Как я писала сказки. Повесть. Глава 3

                –3–
                А потом была встреча одноклассников.

 Оставшись дома одна, я залезла в интернет  и открыла «Одноклассники». Мне пришло письмо! Писал Юра Вишин. Письмо его было очень кратко: «В пятницу буду в Карачуге. Встреча в 18 часов. Для уточнения деталей мой телефон……». Была среда. Я записала номер в телефон, но сразу звонить не стала, походила по дому, пообщалась с Инной, поболтала с Оксаной, продолжила шить халат. Минут через пятнадцать решительно взяла телефон и набрала номер Юры.
– Алло, – услышала я в трубке.
– Здравствуй, это Аля Синицына.
– Вау! Привет!
– Привет!
– Ну, что, Аля, смотри, я завтра еду в Карачуг, там у меня свои дела, а в пятницу я свободен. Ваня Танчик сказал, что знает тихую кафешку возле парка Мира.
– А точнее не можешь сказать?
– Я сам давно там не был, он говорил, что где-то между седьмым и вторым училищем есть рынок и там это кафе.
– Ага. Примерно представляю, где это.
– Вова договорился в кафе. Я написал всем нашим, кого нашел. Созвонился с Тосей Грак, Юлей Ножкиной. Игорь Дежа отписался, что придет.
– Я напишу всем нашим, кто у меня в друзьях. Настя Витряк может быть придет, но она говорила, что ходит только с мужем.
– Так в чем проблема? Пусть приходит с мужем!
– Я ей передам. Еще Катюшина не знаю телефона, он все время номера меняет, может Тося знает его номер. Нужно будет ей написать.
– Вот и я тоже написал всем, кто у меня в друзьях. Ну, кто придет, с тем и будем общаться.
– Конечно.
– Значит, ты примерно поняла, где это кафе?
– Да. Примерно поняла.
– Ну, телефоны есть, так что будем созваниваться.
– Хорошо. Ну, до встречи.
– Да. Давай. Пока.
– Пока, Юра.
 Еще зимой мне звонила Юля и приглашала встретиться. Помнится, я тогда сказала ей, что у меня нет денег на встречу в кафе или ресторане. Рассказала еще как несколько лет назад, вернувшись в Карачуг, я ходила в нашу школу на ежегодный вечер встречи выпускников. Тогда я не увидела ни одного знакомого мне человека, не говоря уж об одноклассниках. Юля говорила, кажется, что встречу хочет организовать Юра Вишин, и он обещал оплатить все расходы. Она позвонила мне под вечер в конце января, если я не ошибаюсь. Тогда я только стала на учет в центр занятости и не получила еще ни одной выплаты пособия. Работу тоже не предлагали. Встретиться с одноклассниками хотелось, но безденежье сковывало. Было еще одно обстоятельство, из-за которого моя реакция на предложение встретиться с одноклассниками выглядела холодноватой. Мужчина, с которым я жила, был не нашего круга. Это я начала понимать недавно, хотя и жила я с ним недавно. Мне думалось, что совместная жизнь сделает нас ближе, но она только усугубила наше несоответствие друг другу. Эти отношения стали прекрасным подтверждением строк Омара Хайяма: Быть лучше одному, чем вместе с кем попало, и антитезой поговорки: Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Оказалось, что я отношусь к тем немногим непрактичным личностям, которых синица в руке не вдохновляет. Ну, да ладно об этом. Просто, видимо, я подсознательно чувствовала, что после общения с одноклассниками мне будет трудно продолжать отношения с этим человеком. Юра Вишин, как свидетельствовала наша краткая переписка в «Одноклассниках», появился в числе моих друзей на сайте в январе этого года. Не помню уже, кто кому отправил приглашение в друзья: я бывала дома нечасто, а ведь только тогда я заходила на сайт с компьютера сына. Юрин ответ на мой вопрос был каким-то сухим, он написал, что занимается бизнесом, имеет семью, троих детей и внука. Я предубежденно провела параллель со своим бывшим шефом, и подумала: кто я для него? Юра был в числе моих друзей. Иногда он выкладывал свои новые фото, я ставила оценки на тех, что мне понравились. Мы не переписывались. Поэтому, меня приятно поразило его: «Вау!». Многие события  9-10 классов я не помнила, многих соучеников не помнила. Пока Юра не появился в «Одноклассниках» я о нем не вспоминала. Возможно, все это не случайно. Юра дружил с Валерой Гапагулей. Я  была влюблена в Валеру весь десятый класс. Через два дня после выпускного Валера погиб. Переживала я это событие очень тяжело. Может память моя решила, что мне не все нужно помнить?

