секунды в госпитальной палате, куда примчались Николай с братом и мамой, они поначалу не различили отца в ранбольном, в пижаме, с забинтованной головой так, что оставалась только щель для глаз, .
Железнодорожный вокзал стоял недалеко от дома Березовских. Поэтому Николай Алексеевич помнил немногочисленные налеты немецкой авиации на Сочи, пришедшиеся на железнодорожную станцию и строившийся морской порт. Кровельную жесть вокзала с дробным грохотом пробивали осколки.
В боях в Венгрии в окрестностях озера Балатон с отцом Березовского произошел курьезный случай. Он захватил пикантный трофей с пленными: мобильный бордель-автобус со всем персоналом.
Березовский полюбил ваяние с детства: лепил самолетики, бипланы, и старался быть в своих работах как можно более точным, не упускать малейших деталей, включая лицо и очки летчика.
После школы Николай Алексеевич поступи в Ленинградскую «Мухинку». Жил в общежитии на Фонтанке вместе со студентами-живописцами, мужчинами постарше, прошедшими фронт. На день рождения Николая в июне, в пору белых ночей, старшие товарищи накрыли ему праздничный стол, а один Саша, полный кавалер Ордена Славы, обладатель трофейного аккордеона, привел на праздник подругу, не молодую, но весьма интересную и привлекательную женщину, одетую дорого и со вкусом.
- Изабелла –представилась Гостья.
Застолье удалось. Пили, шутили, спорили, словом , вели, подобающий застолью разговор и снова пили за здоровье Коли.
- Коля, так у вас день рождения? А я не знала. – сказала Изабелла, и стала упрекать орденоносца, отчего он не предупредил, по какому поводу гулянье.
- Ну, ничего, я сделаю вам подарок. Где аккордеон? – обернулась она к своему кавалеру.
Орденоносец взял свой трофейный аккордеон, пробежал по клавишам, и Изабелла исполнила для Николая Алексеевича популярную песню, Внизу за окном, на набережной Фонтанки раздались аплодисменты.
Оказалось, гостья, подруга орденоносца – знаменитая певица Изабелла Юрьева. Поклонники выследили ее и собрались под окнами общежития . Изабелла Юрьева спела в ту белую ночь много песен и романсов, и всякий раз, когда она заканчивала, с улицы неслись аплодисменты, крики «Браво» и в окно общежития летели букеты цветов.
После смерти отца Николай Алексеевич был вынужден оставить училище и вернуться домой.
Через несколько лет он лет вновь поступил в художественное училище уже в Семфирополе.
В последний год обучения Крым, по воле Никиты Сергеевича, перешел в состав УССР. Как снег на голову на студентов обрушилась обязанность изучить за год украинскую мову и сдать по этому предмету экзамены. Студенты взбунтовались и отказались учить украинский язык. Начальство махнуло рукой, - черт с вами, не учите. Впрочем, украйнофобией Николай Алексеевич никогда не страдал, и пронес через все жизнь глубокую благодарность к своему преподавателю, природному украинцу, скульптору, профессору Петренко.
После училища Березовский работал на Северном Кавказе, вернулся в Сочи, на комбинат. Надо заметить, скульпторы в отличие от иных мастеров изобразительного искусства, народ добродушный. Они доброжелательно отзываются о товарищах по цеху редко, когда кого ругают, а если и случается, то только если на то есть веские причины.
Так Николай Алексеевич рассказал мне однажды о своем конфликте с четой живописцев, коих, не желая задеть, мы условно назовем супругами Дубонсовыми. Те скромно попросились к нему в скульптурную мастерскую, что бы писать маслом полотна. Березовский согласился.
Попросили ключ, - сделать дубликат. Березовский не возражал. В мастерской он лепил из глины и пластилина. Во дворе, переодевшись в робу, рубил мрамор, возвращался, переодевался и… очень раздражал семью Дубоносовых пылью, летавшей от робы, гипсовой и мраморной.
