Рыбалка на Енисее

 1. ДВОЙНАЯ СОСУЛЬКА И ОДИН САПОГ.

Было это на Таймыре. После ледохода в середине июня на Енисее хорошо ловится белая рыба. Пригласил меня мой коллега и друг Николай Николаевич Лашов на рыбалку, а ехать нужно было из Норильска на электричке около ста километров по самой северной в мире железной дороге в столицу Долгано-Ненецкого автономного округа – город Дудинку. По времени электричка приходит во втором часу ночи, благо Полярный день. Среди пассажиров в электричке было человек тридцать рыбаков. По прибытии пересаживаемся в специально подошедший автобус и едем до рыбозавода. Дальше по берегу Енисея пешочком до места рыбалки. Енисей большой, и любимые места рыбалки у всех свои, а у многих по правому высокому берегу выстроены рыбацкие избушки. Высыпали все из автобуса большим дружным рыбацким коллективом, растянулись в одну длинную цепь, и вперед, к низовьям Енисея. Погода после ледохода всегда неустойчивая. И в этот раз дует в лицо холодный северный ветер и брызгает мелким дождичком со снегом. Все рыбаки бывалые: тёплая одежда, шапки, обувь  –  болотные сапоги. Вода в реке высокая. По берегу трехъярусные нагромождения льдин полутора-двухметровой толщины, и такое впечатление, что шествуем по дорожке вдоль трёхэтажных зданий, выстроенных  изо льда матерью-природой. Тропка узенькая  –  на одну ступню, а местами её вообще нет, и поэтому приходится шлёпать по ледяной воде. На ногах под сапогами шерстяные сухие носки, под ними х/б носки, а поверх шерстяных – безразмерные, и то ноги мёрзнут. Двигаются все молча, сосредоточенно. Не до шуток, не до разговоров. Дистанция между идущими  метров пять-шесть.

Вдруг вижу – навстречу общему потоку движется паренёк из коренных, а так как тропа занята длинной вереницей людей, то бредёт рядом с тропой по воде. Меня поразило то, что он на ходу сосал длинную сосулю от льдины. А льдины, надо сказать, не монолитные, а состоят из плотно смёрзшихся между собой длинных тонких кристаллов. Вот такой моцион: по лодыжки, а где и по колени в холоднющей воде против течения и так распарился, что ветер и дождь со снегом его от невыносимой жары защитить не могут. Предпринял дополнительные меры против перегрева организма и от теплового удара. Когда же мы почти поравнялись, оказалось, что у него из носа висит длинная-длинная, пардон, сопля. И, казалось, что он одну сосульку держит во рту, а вторую, одновременно, вставил в нос.

Мне так захотелось поделиться впечатлениями с товарищем, но это пока было невозможно, поскольку в общей цепи между нами шли ещё три человека. Когда же пришли на место, спросил у него, видел ли он то, что видел я?
–  Ты про того паренька спрашиваешь, который  в одном-то сапоге прошёл?..

 2. И ВЕЧНЫЙ БОЙ! ПОКОЙ ИМ ТОЛЬКО СНИТСЯ...

Батюшка-Енисей после ледохода всегда демонстрирует свой суровый нрав, хотя при этом особенно величав и щедр к рыбакам. Для многих любителей рыбной ловли после продолжительной, скупой на положительные эмоции, норильской зимы, это самая долгожданная пора, сравнимая, разве что, с открытием охотничьего сезона у охотников.

Добрались мы с товарищем до его любимого места рыбалки. Он человек бывалый. Экипировке и снаряжению уделяет особое внимание. Любитель ходить на рыбалку в одиночку и на долго, но в этот раз пригласил меня в качестве своего гостя. Взял он с собой палатку в комплекте с тентом от дождя, спальный мешок на гагарьем пуху, туристический коврик, походную газовую плиту с запасными баллончиками и много разнообразных донных удочек для ловли рыбы. Быстро наковыряли греющихся у поверхности земли дождевых червей, настроили удочки, поставили палатку, приготовили себе постели, натаскали с побережья топлива для костра, сложили кострище и занялись приготовлением завтрака.

По соседству с нами, чуть выше по теченью устанавливал свои снасти коллега по страсти. Подходит к нам:
– Мужики, я тут на рыбалке не один, нас много приехало, но все ушли туда, – махнул он рукой, – вниз, а я всегда на этом месте располагаюсь. Схожу-ка я к ним на пару часиков? Ничего?
– Да иди, конечно, если тебе хочется.
 И наш сосед скрылся за нагромождениями льдин.