 От размышлений меня оторвал телефонный звонок, звонила подруга.
– Да, Оксанка.
– Ну, на какой ты стадии?
– В смысле? – Озадаченно спросила я.
– Привет, родная! Ты забыла, что идешь сегодня на свидание? Собралась уже?
– Ой! Точно. Забыла!
– Так давай собирайся! Ты чем занята?
– Халат шила.
– Ну, ты даешь! Ей на свидание идти, а она халат шьет!
– Да, я по поводу этого свидания вообще не заморачиваюсь.
– А вы во сколько встречаетесь?
–В семь вечера.
–Ничего себе! – Эмоционально как всегда отреагировала подруга, – так уже пятый час, а ты еще и не думала собираться!
– А что? Что мне собираться? Оденусь и поеду.
– Ну, так нужно же накраситься, я не знаю. Ну, что еще там?
– А что еще там? Секса на первом свидании не будет!
– Ха-ха-ха-хи, – подавилась смехом Оксанка, – причем тут секс?! Ты хочешь человеку понравиться?
– Пусть увидит меня обычной, а потом можно будет и поражать своим внешним видом. Пусть он думает о том, чтобы мне понравиться. Буду я еще ради неизвестно кого стараться. Вот в пятницу у нас встреча одноклассников, – проговорила я задумчиво, – вот туда нужно будет готовиться. А сегодня – это так.
– Ладно, Альчик, мне на автобус пора, удачки тебе! Пока.
– Пока, – протянула я, озадаченная своими же словами.

Ну, что ж, времени, действительно, осталось мало. Я сложила швейную машинку, достала джинсы, куртку, оделась, накрасила губы блеском и вышла из дому, рассчитав время так, чтобы не приехать на двадцать минут раньше, по своему обыкновению. К месту встречи я подъезжала, опаздывая на одну минуту. Звонка от мужчины, с которым я встречалась сейчас, не было. Значит, еще не начал нервничать, решила я, выходя из маршрутки. Нужно было перейти дорогу, но на оговоренном месте я не видела мужчины, подходящего под описание, которое он дал себе накануне.

 Пока я переходила дорогу, место для встречи мне нравилось все меньше и меньше. Я не знала, что площадку перед речпортом водители такси используют как стоянку, иначе договаривалась бы о встрече в другом месте. Машины и люди стояли в тени, вдали от фонарей, оттуда было хорошо видно всех подходящих.  А, чтобы рассмотреть любого из них, нужно было подходить к каждому. «Ну, нет, такого от меня не ждите, – решила я и пошла вдоль остановки. – Кому нужно, подойдет или наберет по телефону, сам ведь говорил». Пройдя большую часть остановки, я оглянулась и увидела грузного мужчину в расстегнутой коричневой куртке, как он и говорил мне накануне, в брюках, трудноопределимого цвета, обвисших на коленях; картуз из кож зама сдвинут на затылок. Мужчина держал в руке телефон и смотрел в мою сторону. Он мне не понравился. Вероятно, я ему тоже не понравилась, если это был он, потому что звонка не последовало. Я решила, что можно маякнуть, но результат был тем же. Разозлившись, я звонила до тех пор, пока телефон сам не отключился и сообщил мне, что абонент не отвечает. Ха-ха! Ладно, прогуляемся вечерним городом. Когда бы я еще вышла в центр города вечером?! А ведь я так люблю фонари, освещенную дорогу, улицы, рекламу магазинчиков! Небо вроде опустилось и приобняло всех, укутало пледом людей и город. Романтическое время!

Пройдя две остановки, я насладилась в полной мере любимыми видами, и меня потянуло домой. Обсудив с подругами по телефону эту «то ли встречу, то ли нет», я села на подошедшую маршрутку и спокойно поехала домой. Теперь можно было заняться любимыми делами и ждать встречи одноклассников. Одно меня беспокоило: во вторник мне подготовили зубы к протезированию, и я стеснялась широко открывать рот и улыбаться. Нужно будет все время напоминать себе, чтобы не сильно открывать рот или хотя бы прикрывать его ладошкой.

 Не знаю, почему я не захотела сесть возле Игоря, а выбрала место рядом с Юрой.
 Мы танцевали, и, движимая внезапным импульсом, я спросила его:
 – Юра, скажи, мне Настя Витряк пару лет назад сказала, что вы с Валерой Гапагулей приходили к ней и звали ее погулять, но чтобы она и меня позвала. Хочу узнать от тебя.