Живописцы обратились к директору комбината с просьбой удалить куда-нибудь Березовского из его же мастерской. Деректор, мужик уважавший скульптора, рассказал ему об этом. Березовский разгневался, - хорошо, в это время в комбинате Дубоносовых не было, не то б!…, - вынес из мастерской холсты, мольберты, кисти. краски и врезал новый замок. Дубоносовым посоветовал куда-нибудь удалиться.
Почему комбинат? Ранее в Сочи было товарищество художников с конторой, на подъеме в длинном здание с башенкой, где располагался цветочный магазин, а дальше магазин «Изумруд», Аптека, Оптика, табачный магазин, где наряду с другими папиросами и сигаретами , на равных с «Беломором» и «Казбеком» продавали прекрасные папиросы «Сочи»! Художники писали картины среди первых сочинских живописцев необходимо назвать Ивана Капусту, Кровца, Двоскина, Кукушкина, Черного. По побережью их живопись была востребована. Дома отдыха и санатории покупали работы художников и сочинских, и столичных. Там складывались приличные коллекции полотен, где они ныне неизвестно. Видимо, рынок все расставил на свои места.
Кроме этого живописцы подрабатывали писанием для магазинов ресторанов и иных учреждений вывесок на стекле. Темно -синюю или темно-красную краску наносили на одну из сторон листа стекла, (обратную сторону вывески), по трафарету наносили надписи: «Партком», «Профком», «Директор», «Клуб Горремстрой», «Старт» товары для спорта»…, счищали с контура букв синий или красный фон, а затем поролоновым тампончиком на очищенное пространство набивали золотую или серебряную краску. И с противоположной, лицевой, стороны стеклянного листа получалась очень солидная, серьезная вывеска.
Когда, работы не было, художники тайно договаривались с вооруженными рогатками пацанами. Те стреляли по вывескам, дабы обеспечить мастерам новые заказы.
В комбинат мастера живописи и ваяния курорта объединились, дабы официально числиться на государственной службе и на старости лет получать пенсию.
По приданию скульптор Владимир Звонов-старший. За пару бутылок водки выправил на улице Альпийской участок земли, где был сооружен первый цех комбината, прославившегося затем по городам и весям Советского Союза своей продукцией из пластмассы. Основной Центр производства был на Первомайской, под телевышкой.
Варили пластмассу марки АКР – 7 на костре.
Надо заметить, в Сочи, едва ли не впервые в стране, в городских скверах и санаторных парках появились статуи из пластмассы, при чем из той самой, из какай делают съемные зубные протезы. Таковых статуй было две: Мальчик слушающий раковину, на зеленом острове, транспортной развязки перед гостиницей «Москва», ныне «Сочи Плаза», - в пору переустройства центра города, остров возник из скверика с бассейном, в центре которого возвышалась белая, как кость, тонкая, стройная и грациозная фигура мальчика, приложившего к уху раковину рапана. Вылепленная, по словам Березовского, женщиной-скульптором Линдой Кабер родом из Прибалтики. Когда скверик превращали в зелёный остров и бассейн, увенчанный засыпали, Звонов успел увести статую в мастерскую скульптора Колобова, на Альпийской улице, на гребне горы Батарейка. После смерти Колобова, влезшего в огромные долги, фигура исчезла.
Так же, бесследно, после последовавшей за сменой собственника реконструкции санатория, пропала и другая статуя, крылатая женщина, в санатории «Русь», работы Звонова младшего Вечаслава Владимировича. Сам мастер называл ее «крылатая баба", отлитая из смолы и мраморной пудры.
Возможно, под влиянием мальчика с морским моллюском Березовский создал скульптуру своего мальчика, сидящего и рассматривающего раковину живого наземного моллюска - улитку. Работа выполнена из известняка и установлена в парке дендрарий у входа в здание НИИ "ГорЛесЭкол", ныне "Сочинского Национального Парка".
Свидетельство о публикации №217012901309