Эль Греко. Погребение графа Оргаса

 Эль Греко.Погребение графа Оргаса.1586. Церковь Сан-Томе, Толедо.

       Погребение графа Оргаса» — одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586—1588 годах для приходской церкви Сан-Томе.

 Народ испанского города Толедо любил и восхищался доном Гонсало де Руисом за его благотворительность и щедрость даже после смерти. После его смерти было обнаружено завещание, в котором оговорено, что каждый владелец недвижимости должен ежегодно уплачивать в казну взнос на благоустройство церкви Сан-Томе.         Местные жители утверждали, что, когда в 1323 году тело графа было погребено, с неба спустились святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его лично.

         Священник церкви Сан- Томе Нуньес четко изложил художнику, что он хотел видеть на картине. В соглашении от 18 марта 1586 было оговорено, что Эль Греко должен не только изобразить местную легенду о погребении графа святыми, но также изобразить видных граждан города, которые присутствовали на похоронах. Также картина также должна была закрывать всю внутреннюю стену церкви. Более того, Эль Греко должен был сделать все это всего за девять месяцев.

      В верхней части картины посередине изображен Иисус, по бокам которого несложно заметить Иоанна Крестителя и Деву Марию, Святого Петра в желтой одежде, Лазаря, который восстает из могилы. Слева изображены Давид, Моисей, и Ной.

           Здесь используются смелые цвета, неоднородное использование света, отсутствие глубины и непропорциональные удлиненные формы, которые ассоциируются с типичным стилем маньеризма Эль Греко. В отличие от этого, в нижней части картины, которая изображает Землю, используются темные цвета, а сама она менее сюрреалистична в деталях, более реалистична в пропорциях, текстурах, глубине и гармоничности света

       Однако ее образное решение отличается гораздо большей сложностью и глубиной, чем в других произведениях мастера. В этом полотне слиты в гармоническом единстве как бы три плана представления художника о мире. Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне. Вместе с тем изображение участников погребальной мессы — монахов, духовенства и особенно толеданского дворянства, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников, вносит в картину ощущение реальности.

    Эль Греко изобразил на картине не только местную знать. Так, люди в одеяниях с красными крестами - члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго. Имена большинства были утеряны в истории, но известно, что Эль Греко изобразил самого себя и своего друга Антонио де Коваррубиаса в толпе скорбящих. Также на картине можно найти сына Эль Греко и заказчика - Андреса Нуньеса.Портрет самого Эль Греко легко найти: он располагается выше поднятой руки над головой святого Стефана. И отец, и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт

         Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Их духовные переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах, в сдержанных жестах хрупких рук — как бы всплесках внутреннего чувства. Наконец, своего рода синтез конкретно-реального и отвлеченно-возвышенного несут в себе образы святых Августина и Стефана, которые на переднем плане бережно поддерживают тело усопшего. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. И в то же время образы святых — само воплощение высшей духовной красоты.

     Чуть выше мужчин, стоящих на земле, парит ангел в золотых одеждах. В руках он баюкает, как младенца, некую призрачную форму, которая (как считают искусствоведы) символизирует душу де Руиса, поднимающуюся на небо.
Мальчик на картине - младший сын Эль Греко.

      Картина была размещена на месте захоронения (в часовне де Руиса в церкви Сан-Томе) так, что кажется, будто святые укладывают графа в его настоящую могилу.

            Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Так, парчовая риза святого Стефана украшена изображениями эпизодов из его жития — побиения святого камнями.

         Это не просто нарядная вышивка, а целая картина типичного для Эль Греко призрачного характера. Введение подобного мотива как бы совмещает в изображении прекрасного юноши настоящее и прошлое, придает его образу многоплановый оттенок.
И в колористическом звучании картины, написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, желтых, темно-синих и красных тонов, слиты различные живописные решения.

         Условному нереальному колориту небесной сферы, где прозрачные облака озарены внутренним светом, противостоят более весомые, темные, серо-черные тона нижней зоны в одеждах дворян, монашеских рясах, в сверкающих холодным блеском металлических латах Оргаса. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются фигуры святых Августина и Стефана. Сохраняя меру реальности, яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов.

      Благодаря включению в картину Эль Греко изображений множества библейских личностей, а также известных людей, картина сразу после появления приобрела всеобщее внимание.

          Но было время, когда о картине практически забыли. В 19 веке картину сняли и отправили в хранилище в подвале церкви. В 20 веке ее вновь разместили на старом месте и сегодня "Погребение графа Оргаса" является не только известным произведением искусства, но также популярной туристической достопримечательность

      Изумившись тому, что ему так мало заплатили за картину (1200 дукатов), Эль Греко сказал о своем произведении: "Хотя оплата уступает стоимости моей возвышенной работы, мое имя будут вспоминать потомки, как одного из величайших гениев испанской живописи". И хотя это высказывание художника может показаться нескромным, на самом деле так и вышло.


Рецензии