 Юра, придерживая меня за локоть, увлек в зал, где стояли столики. Я не успела оглянуться, как уже сидела рядом с ним, и он пытался в нескольких словах рассказать мне многое:
 – Мы делили тебя…
 Думаю, что мой взгляд был достаточно выразительным, потому что Юра продолжил:
 – Ты нравилась нам обоим…

 Ребята решили перебраться из танцзала к нам, и посидеть за столом.
 – Вернемся туда, где никого нет, – предложила я.
 – Да я весь мокрый! – Произнес Юра, вытирая лоб.
 – Я – тоже.
 – Знаешь, лучше на улицу выйти, – он уже вел меня к выходу.
 – Там дождь, и Ваня с Игорем.
 – Ничего, мы под козырьком станем, а они далеко разговаривают…. Ты нравилась нам обоим, – повторил Юра, – и Валера сказал, что будем драться за тебя, но я сказал, что драться с ним не буду.
 – А сказать мне не пробовали? – Тихо произнесла я. Сложно сказать, услышал ли это Юра, потому, что он продолжал говорить:
– Я понимал, что мне ничего не светит: вы так подходите друг другу, а у меня нет шансов.

 Мы вернулись за стол. Застолье и беседа продолжались, но мне стало грустно. Я постаралась, чтобы никто из одноклассников ничего не увидел…

…Он появился в нашем классе в октябре. Девятый класс.

 Так вот, его привел на перемене наш классный руководитель В.В., представил всем ученикам. Сразу же оказалось, что Юра Вишин живет с ним в одном доме и дружил с ним с детства. И я влюбилась. Валера, так звали нашего новенького, был высоким темноволосым и темноглазым юношей. Волосы его вились. Лицо Валеры было очень примечательно: нос с горбинкой, а губы полные. Многие считали его уродливым, химичка всегда дразнила его губошлепом. Для меня он был самым красивым. Фигура его была отличной: широкие плечи, высокий, стройный. Как говорили поэты, стан его был тонкий, как тополь, но, в то же время, мускулистый. Я влюбилась в него по уши. Меня  так и тянуло смотреть на него. Сидела я с Олей Ледневой за первой партой возле окна, а Валера с Юрой сидели за последней партой в среднем ряду. На уроках я постоянно оглядывалась на него. А за предпоследней партой в крайнем ряду у стены сидел Игорь Дежа, и, возможно, он думал, что я оглядываюсь на него. Не знаю, может, у других не было такой проблемой  как для меня благосостояние их родителей, но для меня это было чудовищной проблемой. Мама еще постоянно  приводила мне в пример Славку Катюшина, с которым я сидела раньше, и с мамой которого она дружила. И каждый раз мама добавляла, что нужно искать любимого по себе. Предполагалось, что одного материального состояния. Почему-то ни одинакового воспитания, ни одинаковых взглядов на жизнь, а одинаковой бедности, потому что мы были бедными. Вот так, еще тогда, не имея денег, не зная ни как их зарабатывать, ни как правильно распределять, воспитанная в презрении к умению зарабатывать деньги, я уже была привязана к тому, что людей меряют по их деньгам. И, естественно, я стыдилась, что отсутствие денег лишает меня многих вещей. И жизнь нашего класса, казалось, подтверждает мамин взгляд.Это был один из моих страхов. А Валера был из обеспеченной семьи. Он прожил с родителями четырнадцать лет с перерывами в Германии. Говорили, что его отец – военный хирург. Одевался Валера очень хорошо. Но, что его, кроме необычной внешности, выделяло среди нас, особенно среди некоторых моих одноклассниц, так это простота в общении. Я, конечно, комплексовала рядом с ним по полной программе. А может это были не комплексы, а приметы моей влюбленности? Не знаю. Но, когда мне нужно было что-нибудь ему сказать, язык прилипал к небу или вдруг распухал во рту, голос отказывался мне служить. Я хотела быть естественной, раскованной, но все попытки начать разговор становились какими-то деревянными. Это было ужасно! Я не знала, знает ли он, что я в него влюблена, видит ли кто-нибудь из одноклассников, как я в него влюблена. Поначалу я не говорила никому, потом поделилась этим с Олей Ледневой, со временем – с мамой. Стихи не спасали, и нужно было рассказать живому человеку о своих чувствах. Я так мечтала прикоснуться к нему! Он ходил на дискотеки в городе. Но у меня не было одежды, в которой я бы могла пойти! Если у меня был сарафан, то не было нормальных сапог, а если было это, то не было нормального пальто. И одна я бы ни за что не пошла на танцы. У меня и парней взрослых, кроме Сашки Цвех, с которым мы повстречались немного, а потом мне пришлось отбиваться от него, когда он пытался меня изнасиловать, и не было. Пара сверстников, с которыми я встречалась, ходила, взявшись за ручки, пару раз целовалась;  Женя, который хотел чего-то от меня, но я его даже не поняла, – вот и весь мой опыт на тот момент. Я не умела себя вести с парнями, отказывать в танце, в общем, боялась. Однажды на переменке мы стояли возле учительской у окна, ожидая звонка на урок, и наши локти соприкоснулись. Меня пробил электрический ток. Думаю, что его тоже. Дом Валеры стоял параллельно моему дому, окно его кухни и зала выходило в сторону, куда выходило окно моей комнаты. Я вычислила, или узнала, где его окна, и часто простаивала у окна, пытаясь увидеть его. Иногда я вроде бы и видела кого-то, можно было помечтать, что это Валера. И, конечно, я мечтала. Два раза мы собирались классом дома у ребят, отмечали 23 февраля и 8 марта, танцевали, но ничего между нами не происходило. Весной Валера начал встречаться с девочкой из нашего класса. Девчонки бегали за ним табунами, устраивали драки и шумные разборки. Я так не умела никогда, и считаю, что это мужчина должен завоевывать женщину. А мы с Валерой стали общаться, и результатом стал обмен книгами. Я взяла у него художественные книги почитать. В перерывах между экзаменами небольшая компания одноклассников ездила на Днепр, на Зеленый остров, отдыхать. И там Валера оказывался для меня недостижимым: я не умела играть в волейбол, не любила, не умела толком плавать, а он учился кататься на водных лыжах. Последняя моя надежда была на выпускной вечер. Я решила, что пойду и приглашу его танцевать, когда объявят белый танец. Но и эта надежда оказалась неосуществленной, потому, что Валера танцевал со своей девушкой, а потом наши ребята пили водку. После встречи рассвета нужно было еще сходить в школу. Через два дня я собиралась ехать в Днепропетровск, подавать документы в ДГУ на русское отделение филфака. Собрав Валерины книги, я решила занести их ему. Мы проболтали с ним очень долго. Он тоже хотел поступать на мехмат, но понимал, что не сможет сдать математику. Два дня до поездки я мучилась сомнениями. Я была уверена, что могу подготовить Валеру к поступлению, но не успею подготовиться сама, и тогда мне придется поступать вместе с ним в институт. Пугало меня то, что я бледная, неяркая, неинтересная рядом с другими девушками. И они отобьют его у меня. Сколько раз я уже набирала номер Валеры, но так и не позвонила ему. Почти через неделю я приехала.

