За новыми брюками

С каждым днем за спиной все плотней закрываются окна оставленных лет…(И. Бродский)
 
Марина любила работать в своей мастерской с 7 утра, - в мире, где царило тепло, спокойствие и мягкая нежность просыпающегося солнца. Тёплые и мягкие тона  беспрерывно ложились на холст, изображая любовь, кокетство и коварство. Те же чувства пронизывали  оригинальные цветочные натюрморты. 
В этот мир однажды захотелось окунуться и Жозефу. В один из незабываемых вечеров, которые часто проводились у его друга Бориса, начинающего композитора, он, как всегда, погрузился в свои мысли  о неповторимости мгновения безграничной свободы.  Незаметно для себя, можно сказать, неосознанно,  он написал мысленное послание молодой огненноволосой женщине, портрет которой висел над фортепиано и явно принадлежал Музе «Новобора» (как он называл иногда своего друга  в пылу полемики). Это был автопортрет художницы: стройная девушка  с пышной копной рыжих волос сидела на скамье и пыталась поставить белую розу в вазу с букетом огромных лилий. Вот и теперь она сидела в той же позе и изящным движением руки перелистывала ноты, помогая музицирующему юноше. Полифоническая пьеса оказалась самым действенным средством, помогающим перевоплощать закипавшие  в нём чувства в необычную завязь слов:
Когда теряет равновесие
твое сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из-под ног,
как палуба,
когда плюет на человечество
твое ночное одиночество, -
ты можешь
размышлять …
Пьеса легко отзвучала, но Жозеф не мог так же легко оторваться от магии метафоричного слога и  очнулся лишь от шелеста слетающих с пюпитра нот. Он бросился собирать разлетевшиеся листы нотной бумаги. Затем неловко протянул источник своего вдохновения Рыжеволосой - как он сразу не сообразил, что именно эта салонная музыка стала виновницей нахлынувших страстей! Однако выражение  её лица нисколько при этом не изменилось, лишь глаза распахнулись навстречу и пропели ту самую мелодию, которая навсегда останется в его сердце - мелодия ослепления любовью, мелодия, которая невидимой нитью соединила их судьбы.

Борис, не дождавшись, когда Марина снова установит ноты на пюпитре рояля, меланхолично заиграл какую-то совершенно новую мелодию.
-Это из моего нового цикла «Грустные песни». 
Он заглянул в её зелёные глаза, притянул к себе за руку и горячо поцеловал холодную ладонь. Вообще  от всего  образа девушки  веяло какой-то прохладой. Черты её лица, даже его выражение не давали усомниться в её происхождении - из благородных, из северных красавиц: в глазах таинственно мерцали невские волны, а бледное лицо с открытым  высоким лбом словно отражало свет белых ночей.
Борис всегда отличался повышенной  эмоциональностью,  и его страстная натура импонировала Жозефу. Их дружба не могла быть случайной, как и всё в жизни молодого поэта. Она была скреплена единым безостановочным ритмом поэзии и музыки,  своеобразным дуэтом, и  громко, во всеуслышание, заявляла о себе в самоуверенных строчках его стихов  звуковыми образами   и в малосекундных интонациях музыкальных сочинений молодого композитора остинатным басом. Но вскоре на смену дуэту пришло трио.
Жозеф едва дождался  следующей музыкально - поэтической вечеринки. Энергичными прыжками  он добрался до нужного этажа и внезапно остановился, не то, чтобы отдышаться, а чтобы осознать, прочувствовать ответственность момента.  Сегодня он будет читать свои стихи по памяти, к удивлению своих друзей – поэтов. Они  знали,  как порою капризна рифма и как долго приходится иной раз мучиться над словом: нараспев подбирать  рифму, монотонно и исступлённо, словно какая-нибудь ворожея, с той лишь разницей, что в заклинаниях слово – постоянный символ, а в его стихах слова – эквилибристы, сполохи молнии после грозы, набегающие раскаты грома, внезапно сменяющиеся мягкой поступью грусти.
Там, за дверью, обитой коричневым дерматином, ждут его друзья, и он им доверит сего-дня самое сокровенные тайны. Нет, не так, там ждёт его Марина. Дверь внезапно распахнулась. Вот и она сама. Бледное до бесконечности лицо. Да и как оно могло быть иным, - в музыке её сердца теперь надолго поселилась та нота. Ре? – Его голос берёт именно эту ноту в малой октаве, когда он декламирует свои речитативные «мелодии», - ноту судьбы в органном звучании.
Но сегодня он читал иначе! Читал, глядя ей в глаза так,  как если бы он смотрел в кривое зеркало и видел искажённую до неузнаваемости душу, искривлённую тяготами жизни, но готовую принять иную форму при стечении благоприятных обстоятельств. Он читал свои стихи как-то выстраданно, его аура искрилась честным желанием скрыть суровую правду, но поэтическая волна кипела, вздымалась  и с шумом падала на берега чужих сердец, вызывая смятение и сострадание.
 И только Марина слышала звучание флейты, вытягивающей из деликатной замкнутости души всю расплавленную  звуками нежность. В этот момент она поняла главное – это та мелодия, которой так не хватало её картинам, которая несла с собою стойкий и негасимый свет трудного счастья.

Было ли вправду все это? и если да, на кой
будоражить теперь этих бывших вещей покой,
вспоминая подробности, подгоняя сосну к сосне,
имитируя - часто удачно - тот свет во сне?
 ( И. Бродский)

Худ. Сюзан Риос


Рецензии
Доброго дня Вам, Зинаида.

Однако, как поэтично!
Не зря порой говорят, что для поэзии не всегда нужна рифма.
Такой полет чувств, буквально рвущихся из глубины души поэта...
Да, бывает такое, влюбленность в образ, перерастающая со временем в чувство к реальному человеку.
И да, поэзия трудно представить без музыки. Равно, как и некоторые картины воспринимаются намного более чутко, когда имеется музыкальное сопровождение.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   19.04.2021 13:10     Заявить о нарушении
Согласна.Говорить о творчестве Бродского не буду. Это сложный вопрос, требующий тщательной подготовки. По крайне мере, раннему Бродскому был присущ романтизм.Спасибо за внимание к моему творчеству, Сергей!

Зинаида Егорова   19.04.2021 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.