Книги, которые были нужны

Часто читаю списки книг, которые нужно непременно прочесть или которые потрясли некогда полмира. Их множество, в этих списках можно потеряться. И часто, берясь за прочтение рекомендованной литературы, я разочаровываюсь и жалею о потерянном времени. А сейчас почему-то вспомнила те книги, которые когда-то встретила я. Встретила и больше не стала прежней. 
  Не буду брать во внимание книги детства, впечатления о них всегда ярки. Ведь в детстве каждый твой шаг сопровождают открытия. А  тут вспомню период где-то лет с 14-ти… Папина полка, черная книга с чем-то пугающим на обложке. «Виктор Николаев. Живый в помощи». Внутри мелкий шрифт, не очень качественная бумага и увлекающий  сюжет. Увлекающий не приключенческими фантазиями, не смешными рассказами, а фактами из реальной жизни. Из современной жизни. Из жизни самого автора. Это и подкупило сразу. И до сих пор, кстати, я предпочитаю обычный жизненный сюжет любому другому. Факты эти жгли и поражали своей жестокостью, своей реалистичностью, своей правдой. С каждой главой я открывала для себя новые страницы истории нашей страны, бывшего СССР, узнавала то, что пережили люди в горячих точках, и то, что переживают они сейчас. Сейчас,  когда  я так спокойно сижу в кресле и читаю как убивали наших ребят в Афгане, как опознавали американских военнослужащих по хорошей обуви и прочее…  Помню, как  молчала полдня потом, как будто что-то застряло во мне или в горле и я не могла ни вздохнуть, ни сглотнуть. Было тяжело, а потом прошло. Но прежней наивности поубавилось. Кстати, потом уже, через несколько лет вышли новые книги Виктора Николаева «Во имя Мое» и «БезОтцовщина». Рекомендую к прочтению!
  Потом начались разные переживания и новые открытия, самостоятельные шаги и решения. И тут мне очень помогла Наталья Сухинина со своей книгой «Куда пропали снегири?». Доброта к простым смертным людям, опять же жизненные сюжеты и ненавязчивые ответы на главные вопросы – все это стало остро необходимым для меня – тогда еще девочки-подростка. Про влюбленность, про первые отношения, про окружающих людей. Поэтому еще можно перечислить и другие книги этой замечательной  православной писательницы, которые были проглочены мной и полюбились мне на всю жизнь. «Где живут счастливые?», «Какого цвета боль?», «Белая ворона» и прочие.
  А дальше был 10 класс, такой полный надежд и мечтаний. Как-то на урок литературы учительница принесла толстую книгу старого издания с еще неизвестным мне доселе именем -  Эрих Мария Ремарк. Сказала, чтоб я прочитала, а потом мы поговорим. Я прочитала, но разговаривать не могла уже наверно целую неделю. А читала я ночами, взахлеб, и ничего не видя вокруг. Честно говоря, сейчас я уже не могу вспомнить, а что меня тогда так потрясло? Наверно, в первую очередь, - сюжет романа. По-моему, это были «Три товарища».  Концовка, которую пытаешься осознать в полудреме впечатлений. Потом еще этот странный мир героев любого ремарковского произведения.  Я бы спилась в первый же вечер, попади  в их компанию. Но вся эта греховность и пороки, прикрытые дымкой европейской романтики и вседозволенности, завлекли меня по уши. Я читала строчку за строчкой и поражалась глубинам мыслей автора. Все казалось новым, многие проблемные вопросы сразу как-то решились,  захотелось тоже так просто любить и бегать по ночным городам с кем-то за руку. Даже цитату помню, над которой потом так много думала: «— Я тебя люблю. — Но ты же меня практически не знаешь? — А какое это имеет отношение к Любви?» Да-да, думала я .. да-да. Кстати, справедливости ради стоит отметить, что потом лет пять времени  читать Ремарка у меня не было. Но я его любила и всегда всем это не забывала напоминать. А еще с нетерпением ждала, когда его имя появится в списках литературы, которую мы тоннами проходили на филфаке. Вот уж  отвечу на семинаре.. – думала я. Я все расскажу, все эмоции, все- все-все. И с таким настроем я направилась в библиотечку и набрала там чуть ли не все собрание сочинений Ремарка. И вот на досуге наконец-то решила насладиться чтением книги любимого писателя. Открыла, прочитала первую страницу и закрыла. Это было что-то необъяснимое, но больше я его читать не смогла. Все казалось пустым и глупым в этих книгах. А еще эти цитатки. Ну что может сказать алкоголик проституке наутро? Конечно же «Я тебя люблю…».  Ничего против Ремарка я не имею. Но пока что читать его не хочу да и другим до 16+ открывать его не рекомендую.
  Разумеется, читала я и русскую классику. Увлекал Тургенев, Чехов, какие-то сказки. Но очень хорошо помню тот день, когда на перемене в школе открыла чей-то учебник литературы и прочитала впервые «Бэлла», княжна Вера и те самые строчки… «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла…»  Не могу сказать, что меня зацепило созвучное главному герою состояние души. Нет, тут было что-то такое магическое. Только потом уже, раз пятый перечитав «Героя нашего времени» я поняла, что так тянет меня еще раз погрузиться в это роман. Это речь. Потрясающая речь. Кто-то выдающийся писал про икринки во рту, которые катаешь, катаешь, наслаждаясь словами, звучанием…  Вот тоже самое я испытываю когда читаю  произведения Лермонтова, его лирику, его «Мцыри». Невозможно насладиться и успокоиться. Я возвращаюсь к нему часто, хотя уж многое и знаю наизусть.
  А теперь то, о чем я могу много говорить и много молчать. И закрывать глаза под перезвон лаврских колоколов,  и слушать шелест Рождественской елки, и всматриваться в огонек пасхальной лампадки.
«Лето Господне» Иван Шмелев. И еще «Старый Валаам»,  «Солнце мертвых», «Пути Небесные»... Я и не помню, когда и как они пришли в мою жизнь. Кажется, что я выросла во всей этой атмосфере. И пение на клиросе, и журчание ручьев, и паломничества по святым местам, и ночные службы в храме, и жизнь при монастыре, и зимние забавы с друзьями,  – все это было в моей жизни. И есть сейчас.  А Шмелев со своим волшебным дореволюционным детским миром,  Даринька, Горкин, старая лошадь,  Домна Васильна – все как-будто родные, но вдруг ушедшие куда-то назад… Или вперед?! И я еще догоню, увижу, встречу их, таких теплых, своих, русских. Тех, кому можно доверить все свои маленькие секреты и большие грусти, потихоньку вытаскивая их из кармашков грязного платьишка. Тех, кому можно не стыдясь не боясь не прячась крикнуть – Мы русские, с нами Бог! И катиться с ледяной горы, и прыгать через весенние лужи, и бежать по васильковому полю, растворяясь  в лазурном горизонте…


Рецензии