 Стоял жаркий июльский день. Мама и папа были на работе. В моей комнате было душно, она казалась нежилой. На письменном столе я нашла записку от папы. В ней, после советов сильно не переживать и не делать глупостей, было написано, что Валера Гапагуля разбился насмерть и похороны его уже состоялись. До меня  не сразу дошел смысл написанного папой.

 Дальше была ужасная полоса отчаянья в моей жизни. Я плакала. Считала, что если бы предложила Валере подготовить его к поступлению в институт, то он был бы жив…

  …  Дальнейшие события нашей встречи…. Во мне будто клацнули переключателем, и два человека уже принимали участие в происходящем. Один был на встрече, слушал рассказы одноклассников, даже вставлял свои реплики, а другой – переваривал полученную в разговоре с Юрой информацию.

 А встреча продолжалась: кафе закрывалось; мы решили, что нужно продолжение общения, и Светлана пригласила нас к себе. Жила она далеко, а восемь человек в машину не поместятся. Поэтому Ваня повез Светлану, Тосю и меня первыми, а за остальными должен был вернуться. Вначале мы заехали в гаражи, где Ваня помог Свете осуществить ее давнюю мечту: пострелять. Потом мы обогнали небольшую колонну наших друзей.

 Домой я вернулась под утро. После краткого сна, занятая с Софийкой, я прокручивала весь день то, что услышала, увидела, вспомнила. И лишь поздно вечером, пересмотрев фотографии, разревелась. О чем я плакала? О юности, об утерянных возможностях, о потерянных на десятилетия людях…. Трудно точно сказать. Я долго еще вникала в это. А потом я поняла, что увлеклась Юрой. И прошла все этапы от осознания этого факта до попыток себя образумить и даже сбежать от своих чувств. Были и намеки, и психи, и мечты обнять и увидеть, и благоразумные мысли не грешить. Но проходят месяцы, а сердце все равно глупо и неразумно радуется его присутствию на сайте, он меня вдохновляет.
 
 Я писала стихи, прозу, вспоминала его взгляд в машине, и влюблялась в него больше и больше.
    
                ***

  Что побудило меня к тому, чтобы воспринимать его не просто как друга, а как мужчину, достойного моего внимания? Самые элементарные вещи: кроме его харизмы, молодости и креативности, – внимание ко мне, то, что он заступился за меня, его лучистые глаза и объятия  при прощании. Да  уж, права мысль, бродящая по интернету, что обыкновенное внимание к человеку в наше время расценивается как нечто большее.


Рецензии