Тут у нас началась "горячая" пора. То на одной донке просигналит колокольчик, то на другой, то на третьей, а то и на нескольких одновременно. Пришлось побегать немножечко. Когда поутихло, вернулись к прогоревшему костру, восстановили его былую силу и продолжили приготовление завтрака.

За горячей гречневой кашей с тушенкой, дымящимся у губ чаем, за разговорами время  пролетело быстро. Смотрим – идёт наш сосед. Спотыкаясь, но каким-то не постижимым образом, всё же, удерживая равновесие. Прошел, не заметив нас, к своим донным удочкам и начал над ними "колдовать". Вытянет леску на берег, повозится над ней, размахнётся сильно-сильно и как швырнет что есть мочи... Метрах в пяти от его ног – фонтанчик от упавшего грузила. Снова вытягивает лесу из воды, снова "колдует" над крючками, снова разбегается, замахивается и... зашвыривает грузило в сторону открытого космоса... Метрах в пяти от кромки воды – фонтанчик. Все манипуляции повторяются с завидной последовательностью ещё много раз. А куда, вообще, можно забросить грузило с крючками, если при этом стоять ногами на валяющейся спутанной леске? В конце концов "рыбак" выбивается из последних сил и, ткнувшись головой в мокрые холодные камни, затихает. Его шапка при этом валяется где-то в стороне. Не погибать же парню в не равном бою с "зелёным змием"! Поднимаем его с холодных мокрых камней, тащим к костру, что-то подстилаем под него и укладываем спать. Сами уходим в палатку, предварительно прогрев её с помощью газовой плиты.

Проходит часа два-три, заглядывает он к нам в палатку, и, как в кинофильме "День сурка", один в один повторяет свою речь о товарищах, к которым ему надо бы сходить. Мы, не выходя из палатки, благословляем его на ратный подвиг в героической борьбе с "зелёным змием" и продолжаем “медитировать” в спальных мешках.

…Снилась мне мчащаяся по заснеженной дороге тройка коней с санями и малиновый перезвон бубенцов под дугой… .  От этого звона и проснулся. Несколько донок  в режиме «паника» звали на работу. Так рыбаки и просыпают путину. Разбудил товарища и, вперёд – выполнять план. По соседству с нами тоже вовсю шло “выполнение плана”. Мы не знали, что нам делать: то ли заниматься рыбной ловлей, то ли смотреть бесплатный концерт. Умудрялись совмещать приятное с полезным. "День сурка" продолжался. Клёв рыбы был хоть и активным, но не долгим и вскоре прекратился вовсе. Рыбье настроение,  как известно, сильно зависит от капризов погоды. Наш сосед тем временем, не выдержав издевательств над человеческим достоинством падающих рядом с берегом грузил, в очередной раз прилёг на истоптанный, холодный берег обогревать его камни. Нам опять пришлось жертвовать костром, а самим лезть в палатку, хотя спать уже и не хотелось. Просто лежали в спальниках, и, прислушиваясь, не зазвенит ли где колокольчик,  тихо вели беседу на разные темы. Мой товарищ очень начитанный и интересный собеседник с богатым жизненным опытом и со сложной интересной судьбой человек.  Иногда то с одной, то с другой стороны до нас доносился звук раскрывающейся с лёгким взрывом прогретой на солнце льдины. После такого взрыва на берегу "расцветает огромный хрустальный фантастически красивый цветок".

"День сурка" продолжался двое суток. К исходу второго дня наш сосед, придя откуда-то снизу в относительно трезвом состоянии, направился сразу к нам. Посидел немного у костра. Отказавшись от чая, коротенько рассказал о себе: где работает, где живёт. Записал на подвернувшемся под руку клочке бумаги свой адрес, пригласил в гости, поблагодарил, что не дали ему замёрзнуть, объяснил, что он сюда приехал не на рыбалку, а попить водочки так, чтобы жена не мешала, и в гордом одиночестве убыл в сторону порта. Для нас тогда так и осталось загадкой, куда он отлучался, кто его коллеги по уничтожению зелья и почему он уехал один?

После себя на берегу он оставил несколько спутанных донных удочек. На крючках некоторых из них были не снятые, уже подвяленные рыбы. Ещё через три дня уехали домой и мы с товарищем.

 Эта рыбалка надолго врезалась в память  многократным повторением одного и того же короткого эпизода из жизни любителя “горькой”. Где-то он сейчас и как сложилась его дальнейшая судьба?..


Рецензии